Новость из категории: Информация

Сеттинги Warhammer

Сеттинги Warhammer

Вселенная Warhammer — не только один из самых известных, но и один из самых запутанных вымышленных миров. Речь ведь о том Warhammer, где эльфы и драконы? Или где космодесантники и болтеры? А как со всем этим связан появившийся недавно Age of Sigmar? Давайте устроим краткий экскурс в историю этих сеттингов и разберёмся, как связаны Warhammer Fantasy, научно-фантастический Warhammer 40,000 и новая фэнтезийная вселенная.

Warhammer впервые появился в 1983 году в виде трёх чёрно-белых книг, посвящённых правилам настольной игры Warhammer Fantasy Battles, а в следующие годы начал постепенно обрастать историей и географией. Вселенная Warhammer Fantasy породила множество продолжений, однако порой компания Games Workshop решала, что эксперименты зашли слишком далеко, и объявляла некоторые свои игры отдельными мирами.

Например, в 1986 году мир познакомился с Blood Bowl — весёлой и разухабистой игрой, по сути представляющей собой американский футбол в фэнтезийном сеттинге. Изначально считалось, что орки, дварфы и прочие полурослики занимаются этим травмоопасным видом спорта в мире Warhammer Fantasy, но со временем было объявлено, что действие Blood Bowl происходит в отдельной вселенной. Просто так случайно совпало, что она сильно напоминает Старый Свет.

Сеттинги Warhammer

Похожая история произошла и с Warhammer 40,000, развитие которого началось в 1987 году с появлением игры Rogue Trader («Вольный торговец»). Сперва они считались частью одного мира — вплоть до того, что выпускаемый компанией Games Workshop журнал White Dwarf содержал правила конверсии персонажей из одной системы в другую. Банда поклоняющихся богу крови варваров могла погрузиться на пролетающий мимо космический корабль и отправиться собирать черепа во славу Кхорна на просторах жестокой галактики — благо пантеон Тёмных богов в обеих системах одинаковый. Однако сейчас авторы чётко разграничивают эти две вселенные — даже стараются в контексте фэнтези лишний раз не называть Хаос варпом.

Сеттинги Warhammer
Своей эстетикой миры «Вархаммера» обязаны Джону Бланше

По неподтверждённой информации, ещё одним из таких «отколовшихся миров» стал легендарный Warcraft: Ores & Humans, который якобы должен был стать первой компьютерной стратегией по миру Warhammer. Games Workshop и Blizzard никогда не комментировали эти слухи, но фанаты Warhammer не раз указывали на явные заимствования, вплоть до самого названия «Варкрафт». Недаром ведь именно в Warhammer Fantasy впервые появились похожие на зелёных горилл орки — да и прочие фракции в этих мирах подозрительно похожи.

Итак, у всей плеяды вселенных, вышедших из Warhammer Fantasy, видны подозрительно схожие черты, но если некоторые упорно кажутся поклонникам одним и тем же сеттингом, то иные принадлежат к совершенно другим франшизам с отдельной историей. Что же представляют собой миры-наследники и что у них общего с породившей их вселенной? Попробуем обратить свой взгляд к звёздам и поближе присмотреться к самому известному «Вархаммеру»: тому миру, который поклонники неизменно называют «сорокатысячником».

Мрачная тьма далёкого будущего

Что вообще значит «40,000»? Всё просто: история этого мира разворачивается в сорок первом тысячелетии на просторах космоса, по которому давным-давно расселилось человечество с нашей Земли. Warhammer 40,000 можно назвать технофэнтези или космооперой. Его роднит со «Звёздными войнами» смешение типичных научно-фантастических элементов — космических кораблей, лазеров, инопланетных рас, антигравитационных устройств — с тропами из фэнтези. Здесь отдают предпочтение старому доброму мечу и топору, повсеместно распространена магия, а в обществах что людей, что ксеносов царит феодализм.

Поскольку «сорокатысячник» был развитием Warhammer Fantasy, он многое позаимствовал у предшественника — по крайней мере, на первом этапе. Некоторые народы с теми или иными изменениями перекочевали в космос — в первую очередь люди, эльфы (получившие название «эльдар», а в последней редакции — «альдари») и орки, коих внезапно объявили грибами: в этой вселенной они размножаются спорами. Для демонов в игре и вовсе использовались те же самые миниатюры.

Ключевые для мира события начались ещё в тридцатом тысячелетии, когда Император сумел объединить разрозненные народы Терры и возглавил поход людей к звёздам. Перед ним стояла задача вернуть в родное лоно человечество, разбросанное по всей Галактике. За пять тысяч лет без связи с Террой одни планеты деградировали из-за варп-штормов, другие пошли по собственному пути, а третьи стали добычей ксеносов. Чтобы победить ужасы Вселенной, Император в генетической лаборатории создал двадцать сыновей — примархов, выдающихся полководцев-гигантов. Затем уже из материала примархов он стал создавать целые легионы генетически изменённых космодесантников — превосходных воинов, не ведавших страха. Они завоевали для Императора большую часть Галактики.

К сожалению, предательство лучшего из примархов, Хоруса, раскололо всё человечество на лояльных Императору и тех, кто поверил в нашёптывания четвёрки богов Хаоса. События, названные Ересью Хоруса, погрузили Галактику во тьму и превратили мечту Императора в кошмар. В итоге лоялисты отстояли Терру и изгнали предателей в Око Ужаса — гигантскую воронку, где реальный мир смешивается с имматериумом, то есть всё тем же варпом. Однако сам Император, смертельно раненный в схватке с Хорусом, оказался прикованным к Золотому трону. Это устройство поддерживает в нём жизнь и питается бесчисленными душами псайкеров — психически одарённых людей. По извращённой иронии судьбы Император, жаждавший сделать Галактику местом, где правят наука и разум, стал фактически богом для своих подданных.

Сеттинги Warhammer
Империум и пафос — практически синонимы

С тех пор прошло десять тысяч лет, и Империум осаждают враги: снаружи — ксеносы, изнутри — предатели и демоны. Лояльные примархи сгинули, а Астрономикон — психический маяк на Терре, позволяющий путешествовать в варпе, — светится всё слабее.

Глядя на нынешних суровых космодесантников, сложно поверить, что изначально Warhammer 40,000 был ироничным, даже саркастическим произведением с характерным для Англии 1980-х панк-стилем. Гипертрофированные образы служили для пародии на фашистское теократическое государство. Одного из первых именных инквизиторов звали Обиван Шерлок Клюзо.орки поначалу были пародией на футбольных фанатов - завсегдатаев пабов, а полицейские Адептус Арбитрес явно отсылали к судье Дредцу. Сейчас этот контркультурный элемент ушёл из сеттинга.


Сеттинги Warhammer
Восьмиконечный символ Хаоса придумал Майкл Муркок. Из-за связи с Хаосом типов магии в фэнтезийном «Вархаммере» тоже восемь

О варпе стоит рассказать отдельно: это ключевая идея и для Fantasy, и для 40,000, и для Age of Sigmar. Во всех этих мирах существует Царство Хаоса, или варп, — альтернативное измерение, наполненное энергией эмоций живых существ. У него нет определённой формы, оно непостоянно и пребывает в непрестанном движении, а пространство и время там совершенно запутаны. Можно пропасть в варпе на сотни лет, но для тебя пройдут мгновения... или наоборот. В Warhammer 40,000 варп используют для быстрого перемещения в космосе, эти «червоточины» ускоряют путешествие от одной звёздной системы к другой... если, конечно, знать дорогу.

Сеттинги Warhammer
Псионика даётся дорогой ценой

При этом варп — источник всей магии и пси-сил. Любые маги и псионики, будь то сторонники или противники Хаоса, черпают свои силы именно оттуда, что чревато самыми гибельными последствиями. Варп полон опасностей, самые грозные из которых — демоны и боги Хаоса: эмоции, мечты и кошмары, обретшие форму, жадные до человеческих душ и ищущие способ прорваться через пелену в реальный мир, чтобы сеять в нём смерть и разрушение. Кстати, именно души псайкеров ярче всего сияют в варпе и оказываются самым лакомым кусочком для демонов.

Сеттинги Warhammer
Служители Хаоса редко получают награду — куда чаще они сходят с ума

Как раз там, за пеленой, обитают четыре самых могущественных Тёмных бога Хаоса — существа, сила которых проистекает из тёмных чувств и страстей большинства разумных народов «Вархаммера». Каждый из них олицетворяет один из аспектов смертного бытия. Кхорн — бог крови, ярости и насилия — восседает на гигантском троне из черепов. Он радуется любым убийствам и кровопролитию — неважно, совершаются ли они его почитателями или врагами. Нургл, Властелин чумы, — это бог болезней, разложения и страха смерти. Огромный, жирный и покрытый язвами и рогами, он с удовольствием насылает на своих последователей все мыслимые хвори и недуги. Тзинч, Изменяющий пути, олицетворяет перемены и жажду изменений. Он ассоциируется с магией, интригами и хитроумными заговорами и естественным образом покровительствует колдунам и псайкерам. Слаанеш, Князь удовольствий, — бог похоти, гордыни и жадности, почитающий избыток во всём. Или богиня: Слаанеш обычно изображают существом с женской и мужской половинами, а принимать оно может любую форму, какую пожелает.

Сеттинги Warhammer
Даже в виде настольных миниатюр исчадия Хаоса выглядят кошмарно

Именно из-за Хаоса, а не из-за похожих рас и сюжетов, фанаты так упорно ищут связь между Warhammer Fantasy и 40,000. Ведь его концепция, варп и четвёрка богов полностью идентичны в трёх вселенных! Это и заставило многих поклонников поверить, что планета из Warhammer Fantasy — всего лишь один из окраинных неразвитых миров во вселенной Warhammer 40,000, отрезанный от остальной Галактики варп-штормами. Сюжеты из самого фэнтезийного мира, казалось, тоже намекают на эту трактовку. Так, вышедшая в 2008 году кампания Storm of Chaos описывала несколько артефактов, в которых намётанный взгляд игроков мог узнать вооружение космодесантников из Warhammer 40,000: например, массивную перчатку, удваивающую силу владельца. А незадолго до того по фэнтезийной вселенной вышла серия книг Liber Chaotica, повествующая о богах Хаоса и тех безумцах, что им поклоняются. В заметках живущего в Империи Сигмара учёного описывались одержимые демонами боевые машины космодесантников и упоминались некоторые события далёкого будущего.



Версия о едином мире очень соблазнительна, и в первых редакциях игры Games Workshop в самом деле её поддерживала. Однако сейчас компания всё-таки отказалась от этой идеи и не допускает в официальных материалах никаких подтверждений тому, что у Warhammer Fantasy и 40,000 общий сеттинг. Выходит, что туманные намёки из Storm of Chaos и Liber Chaotica — не более чем «пасхалки»... а может, и вовсе откровенный троллинг фанатов, которым теория кажется вопиюще очевидной, хотя при этом почему-то десятилетиями не получает подтверждения.

Кто есть кто в бескрайнем космосе

Мир Warhammer 40,000 населён множеством оригинальных фракций — с такой же эклектичной смесью отсылок, как и в фэнтезийном «Вархаммере». Так, среди многочисленных полков Астра Милитарум (имперской пехоты при поддержке тяжёлой техники) найдутся вполне очевидные намёки на реалии нашего мира: катачанцы — американцы во Вьетнаме с налётом боевиков 1980-х, кадианцы — типичные натовцы с идеологией древней Спарты, вальхалльцы — зимние русские во Второй мировой войне, а корпус Крига — гибрид немцев и французов времён Первой мировой.

Одна из самых старых цивилизаций Вселенной — это некроны: ещё до появления других рас они вели войну с Древними (да-да, теми самыми, которые колонизировали миры с помощью Врат!). Некроны, заключив пакт со Звёздными богами К’Танами, были превращены в роботов-скелетов из живого металла, почти неуничтожимых и бездумных, за исключением лордов. Некроны отвечают в мире «Вархаммера» за условную нежить — и, как и некроманты в фэнтезийной вселенной, эстетикой напоминают Древний Египет. Их армии спят в своих пирамидах на забытых планетах, чтобы однажды пробудиться и принести смерть всему живому.

Напротив, тау — самая молодая раса Галактики, за пару тысяч лет из диких животных превратившаяся в одну из самых технологически развитых цивилизаций. Тау исповедуют философию «Великого Блага», которую несут другим расам, чтобы наставить их на путь истинный. В их философии, кастовой системе и внешнем виде можно углядеть отсылки к японским самураям, что становится только заметнее из-за пристрастия синих гуманоидов к огромным боевым скафандрам.

Сеттинги Warhammer
Тираниды словно вышли из ужастика

В тиранидах, расе космических насекомообразных, можно распознать визуальные намёки на Чужих из одноимённого фильма. Они мигрируют от планеты к планете в громадных флотах-ульях и пожирают всю жизнь и любые ресурсы на своём пути. У особей тиранид нет самостоятельной личности, но все они подчиняются общему Разуму Улья по синаптической связи. С помощью биотехнологий новые подвиды создаются буквально на лету, а оружие — продолжение их тел.

Наконец, среди тиранидов есть одна крайне любопытная биоформа — генокрады. Действуя независимо от флота-улья, они проникают на планеты и заражают местных людей вирусом, который затуманивает разум. В глазах такой несчастной жертвы монструозный генокрад — это всеблагой отец, трёхрукие лысые мутанты, которых рождают инфицированные, — благословение, Империум — враги, а флот тиранидов — избавление. Культы генокрадов тайно существуют на многих планетах: до поры до времени они скрывают своё присутствие, а потом неожиданно наносят удар из тени, покуда орды гибридов свергают местное правительство и армию. Самое ужасное, что в последний момент с генокультистов спадает гипноз и они понимают, что натворили... но тут заявляются тираниды и съедают всех подчистую, включая своих сторонников.

Сеттинги Warhammer
Космодесантники — главный символ Warhammer 40,000

Но, конечно, вершина всего и настоящий символ вселенной 40,000 — это космические десантники Адептус Астартес, в жилах которых течёт кровь самих примархов. Космодесант — лучшее, что может выставить человечество. Генетически модифицированные, закалённые физически и, главное, духовно, трёхметровые сыны Бога-Императора оснащены лучшим оружием и облачены в силовые доспехи. Организованы они в ордены примерно в тысячу братьев каждый. Орден — полностью самостоятельная боевая структура: у них есть свои транспортные средства, включая и космические корабли, есть кузни, оружейные и часовни, а также право набирать рекрутов на подконтрольных планетах и изрядная независимость от имперской бюрократии. Космодесантники подчиняются напрямую Совету Терры и иногда — Инквизиции.

Создание космического десантника — длительный и болезненный процесс, и выживают в нём не все. Зато уже возмужавший воин — настоящая мобильная крепость: один космодесантник стоит сотни обычных людей. Однако на весь Империум таких суперсолдат не напасёшься. Если Астра Милитарум, насчитывающая мириады обычных солдат и танков, — это молот Императора, то ордена космодесанта — скальпель. Они выступают в роли мобильных отрядов для точечных ударов.

Сеттинги Warhammer

В арсенале Империума есть грозное оружие - Экстерминатус. Это уничтожение целой планеты в случае появления неустранимой угрозы: масштабного распространения ереси, вторжения демонов или заражения генокрадами. Обычно такой приказ отдают представители Инквизиции после расследования. Методы же могут быть разные: атомная или вирусная бомбардировка, сжигание атмосферы или даже раскол планеты. Иронично, что чаще всего Империум применяет Экстерминатус против своих же планет.

Согласно известному слогану, в мрачном мире Warhammer 40,000 нет ничего, кроме войны, но на самом деле и мирная жизнь вселенной отличается невероятным разнообразием. В одном только Империуме встречаются города-ульи с многокилометровыми небоскрёбами и миры-кузни, где всё заточено под промышленное производство, планеты с чуть ли не средневековым уровнем развития и миры-алтари, целиком посвящённые великим святым. Альдари живут на гигантских космических кораблях, выращенных из психокости, а их тёмные собратья обитают в городе на границе реального и варп-пространства.

Очевидно, что на первых порах Warhammer 40,000 многое черпал не только из реальной истории или политической обстановки в Великобритании, но и из вселенной своего фэнтези-прародителя. Однако вскоре дороги двух вымышленных вселенных разошлись. В Warhammer Fantasy почти нет единой стороны, от лица которой ведётся повествование, зато фракции можно более или менее условно разделить на «хороших» и «плохих». В «Сорокатысячнике» же в центре всего Империум: большинство сюжетов подаётся с точки зрения цивилизации людей. Основной враг тоже один: несмотря на наличие грозных ксенопротивников, с течением времени главной опасностью для людей стал Хаос в лице демонов и извращённых космодесантников-предателей. Но главное отличие от фэнтези — в том, что в мире далёкого будущего попросту нет «хороших». Даже сторона «героев», Империум Человечества, — не более чем невежественная фашистская деспотия, а благородные космодесантники — бездушные машины для убийства, без сожалений вырезающие целые миры.

Ни минуты покоя

Вселенную «сорокатысячника» в последнее время изрядно лихорадит. В 2017 году увлечённые мрачным будущим узнали, что план Абаддона Разорителя - последователя Хоруса - увенчался успехом. В ходе Тринадцатого Чёрного крестового похода его воины сломили сопротивление Империума, взорвали планету Кадия и открыли Великий Разлом варпа. В этот миг миллиарды псайкеров во всём мире закричали от ужаса и умерли, другие сошли с ума, и лишь горстке самых стойких удалось уцелеть. Прилив Хаоса разделил Галактику на две части,уничтожил множество миров, а связь между ними нарушилась, поскольку свет Астрономикона не проходит через Разлом. Даже само государство людей в эту эпоху стали называть Тёмным Империумом.

Следующие несколько веков прошли в битвах людей против хаоситов и демонов. Благодаря неожиданной помощи альдари из небытия вернулся один из самых прославленных примархов - Робаут Жиллиман. Хоть он и опечалился, узрев, во что превратился Империум за десять тысяч лет, но рьяно принялся за дело и возглавил величайший со времён Ереси поход - крестовый поход Индомитус, вернувший жителям многих планет надежду.

Эти события не просто серьёзно перекроили карту, но по-настоящему сотрясли мир до основания. Во вселенной возникли новые боги (например, альдари воплотили своего бога смерти Иннеяда),а некоторые герои погибли. В Warhammer 40,000 даже появился новый тип космодесантника - неслыханное прежде событие! Как оказалось, все десять тысяч лет после Ереси Хоруса техножрец Велизарий Коул втайне работал над улучшением божественной природы космического десантника. Итогом его труда стали примарисы - новое поколение сверхчеловеческих воинов. Они больше, сильнее и быстрее обычных Астартес, и в борьбе против сил Хаоса в Тёмном Империуме их появление сыграло решающую роль.

С громом и молниями

Нередко от поклонников «Вархаммера» можно было услышать жалобы на то, что сеттинги почти не развиваются и топчутся на месте. Конечно, в обоих мирах хватало и книг про разнообразных героев, и широкомасштабных кампаний, которые, казалось, затрагивали всех обитателей вселенной. Чего стоит, например, одна только война за систему с говорящим названием Армагеддон в Warhammer 40,000, где полки Стального легиона и множество орденов космодесанта сражались против орочьей орды в городах-ульях и окрестных пустошах! Именно там прославился один из известных героев — комиссар Яррик, который, потеряв руку, заменил её гигантской клешнёй поверженного воеводы орков.

Проблема в том, что все подобные события либо возвращали миры к статусу-кво, либо просто не оканчивались — предполагалось, что они происходят в настоящий момент. Фанатам же хотелось развития, и однажды Games Workshop исполнила их желание с таким размахом, какой никому и не снился.

В 2014 году в Warhammer Fantasy настал «Конец времён» — масштабная, многосерийная игровая кампания, которая сопровождалась грандиозными подвижками в раскладе сил. Архаон, чемпион богов Хаоса, собрал самое невероятное войско гибельных сил и пошёл против самой жизни. Война вспыхнула повсюду: против Хаоса боролись люди, дварфы, эльфы, людоящеры, нежить и даже орки — но, несмотря на героизм защитников, Архаон и его союзники буквально уничтожили весь мир. Историю вселенной Warhammer Fantasy завершили окончательно и бесповоротно.

Впрочем, в бескрайней пустоте космоса, вцепившись в кусок драгоценного металла под скромным названием «сигмарит», плыл тот самый Сигмар — герой-основатель человеческой империи. С него-то и началась совершенно новая вымышленная вселенная: на суд игроков представили варгейм Age of Sigmar.

Сигмар, найдя осколки былого мира, вдохнул в них жизнь с помощью дракона Дракотиона и стал богом этой вселенной. Миров получилось восемь, по числу прежних Ветров магии и с такими же названиями: Азир, Тиран, Шаиш... Между собой эти владения смертных соединялись так называемыми вратами, а в центре располагался связующий их мост, который прозвали Средоточием. То была Эпоха легенд, когда Сигмар ходил по мирам, помогал зародившимся в них народам, одолевал чудовищ одной левой (и, конечно же, молотом Гхал Мараз), а также пробуждал других героев прошлого, тоже ставших богами: Тириона, Алариэль и даже Нагаша. Вместе они построили прекрасный новый мир, воспетый в мифах и сказаниях.

Но, конечно же, долго идиллия продолжаться не могла: на новый мир позарились силы Хаоса, наблюдавшие из-за завесы. Постепенно они всё заметнее прорывались в реальность. Долгое время богам Хаоса не удавалось договориться между собой, и воины Порядка побеждали их, пока во главе несметного полчища не встал всё тот же Архаон. К тому времени среди союзников Сигмара назрел разлад (нельзя же вечно дружить?), а во время одной из важнейших битв Нагаш предал бога света, и Хаос захватил Средоточие.

В ярости Сигмар сначала пытался призвать некроманта к ответу, но потом, преисполнившись горечи, ушёл на Небеса — в свой город в Азире — и запер все врата. Хаос беспрепятственно захватил остальные семь владений и постепенно заразил их своей скверной. Страдали и гибли целые цивилизации, настала эпоха Хаоса, время рабства и страха.

Сеттинги Warhammer
Золотые маски Грозорождённых постепенно становятся символом Age of Sigmar

Впрочем, Сигмар всё же не отвернулся от мира совсем: запершись в стенах Азирхейма, он трудился над решением. С помощью Грунгни, бога дварфов-дуардинов, создатель вселенной выковал Грозорождённых — величайших, почти бессмертных воинов грома. С их помощью Сигмар начал Войну врат: он задался целью заново открыть врата между мирами и отвоевать у Хаоса свои владения. Целые грозовые воинства устремлялись навстречу бандам, чудовищам, высшим демонам и чемпионам Хаоса. Когда печати на некоторых вратах разрушались, народы, живущие в этих мирах под гнетом тёмных сил, впервые за долгое время чувствовали проблеск надежды. Это и есть эра Сигмара!

Сеттинги Warhammer

Воины новой эры

В отличие от старой фэнтезийной вселенной, в Age of Sigmar все фракции изначально разделены на четыре Гранд-Альянса: Порядок, Смерть, Хаос и Разрушение. Зато новый мир унаследовал от Warhammer Fantasy почти всех величайших героев: одни, хоть и стали богами, почти не изменились, даже сохранили имена (например, Теклис и Тирион); другие же сильно преобразились — так, предводитель тёмных эльфов Малекит стал демоническим Малерионом, повелителем теней. Изменились и названия привычных народов: орки стали орруками, гоблины — гротами, огры — огорами, дварфы — дуардинами, а эльфы — альвами. Лишь концепция Хаоса, как всегда, осталась неизменной. В остальном же отсылки к Warhammer Fantasy сродни мифам: это «былой мир», и лишь у некоторых героев сохранились смутные воспоминания о нём.

Сеттинги Warhammer
Огненные истребители

В пламени, поглотившем Warhammer Fantasy, сгинули далеко не все старые расы: многие перебрались в эпоху Сигмара, но изрядно изменились. Дело не только в названиях. Например, среди дварфов-дуардинов выделяются Огненные истребители, почитающие пламя, разъезжающие на гигантских рептилиях и рыщущие по миру в поисках пра-золота. А Владыки Харадрона — это окончательно ударившиеся в стимпанк дварфы, которые освоили воздухоплавание на дирижаблях и живут в летающих городах-островах. Серафоны, бывшие людоящеры, превратились в энергию звёзд, и только величайшие из их колдунов — сланны — сохранили физический облик и стараются навести порядок в Смертных владениях. Глубиннорождённые Идонет, фракция альвов, обитают в глубоких морях и являются на поле боя верхом на жутких морских существах и летающих акулах, в одночасье вызывающих в памяти лавкрафтианские образы. Выжили и скавены: хитрые крысы обитают под Восемью владениями и способны прогрызть ткань бытия, чтобы попасть в любой мир. Ещё в мире появились сильванеты — духи леса, выросшие из семян Алариэль, богини природы и матери всего живого. Многих из них можно легко принять за гибрид дерева и альва, но на самом деле это суровые воины, идущие на бой под песнь войны.

Сеттинги Warhammer

Пожалуй, интереснее всего в новой вселенной обошлись с одной из фракций нежити — Дворами пожирателей плоти. Одержимые древним проклятием, ужасные короли-вампиры считают себя благородными лордами и прекрасными принцами. Орды гулей в ошметках мяса для них — славные пехотинцы, а летающие вурдалаки — достопочтенные рыцари. Их слуги тоже видят себя не уродливыми монстрами с костями в руках, а истинными воинами в сверкающих доспехах. Картина настолько же отвратительная, насколько и трагичная.

Сеттинги Warhammer

Отдельно стоит рассказать про Грозорождённых Вечных — чеканных воинов в шлемах-масках. Лучших героев людей в их смертный час Сигмар вознёс к себе в Азир, где и перековал. В их венах течёт небесная энергия, они снаряжены лучшим оружием и доспехами и могут перенестись на поле боя в вихре молний и грома. После гибели Грозорождённые во вспышках энергии возвращаются в Азир, дабы, перекованными, опять вернуться в бой. Однако с каждой новой операцией они теряют часть себя, утрачивая память о своём героическом прошлом. Вместе с ними в рядах небесного воинства сражаются гиппогрифы и могучие дракоты — крылатые огнедышащие ящеры, приручить которых могут только самое благородные из Грозорождённых.

Именно здесь некоторые поклонники ухитрились опять обнаружить параллели с Warhammer 40,000. Бог Сигмар временами и впрямь очень уж напоминает Императора человечества, а Грозорождённых Вечных в шутку прозвали сигмаринами, намекая на космодесантников (spacemarines). Но на этот раз авторы даже не заигрывают с ожиданиями фанатов: вселенные Age of Sigmar и Warhammer 40,000 — и впрямь совершенно разные миры, никак не связанные друг с другом.

Age of Sigmar — молодая вселенная и только обретает форму. В игру введены ещё даже не все запланированные расы и фракции, а ключевые события из предыстории мира разворачиваются прямо сейчас, с выпуском новых наборов, кампаний и книг. Даже за краткими описаниями отдельных героев скрываются интригующие истории, которые, быть может, ещё разрастутся до подробных биографий.

Поэтому по глубине и проработанности Age of Sigmar пока не дотягивает до своего прародителя, хотя обороты наращивает весьма резво. Например, сейчас сюжет повествует о звёздном часе Нагаша, чьи полчища живых мертвецов принялись завоёвывать все владения. В ответ многие расы пытались атаковать его вотчину — Шаиш. Великий некромант всё же сумел совершить свой ритуал, пусть и в изменённом виде, что привело к Некротрясению: от этого катаклизма из земли во всех мирах вылезли миллионы мертвецов, а энергия всей магии стала мощнее.

Сеттинги Warhammer

После этого Нагаш устроил массовое наступление на одно из Грозовых хранилищ — тайников Сигмара, где заточены могущественные артефакты или монстры. Призраки и скелеты сошлись в грандиозной битве с воинством Грозорождённых, альвов, дуардинов и свободных людей (причём меркантильные дуардины, Огненные истребители, успели сменить сторону). Сражение всё же закончилось победой некроманта: из хранилища вырвалось ужасное существо, которое ещё погубит миллионы душ. И это только одно из хранилищ — не менее жестокие бои идут и за другие. Вдобавок всё происходит на фоне продолжающегося разлада в рядах богов Порядка.

Молись всем богам!

Сеттинги Warhammer

Одно из важных отличий между мирами «Вархаммера» - пантеоны богов: за исключением Хаоса, во всех сеттингах они разные. Так, в Fantasy взята за основу мифология народов Европы. Ульрик, один из первых богов людей, хозяин зимы, волков и покровитель воинов, отсылает к скандинавским сказаниям. Ему поклоняются в северных районах Империи. Тотемные боги орков - соперничающие близнецы Горк и Морк: один отличается жестокой хитростью, другой - хитрой жестокостью. Или наоборот. Богу скавенов сложно найти аналоги в реальном мире: крысолюды поклоняются Рогатой Крысе, вечно голодному и коварному божеству. Впрочем, нередко его считают одним из воплощений сил Хаоса. Немало богов и у эльфов: Азуриан.Лилеат, Кхейн, Иша и другие, а основаны они на образах из древнегреческого, древнеримского и кельтского пантеонов.

В Age of Sigmar перекочевала часть богов из Fantasy, а заодно божественный статус обрели несколько героев. Например, братья-эльфы Теклис и Тирион стали богами альвов и принялись искать и собирать свои народы по всем мирам. В целом же вселенная Age of Sigmar явно опирается на скандинавскую мифологию. От неё здесь и концепция нескольких миров, и верховный бог грома, и предания об эпохе легенд и героев.

В Warhammer 40,000, несмотря на технологический прогресс, божества тоже никуда не делись и всё ещё выступают одной из важнейших сил во вселенной. Целый пантеон был у эльдар, но после Падения расы - катаклизма, уничтожившего их цивилизацию и породившего богиню Слаанеш, - большинство из них исчезло.Уцелели немногие: Смеющийся богЦегорах сумел спрятаться, а воинственный Кхейн был расколот на фрагменты-аватары. Для людей же (кроме еретиков) главным и единственным кумиром остаётся Император, который при жизни был богоборцем, но, судя по всему, и впрямь сам превратился в божество. Поговаривают, что по силе он равен богам Хаоса.

Были свои боги и у расы некронов - могущественные эфирные создания по прозванию К’Тан, обитавшие в звёздах и питающиеся их энергией. Именно из-за них некроны лишились душ и стали неуязвимыми роботами, а сами подарили богам тела из живого металла и возможность поглощать живые существа. Впрочем, сейчас от К’Тан сохранились лишь осколки, которые некроны поставили себе на службу.

Сеттинги Warhammer

***

Вселенная Warhammer (в самом широком смысле) огромна. В каждом из её воплощений полно зловещих предзнаменований и мрачных ужасов — будь то космическое шестилапое насекомое с бритвенно острыми когтями или высасывающий душу призрак горестной дамы. При этом Warhammer ухитряется быть невероятно притягательным, вдохновляя тех, кто любит исследовать и изучать миры. Ведь особенность этих сеттингов в том, что можно вообразить любой мир и любого героя. Скорее всего, в этих царствах эклектики и безумия место найдётся всем.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 3
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх