Новость из категории: Информация

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED

Как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED 16 апреля 2020 года нас ожидает релиз Cyberpunk 2077 — нового проекта CD Projekt RED, создателей «Ведьмака». На этот раз они обратились к вселенной Cyberpunk— настольной ролевой игры, вышедшей ещё в 1980-е годы, когда одноимённый жанр стремительно завоёвывал популярность. Разбираемся, что нам сейчас известно о грядущей видеоигре и какие элементы она позаимствует из настольного оригинала, а какие оставит за бортом.

Кибернетические панки

Киберпанк — литературный жанр, сложившийся к середине 1980-х годов. Несколько писателей, в том числе Джон Ширли, Пэт Кэдиган, Руди Рюкер и, конечно, Брюс Стерлинг с Уильямом Гибсоном, провозгласили себя пионерами нового направления, а затем какое-то время активно продвигали этот бренд. При этом сам Гибсон уже в 1990-е годы признался, что их начинание было скорее маркетинговым проектом: у молодых писателей было не так уж много общего, кроме совместного неприятия сложившихся канонов фантастики, которые казались им устаревшими. Одной из форм бунта стал разного рода «шок-контент»: сюжеты с каннибализмом, наркотиками и проституцией, положительная оценка терроризма, преступники в роли главных героев. Всё это создало новому направлению не вполне оправданную репутацию «уличной фантастики», за которую его, однако, полюбили фанаты.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Визуальная эстетика «Бегущего по лезвию» определила облик киберпанка на десятилетия

Отдельный вклад в этот процесс внёс кинематограф, в первую очередь — «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Визуальная эстетика киберпанка сложилась во многом именно благодаря этой картине, а не скупым, обрывистым описаниям из литературы. Но искать какой-то единый первоисточник смысла нет — творчество писателей-киберпанков и фильм Скотта, а также ряд других, менее известных кинокартин просто дополняли друг друга.

Своим подлинным рождением жанр обязан фанатам. Именно они популяризировали принцип High tech, low life («Высокие технологии, жалкая жизнь»), превратив отдельную фразу из введения к сборнику «Сожжение Хром» в девиз нового движения. Они же утвердили идею, что в центре киберпанка стоит борьба между правящими миром корпорациями и уличными бунтарями. Иронично, что такая композиция, по сути, довольно близка к фантастике, которая киберпанку предшествовала — и от которой его авторы хотели отмежеваться. Одинокие герои боролись против всемогущих правителей мира всю историю западной литературы. Но, так или иначе, из смешения старых сюжетов и новой эстетики родилось представление о жанре, который завоевал тысячи сердец. И именно на это представление ориентировался Майк Пондсмит, когда в 1988 году решил создать новую систему для настольных ролевых игр — Cyberpunk 2013.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Майк Пондсмит, бессменный автор всех редакций Cyberpunk, сейчас консультирует разработчиков из CD Projekt RED

В 1988 году Пондсмит находился в начале своего творческого пути. За его плечами был всего один большой проект — ролевая система Mekton, посвящённая меха и вдохновлённая вселенной Gundam. И вот он взялся за создание игры по киберпанку. По его собственному признанию, основным источником вдохновения ему служили не книги, а картина Скотта. Пондсмит пытался передать в своей игре нуарную атмосферу «Бегущего по лезвию» — и до определённой степени преуспел.

При этом он не просто делал продукт «от фанатов для фанатов», но решал и геймдизайнерские задачи, связанные со свежими тенденциями в индустрии настольных ролевых игр. Само это хобби появилось в 1970-х, из настольных варгеймов, у которых оно многое заимствовало. Первые RPG были скорее тактическими играми, где ролевой элемент выражался в малом масштабе событий и наличии у отдельных «юнитов» собственных уникальных целей, а сама игра по-прежнему сводилась к сражению.

Однако за 15 лет игроки изменились, их требования стали разнообразнее. Всё большему и большему числу ролевиков хотелось не только убивать чудовищ, но и видеть в игре социальные, этические и идеологические конфликты. И конец 1980-х породил целый ряд игр, стремившихся соответствовать этим требованиям. Одной из них была как раз Cyberpunk 2013. Она быстро завоевала популярность, и через два года, в 1990-м, Пондсмит выпустил вторую редакцию правил — Cyberpunk 2020. Именно это «та самая» настольная ролевая игра по киберпанку, от которой отталкиваются разработчики из CD Projekt RED. Чего же в ней такого особенного?

Мрачное прошлое

Первая редакция игры выходила в виде небольших брошюрок, где мир будущего был описан не очень подробно. Автор сосредоточился на том, чтобы включить в игру как можно больше общих, узнаваемых типажей, и не пытался уходить в частности. А вот во второй редакции, в рамках которой вышло множество отдельных книг и материалов, он уже создал собственную уникальную вселенную.

Формально миры настольных ролевых игр часто тяготеют ко вторичности. D&D опирается на клише из эпического фэнтези, Мир Тьмы — из городского, «Мёртвые земли» основываются на вестернах, а «Седьмое море» вдохновлено романами «плаща и шпаги» и их экранизациями. Но разработчики всегда изменяют оригинальный материал, создавая нечто новое. Это делается в том числе для удобства игрового процесса: так, часто нужно объяснить, почему герои, которые в книгах или фильмах действовали бы поодиночке, в рамках игры сражаются плечом к плечу. Но нередко это просто часть творчества: выдумывая собственную вселенную, сложно не привнести туда свои идеи, взгляды и любимые образы.

Конкретно Пондсмит щедро разбавил мрачную и драматичную эстетику киберпанка куда более лихими образами из иных направлений научной фантастики, популярных в те годы. Во вселенной Cyberpunk 2020 есть «воины дорог», вдохновлённые «Безумным Максом», копы в духе «Судьи Дредда» и просто элементы поп-культуры 1980-х: яркие неоновые цвета, кожаные штаны и электрогитары. Да и сами базовые принципы, которыми автор призывал игроков руководствоваться, напоминали скорее о Змее Плискине, чем о Кейсе или детективе Декарде: стиль важнее смысла, иди до предела, нарушай правила. В общем, Пондсмит предлагал играть за самых крутых, отвязных и опасных парней и девчонок в жестоком 2020 году.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Обложка Cybergeneration — спин-оффа, превратившегося в отдельную систему

К этому добавлялись и заимствования из аниме вроде Appleseed. В 1993 году Пондсмит даже выпустил отдельную настольную ролевую игру Cybergeneration. Её действие происходило в той же вселенной, но было сосредоточено на подростках, получивших суперспособности после глобальной катастрофы. Любители аниме приняли игру благосклонно, а вот фанатам «основной» Cyberpunk она показалась слишком уж далёкой от оригинала. Из-за этого Пондсмит в следующей редакции, вышедшей в 1995-м, отменил все связи между Cybergeneration и Cyberpunk, разделив два мира.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Уже по самой известной иллюстрации к Cyberpunk видно, что эта система берёт немало из аниме и фантастики своего времени

При этом в своей основе «2020» не была «антологией фантастики 80-х» и в первую очередь опиралась именно на стереотипный западный киберпанк. Основным конфликтом было противостояние «улицы» и «корпораций». Игроки по умолчанию примеряли на себя роли изгоев, отщепенцев и преступников, в то время как антагонисты зачастую принадлежали к корпорациям или хотя бы опосредованно с ними сотрудничали. Пондсмит при этом создал целый список выдуманных компаний. Среди них были и пародии на реальные фирмы, такие как Euro Business Machines (отсылка к IBM) или Microtech, и компании, позволявшие ввести в игру, действие которой происходило преимущественно в США, персонажей из других стран, — например, советская корпорация SovOil (не забываем, что игра вышла за год до краха СССР).

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Оригинальная ролевая система была известна специфическим стилем оформления

Наконец, именно вокруг противостояния американской компании Militech и японской корпорации Arasaka, глава которой мечтал вернуть Стране восходящего солнца статус великой державы, строился сквозной сюжет всей выдуманной вселенной. Конфликт разворачивался на страницах несколько готовых приключений, написанных Пондсмитом, которые выходили на протяжении всей истории системы. Последнее из них, под названием Firestorm, заканчивалось тем, что персонажи игроков предотвращали очередной план Arasaka и убивали патриарха корпорации, но тот, в свою очередь, сбрасывал тактическую ядерную бомбу на родной город героев — Найт-Сити.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Карта центральной части Найт-Сити в настольной игре. Есть определённое сходство с компьютерными моделями города из «Побега из Нью-Йорка»

Найт-Сити был, пожалуй, самым киберпанковским элементом всей игры. Это громадный мегаполис на территории современной Калифорнии, где живут и работают созданные игроками персонажи. Согласно книгам правил, он был построен с нуля бизнесменом по имени Ричард Найт в конце XX века. Найт-Сити должен был стать утопией, свободной от преступности и бедности. Но корпорации, на деньги которых Найт осуществил свой проект, после его смерти захватили власть над мегаполисом и вскоре сделали из него «худший в США город для жизни». Зато различные тёмные личности всегда могли найти себе здесь нанимателей. Громадный мегаполис представлял собой копию мира в миниатюре и служил домом для всех основных компаний и других важных игроков вселенной Cyberpunk 2020. А в его трущобах главные герои могли разыскать любое оружие, имплант или программу, необходимую им для работы.

На что, собственно, была похожа игра по Cyberpunk 2020? По сути, она не так сильно отличалась от стандартных приключений в D&D: игроки выступали наёмниками, к которым кто-то обращался с тем или иным опасным поручением. Это могли быть корпорации, плетущие интриги друг против друга, правительство, пытающееся приструнить эти самые корпорации, гангстеры, враждующие за территорию, мелкие бизнесмены, нуждающиеся в защите, или даже обычные граждане, исчерпавшие другие возможности.

Иногда поручение было простым заданием, без каких-либо подводных камней: герои приезжали на место, убивали кого нужно, забирали что необходимо и возвращались к нанимателю. А иногда рядовой заказ заканчивался тем, что наёмники спасали мир или узнавали подробности какого-то глобального заговора. Но в конечном итоге те из них, кто оставался в живых и не завязывал с опасной работой, возвращались в свои дома в Найт-Сити, расплачивались с долгами, покупали оружие да импланты получше и продолжали ждать следующего заказа.

Светлое будущее

Этот цикл заданий, трат и новых заданий из оригинальной игры и станет, судя по всему, основой грядущей Cyberpunk 2077. Скорее всего, и основной сюжет, и побочные поручения для главного героя по имени V будут оформлены именно через заказы. Во многих играх часто возникает вопрос, почему незнакомые люди обращаются за помощью к персонажу игрока. Но в Cyberpunk 2020 главный герой или героиня — профессионал в области решения проблем за деньги.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED

Не изменится и роль Найт-Сити — он по-прежнему останется основным, а скорее всего, и единственным местом действия. Любопытно, что при этом Пондсмит, активно сотрудничающий с командой разработчиков, в интервью дал понять, что события Firestorm никто не отменял и взрыв ядерной боеголовки был. Более того, он уточняет, что оставшееся после взрыва пустое пространство — не радиоактивная пустошь, а потенциальное место под застройку, хотя и не говорит, находится ли оно уже в чьей-то собственности или вопрос о принадлежности этой земли станет частью сюжета грядущей игры.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Рокербой был одним из самых китчевых классов в оригинальной игре. Скорее всего, в «2077» мы его просто не увидим

Также можно ожидать встреч с рядом канонических корпораций. В 40-минутном показе геймплея активно фигурировали Militech и Trauma Team International, в художественных трейлерах можно разобрать символику Arasaka и Biotechnika. Скорее всего, разработчики выдумают и какие-то новые компании, а наиболее странные из существовавших ранее, вроде SovOil, выкинут, но в общих чертах сохранят верность первоисточнику. Наконец, в трейлерах уже фигурировали персонажи из оригинальной игры — в первую очередь лидер группы Samurai Джонни Сильверхенд в исполнении Киану Ривза, враг корпорации Arasaka и голос угнетённых масс, чаяния которых он выражает в своей музыке. Он своего рода «главный герой» 2020, фигурировавший в каноничных заданиях как союзник, помощник или наниматель героев. Правда, в конце концов убийцы Arasaka всё-таки расправились с Сильверхендом, так что многие поклонники франшизы достаточно сильно удивились, когда увидели его в трейлере игры на E3 2019.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Персонажи в видеоигре стали куда круче и современнее своих настольных прототипов

Некоторые сразу же обратили внимание на то, что в ролике легендарный рокер странно мигал, как плохо работающая голограмма, и предположили, что перед ними «цифровой призрак» — сознание Сильверхенда, записанное на чип, с кражи которого и начались злоключения V. Такую технологию в оригинальной настольной игре изобрела Альт Кэннингем — хакерша, которая какое-то время встречалась с Сильверхендом. Кстати, в трейлерах она тоже упоминается. А через несколько дней после E3 тот факт, что Джонни — не живой человек, а цифровой конструкт, подтвердили и сами сотрудники CD Project RED. там же выяснилось, что чип с его сознанием будет имлантирован в V и Сильверхенд будет неустанно следовать за ним, преследуя свои цели.

Но при всех этих общих элементах стиль будущей игры заметно отличается от оригинального. Это, в сущности, понятное решение. Китч, бесконечный фиолетовый неон и «крутые» по меркам 1980-х костюмы сейчас смотрелись бы скорее забавно, чем стильно, a CD Projekt RED претендуют на то, чтобы рассказать серьёзную историю. Характерно, что их геймплейное видео разворачивается только при свете дня — достаточно необычное решение для игры по ролевой системе, которая создана под влиянием нуарного «Бегущего по лезвию». Но, в конце концов, у каждой эпохи свой киберпанк, и грядущая видеоигра верна современному представлению о том, как должен выглядеть этот жанр.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
В грядущей игре, помимо прочего, доступно перемещение по городу на машине

Нам ещё город жечь

Чем будущая игра будет отличаться от первоначальной системы, так это игровым процессом: боёв станет куда больше. В оригинальной Cyberpunk 2020 сражения не были чем-то редким — насилие повсеместно окружало главных героев, чему были как игровые, так и нарративные обоснования. Но в то же время сама ролевая система пыталась показать, что кроме насилия существуют и другие способы решения проблем.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
В Cyberpunk 2077 можно выбрать пол и изменить внешность своего альтер эго

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Обещают, что в игре во время генерации персонаж предстанет перед нами совершенно голым

При создании персонажа в «2020» игрок выбирал класс, или «роль». Основных ролей было десять: коп, корпоративный агент, кочевник, хакер-нетраннер, техник, медтехник, фиксер — специалист по контрабанде и незаконным сделкам, рокербой — профессиональный музыкант, медиа — фанатичный «новостник» и, наконец, соло — профессиональный боевик. Нетрудно заметить, что половина из этих ролей подразумевает ненасильственные или хотя бы не только насильственные подходы к решению проблем. Так, рокербой мог вдохновлять целые толпы людей своей музыкой, фиксер и медиа умели договариваться, корпоративный агент использовал деньги и связи. Даже ориентированные на экшен персонажи обладали социальными ресурсами — например, у каждого кочевника был его клан, который мог помочь в случае нужды.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
Одна из предполагаемых фишек «2077» — полная встроенность диалогов в основной игровой процесс

Эти системы не были универсальными — например, тот же клан кочевников зачастую никак не мог помочь в городских конфликтах и корпоративных интригах, вися на персонаже мёртвым грузом. Но всё-таки наличие социальных связей делало игровой процесс разнообразнее: игроки не только воровали и убивали, но и торговались, договаривались и искали компромиссы. Насилие было ограничено и «пряником», и «кнутом» — высокой летальностью системы. Персонаж, лишённый специальных имплантов, мог умереть от одного-двух точных выстрелов. А получение нужных модификаций требовало, опять же, связей с нужными людьми.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED

Что-то от этой системы в новой игре, видимо, сохранится. Нам предстоит зарабатывать репутацию в бандах, которая, похоже, будет связана с костюмом V. (Интересно, а если нацепить шмотки, не отвечающие статусу, — за них будут «спрашивать»?) Возможно, нужно будет также поддерживать контакты с подпольными врачами и оружейниками, способными снарядить главного героя лучшим оружием и имплантами. Но в конечном итоге, когда дело дойдёт до выполнения заданий, всё будет решать старое доброе ультранасилие. В геймплейном трейлере игрок принимает максимально миролюбивые решения во всех возможных ситуациях и всё равно к концу 40-минутного видео убивает человек 20-30. Правда, получив фидбек от фанатов, разработчики обещали включить в игру возможность пройти её, не совершив не единого убийства, но как именно это будет работать, пока непонятно. Можно предполагать, что нас ожидает какой-то аналог системы стелса из серии Deus Ex. Кроме того, разработчики утверждают, что оружие в игре можно использовать в нелетальном режиме; это формально облегчит совесть V, но на сам геймплей повлияет несущественно.

Характерно, что в трейлере главный герой не умирает так же легко, как в оригинальной игре, — и это, пожалуй, хорошая новость. Да и комментатор из геймплейного ролика обещает скорее цельный и взаимосвязанный мир, чем обилие по-настоящему разных вариантов прохождения. Судя по всему, даже если игра позволит взять какие-то менее боевые классы, чем соло, они будут отражать творческий подход к бою, а не возможность в принципе его избежать.

Попутно стоит отметить, что и роль классов будет несколько иной. В «2020» не было уровней: игрок развивал своему персонажу навыки напрямую. Сам список умений при этом был достаточно банальным для своего времени, но отличался обилием частностей: кроме отдельных областей знаний, умения скрытно перемещаться или убедительно врать, в «2020» был, например, отдельный навык, отвечавший за то, насколько хорошо герой следит за собой. Ничего удивительного, что полный список навыков состоял из нескольких десятков пунктов, и запомнить их все было совершенно невозможно. Класс же позволял дополнить эти отдельные способности значимой фишкой, которая работала в первую очередь на отыгрыш: например, рокербой мог собрать вокруг себя революционную толпу.

Но в «2077» класс вообще не выбирается при создании персонажа. Вместо этого он «складывается» из выбранных навыков и может поменяться в процессе игры. Будет ли он вообще в таких условиях давать какие-то способности, как в оригинале, или станет чисто описательной характеристикой наподобие классов в The Elder Scrolls? Пока непонятно.

Другое отличие — изменение системы показателей. Оригинальная Cyberpunk 2020 использовала систему атрибутов и навыков, что было стандартом для той эпохи и остаётся стандартом для современных видеоигр. В грядущей игре общая структура останется прежней, но вот конкретный список показателей, скорее всего, сократится. Сильнее всего привлекает внимание тот факт, что на экране создания персонажа нет никаких намёков на «эмпатию». Это был достаточно важный параметр в «2020», отражавший то, как долго герой мог оставаться «человеком», несмотря на обилие установленных имплантов.

При переизбытке «железа» персонаж начинал страдать от опасного ментального расстройства — киберпсихоза. Сам по себе этот термин из мира игры никуда не делся — судя по всему, именно киберпсихоз подтолкнул женщину из первого трейлера к убийству. Но кажется, что V будет защищаться от этой угрозы иными методами. Вопрос, как будет раскрыта эта важная для настольной системы тема, пока что повисает в воздухе.

Впрочем, какие-то элементы из оригинала могут остаться практически без изменений. Например, «2077» включает систему «жизненного пути» как средства дополнительной кастомизации героя. Эта система подразумевает, что персонаж не «приходит из ниоткуда», а имеет прошлое и собственные цели, которые привели его в Найт-Сити. Эти цели игрок выбирает из определённого списка при создании персонажа, и разработчики уверяют, что тот или иной выбор будет существенно влиять на игру. Такая система была и в настольной версии, где выборов было гораздо больше, — фактически там игрок создавал всю биографию своего героя до начала приключений.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED
О, сколько имплантов! Интересно, что будет, если поставить все?

А самое главное, в грядущей видеоигре тоже будет множество различных имплантов и модулей, которые можно будет установить на персонажа и его оружие. В конечном итоге, при всех своих социальных элементах, Cyberpunk 2020 оставалась чрезвычайно хабароориентированной системой, большая часть успеха в которой зависела от умения игрока правильно подобрать снаряжение и модификации персонажу. И тот факт, что CD Projekt RED делает, по сути, шутер с элементами RPG, наводит на мысль, что эта сторона оригинальной игры будет сохранена — по крайней мере в том, что касается оружия.

Cyberpunk 2013-2077 - как настольная ролевая система станет игрой CD Projekt RED

***

Проект CD Projekt RED выбивается из ряда попыток перенести настольные ролевые игры в виртуальное пространство. Проекты вроде Temple of Elemental Evil, Torment: Tides of Numenera или Pathfinder: Kingmaker с мясом вырывали целые системы из настольных RPG, стараясь дать игроку максимум возможностей, которые были бы у него при игре за столом. Но Cyberpunk 2077 напоминает скорее Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Сохраняя систему в общих чертах и выкинув самые «неудобные» механики, разработчики делают упор на передачу атмосферы, а не на повторение специфического игрового опыта. История V, несомненно, могла бы произойти во вселенной «2020», но, скорее всего, вариантов её развития там было бы несколько больше.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх