Новость из категории: Информация, Фильмы

Как супергерои покорили Голливуд

Как супергерои покорили Голливуд

«Бум!» «Хрясь!» «Шарах!» — примерно так прошли 2010-е в кинематографе. Большие, а затем и малые экраны склонились перед мощью супергероев. Когда-то уделом ребят в лосинах из «весёлых картинок» были боевики-однодневки, теперь же они стали новыми культурными иконами, а фильмы с их участием — главными кинособытиями года.

Многомиллиардные сборы. Сложные вселенные. Беспощадные битвы фэндомов. Отчаянные попытки голливудских студий добыть себе если не комикс-франшизу, то хотя бы нечто похожее. Всё это — приметы нового времени. Нем же прельстили нас супергерои? Почему для одних студий они стали ключом к успеху, а других обрекли на гибель? Как началась эпоха супергероев — и что ждёт её в будущем?


Как супергерои покорили Голливуд
«Супермен», 1978

Год первый

Чтобы понять суть супергеройского кино, важно отследить его истоки. Летопись принято вести от «Супермена» Ричарда Доннера, который ещё в 1978 году покорил публику зрелищностью, человечностью и оптимизмом. Почему же эпоха фильмов по комиксам не наступила уже тогда?

Дело в том, что самого понятия «кинокомикса» тогда не существовало. «Супермена» воспринимали просто как ещё один фантастический фильм, сродни «Звёздным войнам». Продолжения отталкивались больше от фильма Доннера, чем от мифологии DC-вселенной. Таким же «не-кинокомиксом» стал и «Бэтмен» Тима Бёртона. Режиссёр признавал, что слабо знаком с первоисточником и скорее опирался на хорроры, нуары и немецкий экспрессионизм.

На волне успеха «Бэтмена» Голливуд стал черпать сюжеты из комиксов. Говорить о новом жанре было ещё рано — большинство фильмов просто пытались повторить то, что «выстрелило» в прокате. Но времена менялись. Комиксы «взрослели» и возвращали себе актуальность, графический роман «Хранители» был отмечен престижной наградой «Хьюго», а «Маус» — Пулитцеровской премией. Имена Фрэнка Миллера, Алана Мура или Криса Клермонта уже кое-что говорили новому поколению зрителей и кинематографистов.

Как супергерои покорили Голливуд
В 2000-е студии не боялись экранизировать взрослые комиксы вроде «Города грехов», «Вендетты» и «Хранителей». Но чаще всего такие проекты оказывались убыточными, и в 2010-е их стало заметно меньше

Семена будущей революции легли в землю не в кино, а на телевидении. С 1992 года студия Warner Bros. Animation начала выпускать мультсериалы по вселенной DC: про Бэтмена, Супермена и менее известных героев вроде Статика. Сериалы были связаны друг с другом, и персонажи часто пересекались в эпизодах-кроссоверах. Успех снискали и мультсериалы Marvel — особенно «Люди Икс» (1992-1997) и «Человек-паук» (1994-1998). Неудивительно, что именно эти франшизы Голливуд выбрал для следующего вторжения на территорию комиксов.

Первая экранизация «Людей Икс» (2000) будто стеснялась своего происхождения. Приключения мутантов были выполнены в мрачном, реалистичном стиле, не похожем на яркие рисунки Джека Кирби. А вот «Человек-паук» (2002) был «комиксным» от и до: цветастый дизайн костюмов, захватывающие экшен-сцены, много юмора и мелодрамы. Комбинация старомодной истории и передовых спецэффектов сработала идеально: фильм побил несколько кассовых рекордов.

Студии бросились осваивать наследие Marvel и DC, имитируя подход «Паука», но, увы, не дотягивая до него по качеству. По его стопам пошли «Сорвиголова», «Халк», «Женщина-кошка» и «Возвращение Супермена», «Фантастическая четвёрка» и даже третьи «Люди Икс», забросившие серьёзность. Большая часть этих фильмов оказалась убыточной: зрители с большей охотой шли на семейное фэнтези и мультфильмы.

Казалось, жанр ждёт забвение: люди предпочитали сбегать от проблем в мир волшебства. Но решение пришло от противного. Почему бы не взять вымышленного супергероя и не перенести его в реальный мир, полный узнаваемых образов и конфликтов? Так поступил Кристофер Нолан с Бэтменом. В его кинотрилогии Готэм приобрёл черты Чикаго и Нью-Йорка, опереточные злодеи стали понятными бандитами и террористами, а костюм «летучей мыши» — армированным комбинезоном.

Нолан пошёл дальше, чем создатели «Людей Икс». Он исследовал темы страха, социальной ответственности и оправданного насилия — всё это было актуально для Америки, только что пережившей теракты 11 сентября и пытающейся понять, какие герои ей теперь нужны. Оказалось, что супергеройские фильмы могут не только развлекать спецэффектами. Нолан распознал в Бэтмене новую мифологию: героев, созвучных времени, и жанровую гибкость, позволяющую рассказывать любые актуальные истории.

Для авторов и фанатов комиксов это было очевидно давным-давно. Только у них не было возможности самим переносить любимых героев на экран. До определённого момента...

Эпоха Marvel

Почему Marvel? Как издательство комиксов стало одним из культурных гегемонов 2010-х? В чём секретный ингредиент успеха?

Директор Marvel Айк Перлмуттер мог бы ответить: жадность. Marvel Studios создали, чтобы продавать больше игрушек. Киноправа на самых популярных героев Marvel распродали ещё в 1990-е, и Перлмуттеру приходилось соглашаться на невыгодные условия, чтобы избежать банкротства. Так, в 2000 году Fox выпустила «Людей Икс» на полгода раньше, и Marvel не успела подготовить мерчандайз. Трилогия о Человеке-пауке принесла Sony миллиарды, a Marvel получила с того жалкие 62 миллиона. Прибыль от фигурок по фильмам также шла в карман прокатчика, а не издательства.

Идея снимать фильмы самим появилась в Marvel давно, но звёзды сошлись в 2004 году. Идеальный момент: «Человек-паук» уже доказал, что у фильмов по комиксам есть кассовый потенциал, но индустрия ещё не провалилась в дыру рецессии 2007-2008 годов. Инвесторы были готовы поддержать самые безумные идеи, и продюсер Дэвид Майзел заручился у банка Merrill Lynch кредитом в 525 миллионов долларов на развитие киностудии Marvel. Залогом стали права на десять центральных персонажей, включая Мстителей и Ника Фьюри.

Как супергерои покорили Голливуд
Решая, какой фильм снимать первым. Marvel Studios провела опрос среди детей: с кем из героев интереснее всего играть? Железный человек победил с большим отрывом

Весной 2008 года на экраны вышел «Железный человек». Фильм Джона Фавро вобрал в себя всё лучшее от супергероики. Оптимизм и человечность первого «Супермена». Реализм нового «Бэтмена». Юмор и зрелищность «Человека-паука». И намёки на регулярные кроссоверы, что так радовали фанатов мультсериалов в 1990-е. Не просто фильм, а старт целой взаимосвязанной киновселенной!

Но главное новаторство «Железного человека» было вот в чём: над ним работали фанаты комиксов, понимавшие силу геройского образа. Другие студии продвигали кино в рамках звёздной системы Голливуда. «Сорвиголова» был фильмом с Беном Аффлеком, «Фантастическая четвёрка» — с Джессикой Альбой. И тут оказалось, что харизматичный гений-миллиардер-плейбой-филантроп, закованный в красно-золотую броню, сам по себе звезда фильма. А значит, на роль можно брать того, кто лучше подходит (и не стесняет бюджет).

Для многих это стало сюрпризом, но создатели понимали это заранее, и это развязало им руки. Такой подход позволил отдать роль Тони Старка Роберту Дауни-младшему — актёру, чья репутация в 1990-е была разрушена скандалами и проблемами с наркотиками. Но Дауни усердно работал над исправлением ошибок, и этот опыт оказался созвучен истории его персонажа.

Забегая вперёд, заметим, что подход Marvel к работе с актёрами дал неожиданный побочный эффект: в 2010-е зрители перестали ходить в кино «на звёзд». Когда-то участие Адама Сэндлера или Уилла Смита было гарантией успеха, а теперь их фильмы проваливаются один за другим. Многие из былых титанов ушли на телевидение, а большие экраны захватили супергерои, придуманные 50-60 лет назад.



Но не каждый супергерой может найти отклику аудитории. Marvel пришлось изрядно постараться (подсмотрев пару идей у Нолана), чтобы придумать состав героев, адекватный времени. События 11 сентября привели к кризису традиционного героизма: зрители больше не верят в рыцарей без страха и упрёка, которые всегда успевают всех спасти. Потому у персонажей Marvel, несмотря на легкомысленность их фильмов, всегда есть тёмная сторона, они ищут и переосмысливают своё место во вселенной. Тони Старк воплощает мечту об этичном миллиардере, но и он в своей самоуверенности часто совершает ошибки и ставит мир под угрозу, пытаясь его защитить. Тор — всесильный царь и лидер, едва способный усмирить свою гордыню. Капитан Америка — бесстрашный герой пропаганды, но ему с его живым сердцем и (часто неуместным) идеализмом тесно в роли символа.

Эти истории похожи, но поставлены в совершенно разном антураже. «Железный человек» выдержан в стиле фантастического технотриллера. «Тор» играет одновременно на территории Шекспира, космооперы и фэнтези. Трилогия о Капитане Америке притворяется то военным ретро-боевиком, то шпионской драмой. Идеальный баланс узнавания и новизны: зрители заранее знают, чего ждать от очередного фильма Marvel, но каждый раз формулу разыгрывают в свежей жанровой вариации.

Особенно удачно эта механика работает в сюжетах-кроссоверах. Постепенно расширяя стилевые рамки франшизы, Marvel построила мир, где в одной комнате могут оказаться физик-ядерщик, скандинавский бог, солдат Второй мировой и говорящий енот. И всех их связывают непростые отношения, заявленные в предыдущих фильмах-сольниках.

Теперь мы идём на «Мстителей» не только полюбоваться на зрелищное противостояние угрозам планетарного масштаба, но прежде всего посмотреть, как будут взаимодействовать герои. Кто победит в драке Халка с Тором? Как эгоизм Старка уживётся с принципами Капитана? Что будет, если Человек-муравей оседлает стрелу Соколиного глаза? Вкладываясь в сквозную историю, Marvel не просто попали в уже сложившиеся тренды и ожидания аудитории. Они последовательно, на протяжении многих лет и десятков фильмов, воспитали своего зрителя.

И, разумеется, продали гору игрушек на радость Айку.

Как супергерои покорили Голливуд
«Мстители» доказали, что кинематографу под силу воплотить даже самые необъятные комикс-вселенные

Бум киновселенных

Триумф саги о Мстителях перевернул правила игры в Голливуде. Всего за четыре года студия-новичок собрала почти четыре миллиарда — и вместе с издательством Marvel стала частью концерна Walt Disney. Конкуренты бросились в погоню.

В условиях финансового кризиса ставки возросли. Все рискованные проекты заморозили, а существующие франшизы подвергли «марвелизации». Paramount заказала серию спин-оффов «Трансформеров». Universal поменяла гоночный цикл «Форсаж», добавив в него «комиксовые» трюки и неубиваемых персонажей. Из кладовой истории достали Франкенштейна, Дракулу и других классических монстров Universal — студия решила построить на их основе «Тёмную вселенную». Планировался проект с целой плеядой звёзд: Хавьер Бардем, Анджелина Джоли, Джонни Депп, Рассел Кроу... Началом должен был стать перезапуск «Мумии» с Томом Крузом. Но фильм провалился, и «Тёмная вселенная» скончалась, едва появившись на свет.

Universal стала не первой компанией, сделавшей неверные выводы из успеха Marvel. Да, «Мстители» поражали размахом и интересной командой героев, но до этого студия выпустила аж пять сольных фильмов, чтобы зрители успели привыкнуть к этим героям и полюбить их. Соперники же надеялись проскочить «промежуточные» этапы в кратчайшие сроки.

Как супергерои покорили Голливуд
Трилогия о Тёмном рыцаре стала переломным моментом, после которого о супергероике заговорили как о новом важном жанре

Едва завершив трилогию о Тёмном рыцаре, студия Warner Bros, анонсировала новый фильм о Супермене. «Человек из стали» Зака Снайдера положил начало расширенной киновселенной DC. Её кульминацией, ответом «Мстителям», должна была стать «Лига справедливости» (аж в двух частях!), где герою предстояло спасать мир вместе с Бэтменом, Чудо-женщиной, Акваменом, Флэшем и Киборгом. Этих классических персонажей студия решили заявить на протяжении... одного фильма, «Бэтмен против Супермена» (2016). Представление большинства героев ограничилось короткими камео. Фанатам комиксов этого было мало, а рядовые зрители в недоумении пожали плечами.

Как супергерои покорили Голливуд
В пику красочным Мстителям вселенная DC делала упор на мрачность и драматизм. Увы, для успеха этого оказалось мало

К выходу «Лиги справедливости» (2017) интерес был на нуле не только у публики, но и у Warner Bros. Посреди работы над фильмом студия наняла режиссёра «Мстителей» Джосса Уидона, чтобы тот переделал фильм DC по шаблону Marvel: с яркими цветами и юмором. Получившаяся химера была разгромлена критиками и провалилась в прокате. Вторую часть «Лиги» отложили — возможно, навсегда.

Другим студиям тоже пришлось подстроиться под новые времена. Fox ещё до «Железного человека» взяла курс на расширение вселенной «Людей Икс», но особо не преуспела. Первые два сольных фильма про когтистого мутанта Росомаху были приняты прохладно. Приквел про злодея Магнето развалился ещё на стадии сценария. А новая «Фантастическая четвёрка» (в мрачном и реалистичном духе а-ля Нолан) пала жертвой многочисленных проблем на съёмках и вошла в историю как один из худших фильмов десятилетия.

Студия Sony судорожно искала новый путь для «Человека-паука». Сэм Рэйми покинул франшизу. Перезапуск с Эндрю Гарфилдом зрители сочли неоригинальным, а его сиквел на ходу переписывали с прицелом на создание киновселенной. Понимая, что для своих «Мстителей» ей не хватает ярких героев, студия решила заменить их злодеями. Кроссовер «Зловещая шестёрка» должен был собрать команду негодяев вроде Зелёного гоблина, Мистерио и Доктора Осьминога.

Кавардак, творившийся с франшизой, неожиданно стал достоянием общественности. В ноябре 2014-го хакеры взломали серверы Sony и слили корпоративную переписку в интернет. У боссов сдали нервы: продюсер «Человека-паука» Эми Паскаль связалась с Marvel Studios и предложила вернуть издательству часть прав на персонажа в обмен на совместное производство фильмов. Следующее появление героя состоялось уже в киновселенной Marvel — и было встречено овациями.

Рождённый заново

К середине 2010-х супергероика столкнулась с кризисом перепроизводства. Рынок быстро заполняли недоработанные, вторичные и неудачные фильмы. Критики заговорили об усталости от супергероев. Даже Marvel не удалось избежать перемен: Перлмуттер осторожничал, отслеживал каждую копейку бюджета и вмешивался в создание фильмов. Конфликты с режиссёрами стали регулярными. Продюсер Кевин Файги, творческий руководитель франшизы, под угрозой ухода потребовал от Disney больше творческой свободы.

Как супергерои покорили Голливуд
«Стражи Галактики» показали, что можно взять никому не известный комикс и создать на его основе один из самых ярких и успешных фильмов своего времени

В 2015 году, к запуску новой фазы киновселенной, Marvel Studios вышли из-под управления Перлмуттера и принялись за поиск новых сюжетов и персонажей. За три года команда Файги сняла семейную космооперу («Стражи Галактики 2»), подростковую комедию («Человек-паук: Возвращение домой»), фэнтези («Доктор Стрэндж»), кислотную buddy-комедию («Тор: Рагнарёк»), политический триллер в эстетике афрофутуризма («Чёрная Пантера») и феминистский боевик («Капитан Марвел»). А сколько рисков было связано с завершением основного сюжета «Мстителей»! «Война бесконечности» закончилась победой злодея и гибелью половины всего живого. А «Финал» не только поразил масштабом битвы за судьбу вселенной, но и разыграл эмоциональную драму о примирении героев со своим прошлым.

Как супергерои покорили Голливуд
«Защитники», 2015-2019

Параллельно Marvel начала инвестировать в малые экраны, выпуская телесериалы для разных каналов. Особую любовь фанатов снискала линейка про Защитников (2015-2019) — суровых «уличных» героев Нью-Йорка, которые сражаются не с тиранами из космоса, а с обычными бандитами, маньяками и коррумпированными полицейскими. Проект, созданный по заказу стриминг-гиганта Netflix, отличался брутальностью и не боялся острых тем, будь то расовые конфликты, военные преступления и сексуальное насилие. Для многих это стало откровением: кто мог подумать, что супергерои бывают настолько жестокими и серьёзными?

Как супергерои покорили Голливуд
«Веном», 2018

Конкуренты тоже изменили стратегию: раз Marvel не догнать, нужно их опередить и занять ниши, до которых гигант ещё не добрался. Sony поставила на злодеев, уже без чётких планов на кроссовер. В 2018 году студия выпустила «Венома» — сплав триллера и чёрной комедии про жуткого симбиота. Фильм заработал почти 900 миллионов долларов, так что сиквел сразу пустили в работу. А на 2020 год запланирован выход «Морбиуса», хоррора про супергероя-вампира.

Как супергерои покорили Голливуд
Анимация открыла перед супергероями целую новую мультивселенную, где дозволены самые смелые визуальные приёмы

Sony преуспела и в анимации. «Человек-паук: Через вселенные» первым из супергеройских фильмов замахнулся на исследование «мультивселенных». Он показал встречу разных версий персонажа, от темнокожего Майлза Моралеза и девушки Гвен Стейси до повзрослевшего Человека-паука из трилогии Сэма Рэйми. Мультфильм стал одним из самых смелых проектов года и получил «Оскар».

На фоне постепенного угасания основной линейки «Людей Икс» студия Fox рискнула запустить ряд недорогих, но оригинальных фильмов с рейтингом «18+». И не прогадала! Вышедший в 201 б году «Дэдпул» без пощады (и без цензуры) высмеивал соседей по жанру, включая всё тех же «Людей Икс». За ним последовал «Логан», третий сольный фильм про Росомаху, который разительно отличался от предшественников. Серьёзная и кровавая история о старости, раскаянии и смерти наповал сразила критиков и даже получила номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.

Как супергерои покорили Голливуд
«Чудо-женщина» стала первым успешным фильмом о супергероине. Прицельное попадание в новую, разнополую аудиторию!

А что же DC? После провала «Лиги справедливости» в руководстве Warner Bros, прошли перестановки, и новые боссы решили забросить строительство единой киновселенной. Ставку сделали на сольные фильмы о конкретных героях и самобытное режиссёрское видение. Результат не заставил себя ждать: «Аквамен», задорное приключенческое фэнтези про подводный мир, собрал огромную кассу и затмил всех предшественников по DC-франшизе. За ним последовала семейная комедия «Шазам!», а на 2020-е планируются кислотный феминистский триллер «Хищные птицы», ностальгическая «Чудо-женщина 1984», нуарный детектив «Бэтмен» и новый «Отряд самоубийц» от Джеймса Ганна, автора «Стражей Галактики». Максимум разнообразия и стиля, минимум перекличек друг с другом.

Как супергерои покорили Голливуд
Фильмы по комиксам как высокохудожественные драмы? Теперь к этому готовы и зрители, и авторы!

Но самым прорывным и важным фильмом по комиксам DC стал самый скромный. Не боевая, не фантастическая, почти артхаусная драма в духе Мартина Скорсезе. В главной роли — тонкий психологический актёр Хоакин Феникс. Никаких битв за судьбу вселенной, ни слова о приключениях. Лишь тревожное и неумолимое погружение в безумие несчастного, одинокого человека, которому суждено стать заклятым врагом Бэтмена...

«Джокер» стал первым фильмом с рейтингом «18+», собравшим в прокате свыше миллиарда долларов, и получил главный приз на Венецианском кинофестивале. Режиссёр Тодд Филлипс изменил само восприятие супергероики. То, что в начале 2010-х казалось способом заработать на нетребовательных детях и подростках, теперь получило всеобщее признание. Супергерои вышли за рамки жанра, аудитории и темы. Они стали могучим культурным явлением, новым самодостаточным движением в кино.

Как супергерои покорили Голливуд
Мрачная телевселенная «Сорвиголовы» расширила визуальный язык и охват тем, за которые позволяли себе браться супергеройские истории

Куда же направлено это движение? Будущее супергероики тесно связано с онлайн-телевидением. Голливудские студии массово инвестируют в «стриминговые войны». Marvel свернули сотрудничество с большей частью ТВ-партнёров (включая Netflix) и теперь разрабатывают восемь сериалов для собственного сервиса Disney+. Причём производство будет выполнено на уровне большого кино, с участием известных персонажей и актёров, уже задействованных в фильмах вселенной.

Возможно, на Disney+ состоится премьера и супергеройских сериалов от Sony; в их числе — новые анимационные проекты от создателей «Сквозь вселенные». Студия разрабатывает не меньше шести новых историй, так или иначе связанных с миром «Венома» и «Морбиуса».

В том же направлении идут и Warner Bros.: в 2018 году они запустили свой канал DC Universe и снимают для него экранизации комиксов вроде «Титанов», «Рокового патруля» и взрослого мультсериала про Харли Квинн.

Как супергерои покорили Голливуд
А вот телевселенная канала The CW больше напоминает старую, китчевую и несерьёзную супергероику. И это по комиксам DC!

***

Кинорынок неизбежно будет и дальше сужаться и монополизироваться. Компании продолжают вкладываться в большие франшизы, выкупать конкурентов (как поступила Disney с ослабевшей Fox) и наращивать производство. Начиная с 2021 года Marvel планирует выпускать по четыре фильма в год!

Готовы ли зрители к столь массированному наступлению? Удастся ли авторам будущих супергеройских фильмов поддерживать достаточную вариативность сюжетов и героев, чтобы не растерять интерес публики? Устоит ли Тодд Филиппе перед соблазном снять продолжение «Джокера? Будущее полно вопросов. Но супергерои научили нас, что не стоит бояться перемен. Главное — верить в себя и своих друзей. А там и сам Танос не страшен.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх