Новость из категории: Информация, Книги

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

"Мой мир — это псевдо-мир, всего лишь фон,
передвигаемое воротом ярмарочное полотно."

Анджей Сапковский


Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

В конце декабря 2019 года потоковый сервис Netflix выпустил первый сезон «Ведьмака» — сериала по знаменитому циклу Анджея Сапковского. Несмотря на противоречивые отзывы, особенно от фанатов книжного и игрового «Ведьмака», Netflix с ходу заказал второй сезон. А вообще «Ведьмак» рассчитан сезонов на пять-шесть и должен, по идее, бросить вызов «Игре престолов» за право называться самым популярным фэнтезийным сериалом современности. Ну, по крайней мере, до выхода телеэкранизаций «Колеса Времени», «ХроникУбийцы Короля» и приквела «Властелина колец». Что получится, покажет время. А пока мы решили вспомнить о литературной основе сериала.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Кажется, что «Ведьмака» уже должен был прочесть каждый уважающий себя поклонник фэнтези. Но, как ни странно, немало тех, кто книги Сапковского не читал — по разным причинам. Кто-то просто в силу юного возраста, кто-то — из пренебрежения «славянским фэнтези» (хотя сам автор свои книги к нему не причисляет), у кого-то просто руки не дошли. Экранизация наверняка вызовет всплеск популярности первоисточника, так что в этой статье мы постараемся избегать явных сюжетных спойлеров. Но всё равно читайте её на свой страх и риск.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Мир «Сопряжения Сфер»


Мир «Ведьмака» — своеобразная реплика классического Неверленда в духе Толкина. Населяют его типичные фэнтезийные расы — гномы (краснолюды), хоббиты (низушки), эльфы (аэн сидхэ). Именно последние многие века играли здесь главную роль, хоть и пришли извне, из другого мира, который собственноручно и погубили. Правда, о былом величии эльфов мы узнаём только из воспоминаний и легенд, потому что к началу событий цикла остроухие давно утратили своё превосходство. И случилось это из-за потрясшего всю Вселенную катаклизма, который получил название Сопряжение Сфер. Ни причина, ни какие-либо подробности его неизвестны — просто разные параллельные реальности вдруг сместились, и в мир хлынул поток диковинных монстров, самыми страшными из которых оказались люди.

Анджей Сапковский не удосужился сочинить вменяемую предысторию своей вселенной; никаких подробно расписанных авторских энциклопедий и глоссариев не существует — только фанатские. Потому некоторые легенды о прошлом этого мира выглядят откровенно бредово. Но, возможно, это сознательный выбор автора? Разве исторические летописи и хроники, дошедших до нас из глубины веков, зачастую не столь же нелогичны и нелепы?

Так, в легендах рассказано, что люди приплыли в земли эльфов всего на четырёх кораблях — и было это за пять веков до времён Геральта. Причём вскоре после прибытия люди отобрали у эльфов самые лакомые территории. Ну как такое могло случиться, если, конечно, эти корабли не были размером с «Титаник»? Можно лишь предположить, что четыре корабля играли роль разведывательного десанта — например, с огромного острова вроде Атлантиды, который переместился в этот мир из другой реальности, а затем вернулся обратно или затонул. И, создав плацдарм на материке, люди организовали масштабное «переселение народов» — по морю или через магические порталы.

Человеческая экспансия шла по типичному сценарию: аборигены уничтожались, ассимилировались или вытеснялись в скудные резервации. Захваченные же земли дробились на мелкие владения, которые постепенно объединились в королевства (а в одном случае даже в целую империю). Причём с учётом того, что у людей этого мира нет единой религии и церкви как института духовной власти, главным различием между ними стало отношение к покорённым народам.

В королевствах северян-нордлингов аборигенов терпят, если те стараются лишний раз о себе не напоминать. Особенно это касается самых опасных из них, эльфов. А вот юг материка, где великий город Нильфгаард объединил вокруг себя множество мелких земель, мнит себя наследником эльфийской культуры. Местная аристократия — в основном эльфийские полукровки, использующие Высшую Речь (правда, вульгаризированную) как язык элиты. Остальные нелюди — полноценные граждане империи.

Конечно, такое важное различие не могло не обернуться масштабным конфликтом. Впрочем, главной причиной Северных войн (так стало называться столкновение нордлингов и нильфов) был всё же вполне корыстный интерес. Растущему Нильфгаарду необходимы были новые земли — источник ресурсов, богатств и невольников (в империи, в отличие от земель нордлингов, существовало официальное рабство, которое носило не расово-этнический, а имущественный и военный характер). Потому война между Югом и Севером была неизбежна, и её инициатором выступил более прогрессивный и агрессивный Нильфгаард.

"В моих романах войны ведутся в конкретных целях:
чтобы захватить землю и добыть деньги.
Жестокость здесь рождается в результате
стечения обстоятельств."

Анджей Сапковский


О подробностях Первой и Второй войн нордлингов с Нильфгаардом лучше узнавать из самих романов ведьмачьего цикла. Мы же обратим внимание на исторические аллюзии в книгах Сапковского, познакомимся с центральными персонажами и попробуем понять основной смысл этой истории.

«Ведьмак» Анджея Сапковского


В №12 за 1986 год польского журнала Fantastyka в рамках конкурса начинающих писателей был опубликован рассказ «Ведьмак». Он занял третье место, но понравился многим, и через некоторое время его автор, специалист по внешней торговле Анджей Сапковский, взялся писать новые истории про ведьмака, где довольно остроумно (а временами даже издевательски) обыгрывал популярные архетипы мифологии, фольклора и фэнтези. В 1992-1993 годах появилось два сборника, «Последнее желание» и «Меч Предназначения», куда вошли дюжина рассказов, ранее печатавшихся в периодике. К тому времени Сапковский уже работал над романами, которые должны были перевести историю ведьмака в более масштабный формат.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Вышли романы «Кровь эльфов» (1994), «Час Презрения» (1995), «Крещение огнём» (1996), «Башня Ласточки» (1997), «Владычица Озера» (1999). История была полностью завершена, но в 2013 году Сапковский выпустил роман «Сезон гроз», спин-офф о приключениях Геральта где-то между событиями двух начальных сборников. Также к циклу примыкают два рассказа. «Дорога без возврата» (1988) - приквел о драматичном эпизоде знакомства Висенны и Корина, родителей Геральта. И романтичный рассказ-шутка «Что-то кончается, что-то начинается» (1993), где показана свадьба Геральта и Йеннифэр. Кроме того, выходило ещё несколько антологий с рассказами-фанфиками от других авторов.

Исторические параллели


Мир ведьмака на первый взгляд похож на европейское средневековье, однако сам автор так вовсе не считает. Например, Нильфгаард — формальную «тёмную силу» цикла — он во многом списал с Римской империи. Есть в цикле множество отсылок и к гораздо более поздним историческим периодам — особенным вниманием Сапковского пользуются события, происходившие вокруг да около Второй мировой.

Так, действия каэдвенского короля Хенсельта и темерийского монарха Фольтеста в начале нильфгаардской войны очень напоминают некоторые моменты из истории Польши. Воспользовавшись нападением нильфов на союзную ему страну Аэдирн, Хенсельт поспешил заключить с имперцами сепаратный мир и в награду за предательство присвоил себе аэдирнскую Нижнюю Мархию. На мосту через реку Дыфня командующий каэдвенской армией маркграф Мансфельд демонстративно обменялся крепким рукопожатием с нильфгаардским маршалом Мэнно Коегоорном. Схожим образом вёл себя и Фольтест, который также отгрыз кусок несчастного Аэдирна, заключив с Нильфгаардом договор о нейтралитете. Однако вскоре имперцы сами напали на Темерию, после чего Фольтест перешёл на сторону нордлингов и даже сыграл одну из ключевых ролей в войне.



Всё это перекликается с событиями вокруг Польши в 1938 и 1939 годах. Сначала, пока Гитлер аннексировал чешские Судеты, поляки под шумок отхватили у соседа и союзника силезское Заользье (Тешин). А затем недавние захватчики сами оказались в роли жертвы — после нападения Германии на Польшу аналогичный трюк проделал Сталин, присоединив к СССР западные белорусские и украинские земли, бывшие частью польского государства. Советские и немецкие войска провели совместный дружеский парад по недавно ещё польскому Бресту. Однако «дружба» продлилась недолго — до рокового 22 июня 1941-го.

Ещё один колоритный эпизод Второй Северной войны почти буквально скопирован с реального события. Нильфгаард обвинил Аэдирн и Лирию в нападении на пограничный форт Глевицинген, использовав инцидент как повод для войны. Уже само название напрямую указывает на историческую параллель — организованную Рейнхардом Гейдрихом провокацию, когда эсэсовские диверсанты, переодевшись в польскую форму, атаковали немецкую радиостанцию в городе Глайвиц, откуда бросили вызов Германии. Это нападение немцы использовали как предлог для «справедливого ответа на польскую агрессию».

Ну и конечно, нельзя не вспомнить драму, разыгравшуюся в самом финале Северных войн, когда нордлинги сполна отыгрались на эльфах и всех тех, кто поддерживал Нильфгаард. Примерно то же самое, только в ещё более значительных масштабах, происходило в нашем мире, когда после 1945-го поляки и чехи обрушились на так называемых «фольксдойче» — уроженцев Восточной Европы немецкого происхождения. Этнические чистки охватили Силезию, Судеты и Восточную Пруссию, откуда принудительно выселили около 14 миллионов человек. Выселение сопровождалось многочисленными актами жестокости — от грабежей до изнасилований и убийств. Кстати, СССР в этом тоже поучаствовал, «вычистив» от коренного немецкого населения нынешнюю Калининградскую область и от финнов — Карелию.

Исторические прототипы есть не только у событий цикла, но и у отдельных его элементов. Военная структура Нильфгаардской империи отчасти напоминает вермахт — все эти группы «Центр», «Запад» и прочие. Нильфгаардские кавалерийские бригады «Наузикка» и сформированная из эльфов «Врихедд» с черепами или тремя молниями на знамёнах и чёрной форме — чем не СС? Ангренские «вольные компании» списаны с итальянских кондотьеров, хоть и изрядно облагорожены. Ведь, по словам Сапковского, «кондотьеры, когда становилось трудно, как правило, первыми брали руки в ноги» — сравните с героическим самопожертвованием ангренцев в битве при Бренне. Магическая «женская» ложа, которая пытается подмять под себя королевства нордлингов, да и на Нильфгаард хищно посматривает, основана на культе Великой Матери. И так далее, и тому подобное.

При этом романы о ведьмаке не назовёшь историческим фэнтези. В отличие, к примеру, от Гая Гэвриела Кея или Джорджа Мартина, Сапковский не кладёт в основу своего цикла какое-то конкретное историческое событие или период, да и его герои не имеют ярко выраженных прототипов. Фрагменты реальной истории служат лишь поводом сконцентрироваться на каком-нибудь проявлении человеческой природы — от величайшего подвига до столь же великой гнусности.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Добросердечный профессиональный убийца


Одна из самых веских причин зачитываться «Ведьмаком» — толпа колоритных персонажей, обаятельных, отвратительных, но самое главное — отлично прописанных. Мало кто из авторов современного фэнтези может сравниться в этом с Анджеем Сапковским. Даже эпизодические фигуры, лишь промелькнувшие на страницах цикла, откладываются в памяти. Но, конечно же, основное внимание автора и читателя (особенно поначалу) сосредоточено на титульном герое серии — Геральте, одновременно человеке чести и профессиональном убийце. Точнее, ведьмаке, специально выведенном мутанте, чьё предназначение — за деньги расправляться с разнообразными монстрами, от вампиров до виверн.

"Мой герой — профессионал, который всегда придерживается кодекса,
связанного с его профессией, что делает его личностью светлой,
порой героической. Даже в ситуациях, о которых кодекс не
говорит ничего, он ухитряется возвыситься над толпой."

Анджей Сапковский


Геральт, которого дриады и эльфы называют Gwynbleidd (на Старшей Речи «белый волк» — из-за молочно-белых волос, результата мутации) — сын колдуньи-врачевательницы Висенны и бродячего воина Корина. Вскоре после рождения мать передала его в ведьмачью крепость Каэр Морхен. Поступок, стоит признать, довольно жестокий: из детей, которые попадали к ведьмакам и подвергались специальной обработке с помощью эликсиров, вызывающих контролируемую мутацию, мало кто выживал. Но те, кому везло, становились более сильными, выносливыми, ловкими и живучими, чем обычные люди.

Были в ведьмачьей стезе и минусы — бесплодие, бесстрастность и душевная холодность. Однако Геральт оказался «дефектным продуктом»: мутация пошла не по плану, и герой во многом сохранил свою человеческую сущность, что доставило ему немало проблем, одновременно сделав столь интересным персонажем. Ведь обычный хладнокровный убийца не вызывал бы таких сильных чувств — ни у других героев цикла, ни у читателей. Впрочем, Геральт обычно довольно рационален, хотя иногда совершает опрометчивые поступки.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

"Геральт, несмотря на всю свою эмоциональность, — человек
рассудительный и прагматичный, ибо отдаёт себе отчёт в
бессмысленности некоторых действий. Знает, что определённые
процессы неизбежны и их невозможно повернуть вспять или остановить."

Анджей Сапковский


Однако автор не всегда последователен в изображении своего героя. Да, Геральт обычно говорит рассудительные, временами даже довольно циничные вещи, но часто поступает словно романтичный вьюнош без особого жизненного опыта. Да и проницательностью ведьмак похвастать не может — более того, он часто оказывается игрушкой обстоятельств и жертвой манипуляций, дружеских или враждебных. Правда, и это идёт герою в плюс, делая его более реалистичным. Несмотря на боевые суперспособности и силу характера, душевная уязвимость ведьмака заставляет ещё больше ему сопереживать.

Ну и нельзя не отметить одно замечательное свойство Геральта — его непоколебимую преданность друзьям и близким. Ради друга он рискнёт своим благополучием или даже жизнью, а ради любимого человека хоть весь мир перевернёт и ни перед чем не остановится. Наверное, каждый из нас мечтал бы иметь на своей стороне такого человека — даже если он мутант.

Герои и... не совсем


Как уже упоминалось, персонажей в цикле множество. Но в этой пёстрой компании нужно отметить четырёх героев, которые играют в саге о ведьмаке особую роль.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Главный романтический интерес Геральта — черноволосая красавица с фиолетовым глазами, блистательная колдунья Йеннифэр из Венгерберга (или Йен, как зовёт её ведьмак). Она уже не молода (ей под сотню лет) и когда-то была горбуньей, но с помощью магии выглядит юной и прекрасной. Йен очень умна, а ещё вспыльчива, язвительна, нетерпелива, тщеславна, расчётлива, временами даже коварна — в общем, далеко не подарок. Поначалу с Геральтом её связывают лишь деловые интересы и секс, однако постепенно зачерствевшее сердце Йен поддаётся чарам Белого Волка — его верности, преданности и беззаветной любви. В конце концов она даже обретает счастье, хоть и недолгое, рядом с любимыми: мужчиной и ребёнком, Геральтом и Цири.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Цирилла Фиона Элен Рианнон, Львёнок из Цинтры, Дитя Предназначения, Дитя Старшей Крови, Фалька, Ласточка, Владычица Озера или просто Цири — фактически центральный персонаж всего ведьмачьего цикла. Цири — Священный Грааль в человеческом обличье: все её жаждут, ищут, переманивают, обольщают. И дело не в красоте или знатности, хотя и тем, и другим девушка не обделена. Главная приманка в том, что Цири — носитель ценнейшего эльфийского гена, который сделал её потенциально самым сильным магом. А ещё, согласно древнему пророчеству, Цири может (или должна) уничтожить уже существующий мир и породить новый. Всем хочется её заполучить, кроме Геральта и Йеннифэр, которые просто любят эту своенравную девчонку с пепельными волосами как свою дочь — и ради неё готовы горы свернуть.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Другой основной персонаж ведьмачьей саги совсем не может похвастать своей значимостью для мира. Не нужен он особо никому, кроме Геральта. Однако без Юлиана Альфреда Панкраца, виконта де Леттенхов, более известного как Лютик, представить романы Сапковского совершенно невозможно! Этот трусоватый, тщеславный, самовлюблённый и красивый блондин, известный по всем землям нордлингов как гениальный поэт, трубадур и величайший бабник, — ближайший друг Геральта и источник многих его проблем. Лютик — эдакий Санчо-Панса при Дон Кихоте, Панург при Пантагрюэле, Ламме при Тиле Уленшпигеле, в общем, классический спутник героя, вносящий в трагические, мрачные и кровавые события изрядную долю юмора и веселья. Большая часть забавных моментов цикла так или иначе связана именно с Лютиком — не зря этот прощелыга пользуется горячей любовью не только прекрасного пола, но и фанатов «Ведьмака». Несмотря на все свои недостатки, Лютик вполне способен быть хорошим другом.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Ещё один важный герой (точнее, антигерой), чьи замыслы и действия во многом двигают сюжет цикла, — Эмгыр вар Эмрейс, Deithwen Addan yn Carn aep Morvudd (Белое Пламя, Пляшущее на Курганах Врагов), император Нильфгаарда, самый безжалостный преследователь Цири и главный источник проблем для всех остальных. Эмгыр — личность противоречивая. Он умён, даже гениален как правитель, создавший крайне эффективное государство. Ему, наследственному аристократу, плевать на сословные предрассудки — он уважает лишь ум и способности. Он по-своему честен и справедлив и в то же время коварен и безжалостен, но всё ради блага государства. В общем, великий человек, — правда, от этого величия как-то не по себе. Однако под занавес цикла даже он начинает вызывать симпатию: проявив недопустимое для правителя сочувствие, Эмгыр сумел остаться человеком — и получил свою награду, пусть и не ту, о которой грезил.

Можно долго вспоминать ярких персонажей цикла — людей и краснолюдов, эльфов и низушков, дриад и вампиров (точнее, одного непьющего «вомпера»). Королей, рыцарей, шпионов, магов, убийц, школяров, солдат, крестьян, купцов... Но лучше прочитать о них у самого Сапковского.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Предназначение и обречённость


О чём же повествует цикл «Ведьмак»? В двух сборниках, которыми он открывается, Геральт просто странствует по разным землям, делая своё ведьмачье дело, — сквозного сюжета как такового поначалу нет.

"Я начинал с отдельных рассказов, каждый из которых жил своей жизнью,
а все вместе опирались на простую конструкцию: ведьмак приезжал, делал то,
за что ему платили, то есть разрешал проблему при помощи меча, потом исчезал...
Позже, когда уже вырисовалась идея создать крупное произведение,
на первый план выдвинулись другие проблемы."

Анджей Сапковский


Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

А вот в романах начался очень своеобразный квест героя — или, точнее, антиквест. Чем обычно занимаются типичные персонажи фэнтези, которые отправляются в долгий путь? Ищут могучие артефакты, мстят врагам, одолевают тёмных властелинов, спасают страну или весь мир... А вот Геральт просто пытается сбежать. Идёт масштабная война, в которой ведьмак не желает принимать участия. Геральт понимает справедливость притязаний эльфов и других нелюдей, — но он не эльф, потому не собирается сражаться на их стороне. Он сочувствует обычным людям, которые поневоле втянуты в схватку коронованных хищников, и может помочь при случае, — но не горит желанием вставать под чьи-либо знамёна. Какая разница, нордлинги или нильфы? Чума на оба ваши дома, разбирайтесь как хотите! Единственное, что способно заставить Геральта броситься в огонь, — верность друзьям и близким, в первую очередь Цири. Именно поэтому она главная движущая сила цикла. Если бы Цири никто не трогал, ведьмак спокойно сидел бы где-нибудь в нейтральном Ковире, пил пиво, закусывал раками и не забивал себе голову войной, интригами и прочими глупостями.

Геральт не одинок в стремлении остаться в стороне. Цири тоже вовсе не мечтает об участи великой избранной и всячески пытается избежать предсказанного. С Лютиком вообще всё ясно — он просто радуется жизни. Единственная из друзей Геральта, кто активно лезет в политику, — Йеннифэр, хотя и её участие отчасти вынужденное.

Однако, когда мир горит и рушится, персональные желания в расчёт не принимаются. Как бы Геральт ни пытался остаться над схваткой, ничего у него не выйдет... Пожалуй, именно столкновение свободы воли, желания и случайности — один из основных мотивов цикла. Герои всё время пытаются избежать необходимости принимать фатальные решения, жаждут остаться в стороне — и постоянно терпят фиаско.

Невольно приходит на ум, что Сапковский в своих книгах просто занимается деконструкцией базовых элементов классического фэнтези. Положительные герои обязательно должны победить? А вот фигушки! Парадокс, но колоссальные усилия героев по спасению Цири оказываются тщетными. Свершения, подвиги, потери — всё напрасно: Геральт и его команда проигрывают.

В кульминационном эпизоде цикла Сапковский остроумно обыграл ключевой момент библии фэнтези — «Властелина колец». Ведь Фродо тоже потерпел поражение. Он должен был любой ценой уничтожить Кольцо, но в решающий момент не выдержал искушения властью. И если бы не ничтожный, жалкий Голлум, Средиземье погибло бы. Так что главный и неочевидный подвиг Фродо — его милосердие, когда он пощадил Голлума.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

А теперь сравните с кульминацией «Ведьмака». Герои бессильны, Цири обречена — всё, конец. И тут появляется Голлум — точнее, сыгравший его роль Эмгыр, который в решающий момент поддался душевному порыву и отказался от заветного приза. Потому что перед его глазами были Геральт и Йеннифэр, пожертвовавшие всем ради Цири. Они проиграли, но они победили — так же как и Фродо. Ведь не всегда победа достигается силой, сталью и магией. Иногда достаточно жалости или любви.

Ещё один любопытный момент цикла — тема Предназначения, Избранности, тоже типичная для фэнтези. Казалось, промежуточный финал полностью отменил роковое Предназначение Цириллы. Будущее не предопределено, никакого «конца света» из-за неё не будет. Ан нет! Она всё-таки, пускай и неумышленно, действительно «уничтожила» мир. Последствия её поступков в конце концов привели к крушению самых хитроумных планов сильных мира сего. Ложа магичек пала, итог Северных войн перечёркнут... Хотя мир, пережив ужасные потрясения, в конце концов изменился к лучшему — во всяком случае, те фрагменты будущего, которые мы видим в некоторых романах, демонстрируют вполне комфортную реальность.

Все, что вам следует знать о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

***

В «Ведьмаке» Анджея Сапковского нет какой-то глобальной сверхидеи. Это просто отлично написанная история о живописном мире, населённом полнокровными героями, которые дружат, любят, пьют, веселятся, сражаются, убивают и умирают. Просто кусочек жизни, очень похожей на нашу. Жизни, в которой что-то всегда кончается, а что-то начинается...

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 3
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх