Новость из категории: Обзоры, PC, PlayStation 4

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2

Несмотря на любовь к творчеству студии Ninja Theory, мы не особенно интересовались Hellblade как игрой. Куда больше она интриговала как эксперимент: удастся ли команде из полутора десятков человек буквально за копейки создать проект ААА-уровня?

ИНДИ-БЛОКБАСТЕР

Ранее компания уже успела выпустить несколько крупных игр. Не важно, чем они были – приключением в зелёном постапокалипсисе, фэнтези о волшебном мече или слэшером про подростка-нефилима, – проекты этой студии всегда отличались эмоциональными сюжетами, чудесной музыкой и экшеном с холодным оружием. Только вот продажами Ninja Theory похвастаться не могла. В какой-то момент перед студией встал нелёгкий выбор: делать игры для мобильных телефонов или вовсе закрыться.

Долго, впрочем, за «мобилками» просидеть они не смогли. И тогда у руководства родилась идея: а что, если в корне изменить производственные процессы и попытаться сделать так же круто, но дешевле?

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2
Роль Сенуа исполнила Мелина Юргенс – видеомонтажер студии. И хотя никакого актёрского опыта у неё до этого не было, Мелина отлично вжилась в образ

Они попробовали. В команду вошли лишь двенадцать человек, первый трейлер сделали за несколько сотен фунтов, motion capture записывали прямо в офисе, используя купленное на eBay барахло вроде шлема для крикета (он помогал с захватом лицевой анимации). И шаг за шагом дотянули аж до самого релиза.

Недостаток денег и рук в Hellblade и вправду почти не ощущается. Здешний мир выглядит восхитительно, лицо и мимика героини словно настоящие. Звучит игра тоже лучше многих: здесь и отличная музыка от лидера группы Combichrist Энди Ла Плагуа, и хвалёный бинауральный звук (когда понятно, где его источник).

Даже маркетинговой кампании позавидовали бы некоторые крупные издатели, – за попытками сделать инди-ААА следили многие. Без всякой рекламы – просто потому что интересно.

Только вот «проекта мечты» всё равно не получилось. И, что забавно, большая часть проблем лежит в области, меньше всего зависящей от бюджета: игру подвёл геймдизайн.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2
Никаких подсказок, списков комбо или обучающих видео здесь нет, все тонкости приходится разузнавать и осваивать самому

ЧТО ТАКОЕ БЕЗУМИЕ

Благодаря умению Ninja Theory рассказывать истории и нагнетать атмосферу поначалу это почти незаметно. Сюжет основан на скандинавской мифологии. Девушка по имени Сенуа всю жизнь страдала от «проклятия», или, проще говоря, психоза. От сумасшедшей героини отвернулись даже родные – все, кроме её возлюбленного. Так что, когда его убили, Сенуа отправилась прямиком в мир мёртвых, Хельхейм, навстречу монстрам и собственным страхам. И все ради того, чтобы вернуть душу единственного близкого ей человека.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2
Сценарий не самый простой для восприятия. Где-то приходится достраивать картину самому. Это не недостаток, но понравится не всем

Первое время, правда, проникнуться историей не удаётся из-за её спорной подачи. Закадровый голос сначала всячески избегает конкретики и просто философствует – и это совершенно не хочется слушать. А кат-сцены, пожалуй, единственное, что по-настоящему пострадало от недостатка денег. Большая часть событий в роликах разворачивается на тёмном фоне. Показывают одну Сенуа, большинство других персонажей появляется только в виде силуэтов, голосов или «живого» видео, что на фоне компьютерной графики смотрится диковато.

Но всё меняется, как только разработчики выдают первые сведения о жизни девушки. Постепенно удаётся собрать картинку – понять, почему героиня стала именно такой, почему готова пожертвовать душой ради спасения возлюбленного. Даже начинаешь замечать параллели между основной сюжетной линией и мифами, которые здесь тоже озвучивают.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2
История Сенуа далеко не единственная в Hellblade. Нашлось здесь место и для множества самых разных скандинавских легенд

Вырисовывается целая история жизни одного несчастного человека. История отнюдь не глупая и с серьёзным посылом, о том, как тяжело жить с психическими заболеваниями среди настоящих монстров – обычных людей. И хотя это не тот рассказ, который хочется вспоминать годами, послевкусие все равно остаётся приятное.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2

Но главное даже не это. Hellblade не столько про сюжет, сколько про эмоции героини, игра буквально погружает в мир Сенуа, даёт возможность прочувствовать её переживания, услышать всё её ушами и увидеть всё так, как видит она. И самое сильное здесь – атмосфера полного, подлинного безумия. Мир Hellblade сам по себе хорош: живописные леса и горы, древние постройки, полумёртвые враги... Но, когда в дело вмешиваются страхи героини, происходящее на экране становится ещё более убедительным.

Во-первых, Сенуа слышит голоса. Множество голосов, причём постоянно. Идут они с разных сторон (спасибо объёмному звуку!), почти не затихают, комментируют историю, подсказывают что-то, смеются, спорят, ругают, сбивают с толку – в общем, нагнетают атмосферу так, словно с ума сходит вовсе не Сенуа, а вы сами.

Во-вторых, здесь всё время происходит что-то безумное: крики, иллюзии, меняющиеся на глазах локации. Нашлось даже место для моря мёртвых с настоящими горами из тел, чьи руки непрерывно тянутся к игроку. Выглядит завораживающе.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2
Несмотря на все красоты, Hellblade все-таки ближе к инди, чем к блокбастерам

В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ

Только вот, когда дело доходит до игрового процесса, вылезают самые разные проблемы. Условно игру можно разделить на две части: исследование мира с головоломками и сражения. На первый взгляд, с ними всё замечательно.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2
Экшен в игре хороший, но его куда меньше, чем думали многие

Бои выстроены по классической схеме. Есть тяжёлая и лёгкая атаки, рукопашные удары, уклонение, блок, парирование, замедление времени – и все это нужно комбинировать, находя эффективные связки. Враги тоже бывают разными: обычные с мечами, «тяжёлые» с секирами, викинги со щитами, шустрые товарищи с метательными топориками и даже боссы с уникальным набором атак и уязвимостей. Зачастую они нападают по несколько штук с разных сторон, заставляют маневрировать и следить за всем полем боя. При этом каждый удар или блок ощущается тактильно, чуть ли не всем телом – управление тут интуитивное. Казалось бы, всё прекрасно.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2

Такое же впечатление складывается и на другом фронте, в исследованиях и головоломках. Их здесь куда больше, чем сражений. Задачки разные: найти на уровне скрытые символы, взглянуть на объекты под определённым углом, чтобы сложить из них картинку. Есть даже этапы, где нужно открывать двери в одном мире, чтобы разблокировать проход в другом.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2

Однако везде вылезают какие-то мелкие, но всё же недостатки. Во время сражений в тесных пространствах фиксированная камера утыкается в стены из-за передвижений врагов. А головоломки раздражают из-за слабого дизайна уровней. Да, все уровни здесь выглядят богато, но ради красоты страдает функционал. Какие-то места напоминают нагромождение объектов, где трудно найти нужный путь. Иногда не совсем понятно, куда можно зайти, а где дорогу преградит невидимая стена. Или проход и вовсе скроют где-нибудь в тёмноте в углу.

При этом геймплею не хватает изюминки и глубины. Сражения интересные, но в них нет второго дна или простора для экспериментов, и, как только понимаешь, что делать, и заучиваешь паттерны поведения врагов, все схватки становятся однотипными (хотя надоесть все равно не успевают). Да и задачки не удивляют: тут открыл дверь, вернулся назад, там открыл дверь, побегал кругами, пока не обнаружил нужный символ, и так далее.

К тому же игра не всегда поддерживает нужный темп. В какой-то момент вас могут задавить кучей врагов и множеством схваток подряд, а следом отправят целый час блуждать среди головоломок. Где-то один и тот же тип задачек будет повторяться, а потом вас и вовсе оставят скучать: знай себе беги вперёд, слушай голоса. Из-за этого игра местами напоминает многочисленные «симуляторы ходьбы».

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2

К счастью, общее впечатление спасают выкрутасы психики Сенуа. Механики могут повторяться, но, когда тебя просят найти символы, убегая по лабиринту от огненного монстра, выходит уже интереснее. В следующий момент разработчики могут погрузить игрока в темноту, заставляя ориентироваться только по звуку. Или «поселить» в этой темноте чудовище, боящееся света, и придётся бегать от одного освещённого участка к другому и беречь факел. Да и то самое море мёртвых со сражениями между горами трупов производит то ещё впечатление. К концу истории кажется, что прошёл уже всё – огонь, воду и кучу шизофренических испытаний.

***

Так удался ли эксперимент? Скорее да, чем нет.

Ninja Theory опредёленно есть чем гордиться. Маленькая команда со скромным бюджетом создала прекрасную игру с морем креатива и смелых решений, атмосферой психологического триллера, убедительной картинкой, звуками, историей и механикой. В общем, совершила настоящий подвиг, достойный уважения и восхищения.

Только вот Hellblade всё равно не сравнить с типичными ААА-играми, да и не то чтобы хочется. У игры особый нрав: кого-то она оттолкнёт стилистикой, кого-то прорвой задач и блужданий (ждали-то в основном боёв!), кого-то непростым для восприятия сюжетом. Да и в плане полировки, постановки и количества деталей до «гигантов» Hellblade всё равно не дотягивается.

Как бы то ни было, других таких проектов пока нет, а последнее слово будет за продажами. Подход Ninja Theory вполне может если не изменить индустрию (секретами экономии разработчики обещали поделиться), то хотя бы обеспечить студии безбедное будущее. В это хочется верить – нам уже не терпится увидеть их новую историю.

Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор №2

Вердикт

Из Hellblade не вышел полновесный проект ААА-класса, но это очень красивая, атмосферная, умная и творческая игра, что для проекта с минимумом средств – настоящее достижение. Если вы не боитесь голосов, хитрых сюжетов, задачек и долгих блужданий, попробовать определённо стоит. Тем более за такую цену.



Итоговая оценка: 8 баллов из 10!

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Перевести статью:

Похожие новости

Комментарии

Информация

^ Наверх