Новость из категории: Информация, Книги

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения

Большинство произведений, опубликованных под именем Дж. Р. Р. Толкина, написаны, строго говоря, не совсем им. Лучшие книги о Конане созданы не Робертом Говардом. Эдгар По не посчитал нужным рассказать, чем закончились приключения Артура Гордона Пима, — зато об этом написали, например, Жюль Верн и Говард Лавкрафт. Узнать, что же в конце концов случилось со Скарлетт О’Харой, мир смог только через пятьдесят пять лет после выхода «Унесённых ветром». Продолжения «Песни льда и пламени» читатели ждут уже девять лет, «Хроник Убийцы Короля» — примерно столько же. Возможно, они не возражали бы, доверь автор написание продолжения кому-то другому?

На протяжении почти всей человеческой истории использование чужих героев и сюжетов в своих текстах считалось нормой. Взять, например, одно из наиболее значительных римских произведений, «Энеиду», повествующую о приключениях одного из второстепенных персонажей «Илиады». Или главный (после Библии) бестселлер XIV-XVI веков, «Золотую легенду» Иакова Ворагинского, которую сейчас назвали бы просто компиляцией. Потом наступил период постепенного ужесточения законов об авторском праве (первый такой закон появился в 1710 году в Англии, при королеве Анне Стюарт), и сейчас за использование чьего-то мира или героя можно запросто попасть под суд. Но некоторые авторы совершенно не против чужого вмешательства в свои миры. Именно о случаях, когда продолжения выходят из-под другого пера на вполне законных основаниях, мы сегодня и расскажем.

Немного об авторском праве

Право интеллектуальной собственности — отрасль очень непростая. А ныне, из-за особенностей копирования информации в цифровую эпоху, нарушения исключительных прав встречаются постоянно и касаются почти каждого. Разумеется, эта отрасль обросла множеством мифов, и на самом деле о правах автора никто почти ничего не знает. Потому на них стоит остановиться подробнее.

Права автора — человека, создавшего произведение науки, литературы или искусства, — делятся на имущественные и неимущественные. Основное неимущественное право — право называться автором. В том или ином виде оно известно минимум с античности; именно благодаря ему до нас дошли имена многих творцов. В большинстве юрисдикций это право неотчуждаемо.

Имущественные права — основной камень преткновения во всех спорах о копирайте. Это, грубо говоря, права автора на получение денег за использование его произведения. И не только самого произведения (текста, если мы говорим о книгах). Идеи никому не принадлежат и ничем не охраняются — писать о мальчиках-сиротках, поступивших в волшебную школу, или о перетаскивании смертельно опасного артефакта через весь мир ради уничтожения тёмного властелина можно сколько угодно. Зато всё остальное защитить можно. Образы героев. Иногда — имена и названия (имя Albus Dumbledore и название TARDIS зарегистрированы как торговые знаки). Элементы идентичности персонажей (например, перчатку Фредди Крюгера) или вселенных (Бэтмобиль)... Эти права можно передать окончательно или на время, за вознаграждение или бесплатно,человеку или организации, частично или полностью, одному лицу (исключительная лицензия) или нескольким (неисключительная). Лицо, обладающее исключительными правами на произведение, называется правообладателем, — и далеко не всегда это сам автор.

В большинстве случаев право возникает при создании произведения (созданием считается воплощение в объективной форме — текст, например, должен быть записан, хотя бы от руки или на диктофон, а вот передача в устном виде возникновения права не влечёт), не требует никакой регистрации и сохраняется до смерти автора и некоторое время после неё. Бернская конвенция по авторским правам, подписанная ста семьюдесятью семью странами, устанавливает минимальный срок в пятьдесят лет после смерти автора, но в большинстве государств он больше. В России, например, он по умолчанию составляет семьдесят лет, а в Мексике вообще сто. Потом произведение переходит в общественное достояние, то есть начинает принадлежать всему человечеству. Более того, если в какой-то стране срок меньше, то там это происходит раньше: к примеру, в Канаде «Властелин колец» окажется в общественном достоянии уже в 2024 году, а в Великобритании только в 2044-м.

Бессрочной охрана имущественных авторских прав пока не стала, кажется, нигде, хотя во всём мире наблюдается тенденция к увеличению срока. Есть специальный закон, навсегда закрепляющий права на доход от книг о Питере Пэне в Великобритании за детской больницей на Грейт-Ормонд-Стрит, — но это уникальный случай.

При этом существует ещё концепция fair use, то есть добросовестного использования. Она позволяет, например, цитировать чужие произведения. Или создавать пародии. Или использовать тексты в учебных целях. Фанфикшен при этом попадает в серую зону: кто-то считает, что это добросовестное использование, кто-то — что это создание производных произведений, нарушающее авторские права.

Одно можно сказать точно: коммерческое использование фанфикшена незаконно. Как незаконно, скорее всего, и издание книг, действие которых происходит в известных вселенных. Так что пытаться заработать на чужом мире без разрешения правообладателя точно не стоит. Во всяком случае, в цивилизованных странах.

Межавторские циклы и расширенные франшизы

Бывает, что писатель создаёт одно произведение, потом пишет продолжение в соавторстве, а затем позволяет принять участие в развитии этой вселенной всем желающим. Или не всем, а только избранным. Или продолжения начинает заказывать и отбирать уже не автор, а правообладатель.

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения

Один из наиболее интересных примеров - «мозаичные романы», когда основной автор придумывает только общую идею и сюжет, а другие развивают эту историю, сочиняя отдельные главы или рассказы. Так, известность Джорджу Мартину принёс цикл «Дикие карты» о вирусе, который поразил Землю и превратил выживших либо в супергероев («тузов»), либо в изгоев («джокеров»). Цикл начался ещё в восьмидесятых и выходит до сих пор. Другой известный пример - цикл «Мир воров» о городе убийц, авантюристов, волшебников,художников и изгоев. Придумал его Роберт Асприн; сначала вышли антологии о мире воров, потом появились сольные романы разных авторов.

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения

Вселенная «Дозоров», созданная Сергеем Лукьяненко, изначально была авторским циклом, но уже довольно давно превратилась в межавторский. Сейчас в цикл входит не меньше сорока книг, написанных полутора десятками авторов. Примерно то же самое случилось с «Анклавами» Вадима Панова. Но, пожалуй, самый масштабный отечественный цикл, основанный на авторском романе, - «Метро 2033».

Вплотную к межавторским книжным проектам примыкают расширенные вселенные франшиз. И если некоторые новеллизации подходят только для фанатов, то другие хороши сами по себе. Например, серия «Сага о копье» Уэйс и Хикмена уже давно не ассоциируется с первоисточником, игровой системой Dungeons & Dragons, и считается классикой героического фэнтези. То же самое случилось и с циклом о тёмном эльфе Дзирте до’Урдене, созданным Робертом Сальваторе, - наверное, некоторые фанаты этого крутого героя и вовсе не знают, откуда взялись Забытые Королевства.

Невероятно популярны и книги по мотивам варгейма Warhammer 40,000. Вселенная эта весьма привлекательна (не для жизни, конечно, - чисто эстетически!) и вовсе не примитивна, а романов по ней написано так много, что хотя бы по закону больших чисел среди них обязаны встречаться хорошие. Они и встречаются. Кровь богу Крови. Черепа для трона Черепов!

В дело вступают наследники

После смерти автора те права на его произведения, которые не были переданы другим лицам, переходят наследникам. Обычно людям наследуют супруги или дети — хотя, например, по одному из завещаний Льва Толстого все его тексты сразу отходили в общественное достояние. Иногда наследники не просто получают доход от произведений, а сами берутся за перо и продолжают работу.



Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения
История Средиземья была бы куда менее полной без Кристофера Толкина

Самый известный пример — посмертные издания Толкина. При жизни автора были опубликованы всего две книги о Средиземье, «Хоббит» и «Властелин колец», остальное сохранилось в рукописях и набросках. Сын писателя, Кристофер Толкин, ушедший от нас в январе этого года, посвятил всю жизнь редактированию и публикации отцовских трудов. Только благодаря ему мир увидели «Сильмариллион», грандиознейший из искусственных эпосов, «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», «Дети Хурина», «Падение Гондолина» и «Верен и Лутиэн». Вряд ли это можно назвать авторством, но соавторством — пожалуй.

«Хроники Дюны» не менее известны и, пожалуй, не менее масштабны: классическая гексалогия, созданная Фрэнком Гербертом, охватывает около пяти тысяч лет истории его вымышленной вселенной. Через десять с лишним лет после смерти автора его сын, Брайан Герберт, в соавторстве с Кевином Андерсоном написал ещё одну трилогию о Дюне, опираясь на черновики отца. А потом ещё одну. И ещё. Сейчас об этой вселенной рассказывает уже пара десятков книг.

Дети авторов не всегда могут продолжать деяния родителей.Так, Фрэнк Баум, сын Л. Ф. Баума, в 1934 году написал книгу «Смеющийся дракон из страны Оз». Она была издана - но весь тираж пришлось немедленно отозвать после угрозы иска от издательства, которому принадлежали права на произведения Баума-отца.

Пожалуй, стоит упомянуть ещё Дейкра Стокера, внучатого племянника Брэма Стокера, хотя «Дракула» давно перешёл в общественное достояние. В 2009 году Дейкр в соавторстве с Йеном Холтом опубликовал роман «Дракула бессмертен» — и, по утверждению авторов, они использовали в работе черновики и записи Брэма Стокера.

С одобрения наследников

Иногда автор не успевает дописать книгу до своей смерти или просто не хочет этого делать. Иногда фанаты просят о продолжении. Иногда книга просто слишком популярна и может принести деньги. Но не все наследники считают себя способными завершить или продолжить книгу самостоятельно. И тогда они решают привлечь к этому других авторов.

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения
«Колесо Времени» всё-таки докатилось до финала

Наиболее известный случай — «Колесо Времени» Роберта Джордана. Сам автор умер в 2007 году. Он говорил, что собирается писать до гробовой доски, — и не соврал, однако завершить свою масштабную сагу не успел. При этом он оставил подробные черновики для того, кто сможет её закончить. Вдова остановила свой выбор на Брэндоне Сандерсоне; правда, в процессе работы одна книга превратилась в три. Выходили эти романы под двумя именами — Джордана и Сандерсона. Фанаты приняли дописанный финал, а Сандерсон стал одним из ведущих англоязычных авторов фэнтези.

Серия «Автостопом по галактике» выглядит вполне законченной, но Дуглас Адамс считал пятый роман трилогии (он позиционировал серию как «трилогию в пяти частях») унылым и хотел написать шестой. Сделать этого он не успел, и в 2008 году вдова писателя доверила создание книги Йону Колферу, автору сериала об Артемисе Фауле. Роман «А вот ещё...» написан, опять же, с опорой на заметки Адамса, хотя поклонники серии всё равно приняли книгу довольно прохладно.

Встать вровень с великим предшественником вообще удаётся очень немногим авторам «официальных» продолжений. «Последний роман Роберта Хайнлайна» написан через пятнадцать лет после его смерти. В бумагах автора был найден семистраничный синопсис «Переменной звезды», который правообладатели и отдали на растерзание Слайдеру Робинсону. Роман издавался под двумя именами и не понравился почти никому.

Примерно то же самое случилось с «Зарёй Амбера» за авторством Джона Грегори Бетанкура (правда, это не продолжение, а приквел, но разница невелика). Книги созданы, разумеется, с согласия правообладателей, но вот наследников и друзей Роджера Желязны они не обрадовали. Как и читателей.

Впрочем, есть и приятные исключения. В 2009-м вышло «Возвращение в Зачарованный лес» Дэвида Бенедиктуса — первое авторизованное продолжение книг о Винни-Пухе. Правообладатели утвердили его, только изучив черновик. И это продолжение почти не уступает оригиналу Милна, хоть герои в нём несколько повзрослели.

Продолжения, превзошедшие оригинал

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения
Кто только не писал про Конана, придуманного Робертом Говардом, — от Спрэга де Кампа и Роберта Джордана до Елены Хаецкой и Ника Перумова

Иногда творчество какого-то автора вдохновляет других, более талантливых или лучше разбирающихся в маркетинге. Это не значит, что оригинал забывают, но всё же продолжения становятся куда известнее. Возьмём, например, Роберта Говарда, который создал Конана, а заодно и весь жанр «меча и магии». Писатель покончил с собой, прожив всего тридцать лет, и написал о Конане два десятка рассказов. Некоторые были опубликованы посмертно в доработанном виде. Дорабатывал их преимущественно Лайон Спрэг де Камп; именно ему — и Лину Картеру — мы обязаны появлением огромной книжной вселенной и, косвенно, фильмов, игр и прочего. Книг о Конане вышло не меньше четырёх сотен, о нём писали Роберт Джордан, Пол Андерсон, Стив Перри и многие другие признанные классики жанра. В России в девяностые годы Конан был популярен невероятно, и многие наши фантасты тоже писали о Хаборийской эре (под иностранными псевдонимами). При этом многие поздние романы гораздо интереснее оригинального говардовского «Конана» — великолепного, но местами примитивного.

Другой яркий пример — творчество Говарда Филлипса Лавкрафта. О созданной им мифологии знают все, но далеко не все знакомы с его текстами. Лавкрафтовские ужасы не стали бы так известны, если бы не Август Дерлет, один из душеприказчиков Лавкрафта и большой его фанат, посвятивший всю жизнь популяризации его творчества. Дерлет помогал издавать некоторые произведения ещё при жизни писателя, сам сочинил несколько вещей, основываясь на черновиках своего кумира, и, главное, создал издательство Arkham House, в котором публиковались книги Лавкрафта. Впрочем, независимо от Дерлета над Мифами Ктулху работали также Роберт Говард, Брайан Ламли, Роберт Блох, Генри Каттнер, в каком-то смысле Стивен Кинг (в рассказе «Крауч-Энд», опирающемся на лавкрафтианскую мифологию) и Нил Гейман (он использовал идеи Лавкрафта для своей шерлокианы «Этюд в изумрудных тонах»)... А Клайв Баркер, Ганс Руди Гигер, Гильермо дель Торо и Алан Мур прямо признавались, что без Лавкрафта они были бы другими.

Писатели о фанфиках

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения

Есть писатели, которые категорически против фанфиков. Джордж Мартин, например, считает, что его герои - это его дети, а книги по чужим мирам пишут только лентяи. Диана Гэблдон, автор «Чужестранки», говорит, что писать фанфики аморально и незаконно. Орсон Скотт Кард («Игра Эндера») декларирует, что будет преследовать авторов фанфиков по суду, потому что, «если не защищать свои авторские права, можно их потерять». Энн Райс в какой-то момент официально потребовала удаления фанфиков по «Интервью с вампиром» из крупного онлайн-архива.

Есть и такие писатели, которые фанфиками по своим книгам гордятся. Например, Бернард Корнуэлл, создатель королевского стрелка Шарпа. Нил Гейман в ответ на вопрос о фанатском творчестве напоминает, что сам получил «Хьюго» за фанфик по вселенным Шерлока Холмса и Лавкрафта («Этюд в изумрудных тонах»). Диана Уинн Джонс говорила, что только сумасшедший может пытаться помешать этому явлению. Правда, пожалуй, все писатели без исключения выступают против коммерческого использования своих героев и миров, но это понять нетрудно.

Джоан Роулинг официально не имеет ничего против любого фанфикшена, если он не используется коммерчески. Правда, на один неординарный роман Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления» приходятся тысячи косноязычных порнографических поделок.

«Общественные» книги

С того момента, как книги того или иного автора по закону становятся достоянием всего человечества, кто угодно может писать любые продолжения и заимствовать любых героев. Но творческое наследие знаменитых писателей редко остаётся совсем без присмотра — обычно за ним приглядывает какое-нибудь общество, созданное потомками или фанатами. И такие общества могут благословить труды продолжателей и объявить их частью канона, а могут и не одобрить.

Например, HG Wells Society избрало Стивена Бакстера (у нас он известен как автор совместного с Терри Пратчеттом цикла «Бесконечная Земля») автором официальных продолжений книг Герберта Уэллса. Бакстер создал роман «Гибель человечества», действие которого происходит через четырнадцать лет после «Войны миров», и «Корабли времени», прямое продолжение «Машины времени», где вариантов возможного будущего оказывается несколько — включая и те, в которых вообще нет Земли.

The Official Conan Doyle Estate дополнило канон шерлокианы довольно большим количеством книг — правда, среди них вообще нет фантастики, хотя фантастических произведений о Шерлоке Холмсе вышло не меньше нескольких сотен. Наиболее «официальными» продолжениями Дойла сейчас считаются книги Энтони Горовица.

Серия о Тарзане перешла в общественное достояние ещё не целиком, и Берроузовское общество следит за продолжениями очень внимательно и одобряет далеко не все. Роман «Тёмное сердце времени» Филипа Фармера — самое новое из официальных продолжений, а попытка создать несанкционированное произведение закончилась плохо: роман Найджела Кокса «Тарзан Пресли» запрещён к изданию в США судом.

С книгами о Питере Пэне дело обстоит немного сложнее: во всём мире, кроме Великобритании, они находятся в общественном достоянии, и поэтому разнообразных продолжений вышло множество. Но по-настоящему официальным можно счесть только книгу «Питер Пэн в багровых тонах», созданную по заказу британского правообладателя — уже упоминавшейся детской больницы. В 2004 году был объявлен открытый конкурс; все желающие могли прислать синопсис и первую главу. Выиграла отбор Джеральдин Маккохрин, автор ста семидесяти детских книг, дважды награждённая медалью Карнеги.

С разрешения автора

Наконец, самый простой случай авторизованного продолжения — когда творец оригинала жив и здравствует и лично даёт другим писателям разрешение продолжить какую-то из своих книг.

Цикл декадентского фэнтези «Умирающая Земля» состоит из тетралогии Джека Вэнса, романа Майкла Ши, одобренного Вэнсом, нескольких рассказов и повестей и трибьют-антологии под редакцией Джорджа Мартина и Гарднера Дозуа, вышедшей уже после смерти Вэнса. В оригинальной тетралогии действовало несколько магических систем — и последующие авторы меняли эти системы или комбинировали, как им нравилось.

Джоан Роулинг не смогла расстаться со своим волшебным миром и, в частности, санкционировала выпуск официального продолжения «Гарри Поттера». Правда, на пьесе «Гарри Поттер и проклятое дитя» наряду с именами Джека Торна и Джона Тиффани стоит имя самой Джоан Роулинг, но поверить, что она принимала участие в создании книги, непросто: «Проклятое дитя» напоминает старательно сделанный, но чудовищно плохой фанфик, нарушающий множество законов вымышленного мира.

Энн Маккефри работала над «Пернским циклом» о полуразумных драконах, вступающих в симбиоз с людьми и спасающих планету от жуткого космического вируса, три десятка лет. Несколько романов она написала в соавторстве с сыном Тоддом, который впоследствии создал ещё несколько книг о Перне уже самостоятельно. Кроме того, в цикл входят два романа Джоди Линн Най.

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения
Сборники «Время учеников» удостоились похвалы самого Бориса Стругацкого

Из отечественных произведений стоит отменить серию «Время учеников», одобренную Борисом Стругацким (Аркадий скончался раньше, чем был задуман этот проект). Причём первый том серии Борис Натанович счёл однозначно успешным:
"Теперь, когда этот сборник лежит передо мною, уже готовый и прочитанный, я нисколько не жалею о своей уступчивости. Эксперимент удался. Миры, выдуманные Стругацкими, получили продолжение, лишний раз этим доказав, между прочим, своё право на независимое от своих авторов существование."


Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения
Ведьмак Геральт не умер — его приключения продолжили другие авторы!

Можно ещё вспомнить любопытный международный проект «Ведьмачьи легенды». С ведома автора «Ведьмака» Анджея Сапковского вышли две антологии рассказов о мире Белого Волка и его друзей. Авторами одного сборника выступили российские и украинские писатели, а другого уже сами поляки.

Стать частью канона

Нечасто, но случается так, что произведение, написанное «для себя» по мотивам какого-то другого, попадается автору оригинала и так ему нравится, что объявляется официальным продолжением. Так, Энди Вейер написал небольшой фанфик «Ласеро» по роману Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться», а когда роман «Марсианин» принёс славу самому Вейеру, Клайн объявил этот рассказ частью канона.

Можно вспомнить и пишущего под псевдонимом Баошу китайца, который создал объёмистый фанфик по циклу Лю Цысиня «Воспоминания о прошлом Земли». Эта история называется «Искупление времени», посвящена одному из героев третьего тома цикла, Юнь Тяньмину, и раскрывает многие тайны, в оригинале оставшиеся неразгаданными. Лю Цысиню роман очень понравился, и теперь «Искупление времени» считается каноничным продолжением.

Фиктивное соавторство

Порой автор не только доверяет продолжение своей книги кому-то другому, но и ставит на обложку собственное имя, не написав ни строчки.

Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения

«Свидание с Рамой» - один из главных романов Артура Кларка, принёсший ему несколько премий, классика научной фантастики. В соавторстве с Джентри Ли написано три продолжения: «Рама II», «Сад Рамы» и «Рама явленный». Однако с почти стопроцентной вероятностью сам Артур Кларк никакого отношения к этим романам не имеет, они созданы Джентри Ли сольно. Или, например, дилогия «Бусый Волк», примыкающая к миру Волкодава. На обложке стоит два имени - самой Марии Семёновой и Дмитрия Тедеева. Но вот написаны эти книги, кажется, вовсе без участия создательницы Серого Пса.


Герои продолжают жить: авторизованные книжные продолжения

***

Приведённая здесь классификация авторизованных продолжений довольно приблизительна, ведь многие из них можно отнести к нескольким типам сразу — или, наоборот, выделить в отдельную неупомянутую категорию. Но, надеемся, нам удалось обрисовать общую картину. Существует, конечно, и такое явление, как неавторизованные продолжения, — но об этом мы расскажем уже в другой раз.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 2
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх