Новость из категории: Информация, Аниме

Запутанная история «Люпена III»

Запутанная история «Люпена III»

В отличие от многих аниме-франшиз, зародившихся в 1960-х, «Люпен III» действительно живее всех живых. В каком-то смысле он вечен: его герой всегда тот же самый прохвост и очаровательный ловелас, а его приключения сочетают небывальщину Джеймса Бонда, яркие краски супергеройских комиксов 1940-х, зловещую загадочность нуара и мультяшное насилие «Тома и Джерри». Почему Люпен III становится популярным во всех (ну, почти во всех) своих перерождениях и как его эволюция связана с эволюцией аниме?

Все отцы Люпена III


Люпен III в том облике, в каком он существует сейчас, собран из множества черт, которыми его наделяли разные авторы. Но началось всё с художника по имени Манки Панч. Вплоть до 2017 года была распространена версия, что под этим псевдонимом работают двое: братья Терухико и Кадзухико Като. Из журнальной статьи она перекочевала в Википедию. Но в 2018 году Кадзухико Като (1937-2019) в интервью журналу Manga Action пояснил, что псевдоним принадлежит только ему.

Запутанная история «Люпена III»
«Рождённый убивать» (1967) — типичный представитель японского криминального кино. Его режиссёр Сэйдзюн Судзуки позже будет работать над анимацией «Люпена III. Часть I» и OVA «Легенда о золоте Вавилона»

Эстетика «Люпена III» порождает в основном западные ассоциации: Джеймс Бонд Яна Флеминга (книжный вариант, так как в экранизациях облик этого персонажа значительно причёсывали), нуар, французские авантюрные романы, старый немой сериал «Вампиры», ставшее общим местом сравнение с рисунками Морта Дракера... Сам Манки Панч, когда его спрашивали про источники вдохновения, отшучивался, что в его родном посёлке ничего не показывали и можно было найти только комиксы Осаму Тэдзуки, которые и вдохновили его на работу в индустрии. Но есть кое-что, что Манки Панч, будучи молодым человеком, переехавшим в Токио, никак не мог упустить - японское гангстерское кино. Оно было популярным — и прозападным, даже несмотря на то, что главными героями становились, само собой, японцы, а преступниками — якудза. Оно отличалось эклектичностью: в творениях Сэйдзюна Судзуки угадывался мрачный оттенок нуара, «Бледный цветок» Масахиро Хонда перенял шик и блеск итальянских картин пост-неореалистического периода, а «Пьяный ангел» Акиры Куросавы доказал, что криминальный фильм может относиться к категории «А».

Криминальные комиксы существовали с самого появления жанра. Ещё в 1954 году Осаму Тэдзука выпустил мангу «Шеф-детектив Кэнъити». Да и сам Манки Панч начинал карьеру в журнале MAD, который специализировался на детективных и криминальных историях. Но до «Люпена III» в манге не было такого яркого и харизматичного персонажа-преступника, выглядящего как итальянский мафиози, но ведущего себя порой как пубертатный придурок.

Запутанная история «Люпена III»
Манки Панч за работой

Просуществовав всего пару лет, с 1967-го по 1969-й, манга «Люпен III» обеспечила Манки Панчу признание и головокружительную популярность. И во многом это заслуга центрального персонажа.

Люпен — трикстер, выходец из старого доброго плутовского романа. Он гений, разрабатывающий сверхъестественно сложные планы, и в то же время находчивый дуралей, великолепно умеющий импровизировать и живущий сегодняшним днём. В оригинальной манге у «вора-джентльмена» джентльменского начала меньше всего: он убивает и насилует, руководит преступной организацией, устраивает террористические акты... Манки Панч никогда не стеснялся ударяться в гиньоль или порнографию — но и к тому, и к другому не относился серьёзно. Мрачную брутальность или героическую патетику некоторых сцен компенсирует обилие комедийных моментов.

Канон «Лишена» сформировался именно в манге. Рядом с главным героем образовались стрелок Дзигэн и самурай Гоэмон (оба работали наёмными убийцами и пытались сначала прикончить Люпена), уже с первой главы за ним гоняется инспектор Зенигата, отважный полицейский и неважнецкий профессионал, и появляется толпа девиц с одним и тем же именем Фудзико, которые постепенно слились в одну женщину, балансирующую на грани между преступной femme fatale и беспомощной damsel in distress. Этот состав почти не менялся на протяжении всего существования франшизы: в него иногда пытались добавить новых персонажей, но из этого ничего не выходило — новички просто не приживались в команде.

Вскоре после выхода манги, в 1971 году, был запущен сериал, который поначалу повторял сюжеты оригинального комикса.

С самого начала у сериала «Люпен III. Часть I» (вторая половина названия добавилась позже, чтобы не возникло путаницы с последующими) было всё не слава богу. Его рейтинги были катастрофически низкими. В этом обвиняли главного режиссёра проекта Масаки Осуми, который якобы сделал первые девять серий слишком жестокими и шокирующими, — хотя они не более мрачные, чем вышедший чуть ранее «Летающий корабль-призрак» или «Дороро». Масаки Осуми придерживался легкомысленного настроя первоисточника, но следовать ему максимально близко означало включать сцены секса и насилия. «Люпен III» выглядит куда скромнее многих современных этти и исекаев, но, по сути, он стал первым взрослым аниме-сериалом (хотя уже существовали взрослые полнометражные аниме, например тэдзуковская «Клеопатра, королева секса»).

Руководство студии Tokyo Movie решило сменить режиссёра на перспективных начинающих аниматоров Хаяо Миядзаки и Исао Такахату. В отличие от Осуми, который делал ставку на запутанность приключений и общую «взрослость» сеттинга, они сосредоточились на других привлекательных чертах оригинала: безбашенной самоиронии и буффонадной мультяшности.

Запутанная история «Люпена III»
Манга о Люпене печаталась в Weekly Action Magazine

В манге Манки Панч отрывался по полной: то ломал четвёртую стену, позволяя своим персонажам шутить про то, что они находятся в комиксе, то играл со структурой страницы (не так мастерски, как Осаму Тэдзука в «Дороро», но довольно близко). Он не сдерживал фантазию, придумывая трюки и шутки — телесные, языковые, всякие. Из них в сериале остались только те, что работают на сюжет, но и их было достаточно, чтобы позиционировать сериал как развлечение для всей семьи. Люпен сделался веселее и жизнерадостнее, убавил в амбициозности и лишился связей с мафией. Зато стал чаще проявлять благородство и доброту по отношению ко всем людям, а не только к красивым девушкам. Авторы сериала приглушили бурный эротизм Фудзико Минэ и больше не вставляли сцены вроде падающего в водопад горящего человека.

Запутанная история «Люпена III»
Первое англоязычное издание манги

Манки Панч хвалил сериал Масаки Осуми и говорил, что тот ближе всего подошёл к воплощению его замысла. Впрочем, поклонников «Люпена» от Миядзаки и Такахаты ничуть не меньше, и они ценят первый сериал за его бесшабашное веселье, лихие приключения и хорошую (для 1971 года) анимацию.

Розовый период


Между выходом первого и второго сериалов жизнь «Люпена III» протекала довольно бурно. Например, наследники Мориса Леблана, автора романов об Арсене Люпене, предъявили авторские права на его имя — но всё ограничилось переназванием героя в дубляже. В Японии имя Люпена III так и не было запрещено. В любом случае, с 2012 года его уже можно использовать, так как персонаж Леблана стал общественным достоянием.

Запутанная история «Люпена III»
В первом игровом фильме рассказана альтернативная история знакомства Дзигэна и Люпена

В 1974 году вышел полнометражный фильм «Люпен III: Странная психокинетическая стратегия». При том, что атмосфера «Люпена» в нём была передана неплохо, он страдал крайней дешевизной. И несоответствием Юки Мэгуро его роли: он неплохой комический актёр, но лишён специфической пластики и дионисийской разудалости персонажа.

С 1977 по 1981 год выходил комикс, известный как Lupin III: World’s Most Wanted (оригинальное название Shin Lupin III). Манки Панч придал своим персонажам черты, которые им добавили Миядзаки и Такахата: Люпен остался легкомысленным бабником, никак не связанным с мафией, у Фудзико Минз появилось больше уверенности в себе и самостоятельности, характеры Дзигэна и Зенигаты стали несколько сложнее. Также в Shin Lupin III значительно снижен уровень насилия, но эротика, переходящая в лёгкое порно, всё ещё на месте. Сюжет сохраняет трогательную непредсказуемость — например, здесь спасаются из-под воды при помощи надутых пакетов в форме женской груди или похищают бриллиантовую челюсть, привязав её за верёвочку к машине. Люпен этого периода больше похож на персонажей американских комиксов и анимации 1930-х — героев, существующих в некоем условном пространстве приключений.

Запутанная история «Люпена III»
О сыне Люпена и Фудзико уже мало кто вспоминает

Комикс Lupin III Jr. рассказывает про сына Люпена III и Фудзико Минэ, у которого есть своя Фудзико и собственные, совсем не криминальные приключения. Комикс неплох, особенно для детей: он лёгкий, энергичный и смешной. Но читателям он оказался не нужен — потому что в нём не было самого Люпена. Конечно, и Люпен, и тем более Фудзико вряд ли могли бы превратиться в образцовых родителей. Но в итоге сын Люпена так и остался изгоем канона.

Запутанная история «Люпена III»
Вторая серия манги про Люпена многое переняла от классического сериала

Первый сериал почти постоянно находился в эфире, и это Отчасти предопределило дальнейшую судьбу франшизы. В 1979 году вышел второй ТВ-сериал, «Люпен III. Часть II», неофициально известный как «серии красного пиджака». По сути, это было продолжение предыдущей части. Сериал даже стартует с возвращения злодея из первого сериала — при том что почти никто из противников Люпена не переходит из одного произведения в другое. Впрочем, большая часть злодеев похожа друг на друга, и в целом они взаимозаменяемы.



Эротику в этом сериале свели к минимуму (хотя она всё ещё встречалась — например, в эпизоде с замком, полным обнажённых женщин), а Фудзико Минэ реже выступала в роли соблазнительной роковой красотки — но, впрочем, не настолько редко, чтобы об этом можно было забыть.

Второй сериал с самого начала позиционировался как криминальношпионский аттракцион со сумасшедшими планами и потешным слэпстиком — и сразу же стал популярным, выдержав четыре сезона, с 1977 по 1980 год. Хотя он был более низкобюджетным, чем предыдущий, бедность анимации компенсировалась отличными дизайнами и потрясающей раскованностью сценариев.

К тому же именно этот сериал утвердил новые положения в каноне «Люпена III»: военное (а вовсе не криминальное!) прошлое Дзигэна, влюблённый Гоэмон, постоянное прозвище «Папаша» для Зенигаты. А ещё именно для «Части II» была написана зажигательная музыкальная тема Юдзи Оно.

Запутанная история «Люпена III»
Режиссёр «Тайны Мамо» Сёдзи Ёсикава до этого поставил только один полнометражный фильм, по «Завтрашнему Джо», тоже не снискавший популярности

Полнометражка Содзи Ёсикавы «Тайна Мамо» — про десятитысячелетнего клона, задумавшего создать свой идеальный мир, — считается одной из самых странных частей франшизы. Попытки заигрывать с мистикой в сеттинге «Люпена III» предпринимались не раз, но Люпен редко сталкивался с фантастическими сущностями непосредственно. Помимо этого, «Тайна Мамо» отличалась медленным ритмом повествования, слабой сюжетной структурой и почти полным отсутствием шуток — а те, что встречались, были связаны только с Зенигатой.

Но там, где один начинающий режиссёр показал себя не очень успешно, другой был встречен овациями.

Конечно, Хаяо Миядзаки не был новичком в индустрии к моменту постановки «Замка Калиостро». Но прежде ему не приходилось работать над полнометражными лентами. Впрочем, в успехе его работы мало кто сомневался, и не только из-за хорошей репутации: в сценарий, предложенный Миядзаки, не внесли вообще никаких правок, и он был относительно свободен в своих действиях.

Запутанная история «Люпена III»
«Замок Калиостро» — самая известная работа Хаяо Миядзаки до студии Ghibli

В прокате фильм выступил не слишком хорошо, но повторные показы в кинотеатрах и на телевидении, а также хорошие продажи на видео сделали «Замок Калиостро» самой популярной на данный момент частью франшизы. Формально он не привносит ничего нового в канон «Лишена III». Однако в этом фильме Хаяо Миядзаки завершает образ Люпена, который сам же разрабатывал в сериале: герой окончательно стал безобидным хитрецом и отважным защитником нуждающейся в спасении девушки. Именно поэтому Люпен на протяжении всего фильма носит, не снимая, зелёный пиджак — свой привычный наряд из «Части I».

Зато каким разительным был переход от беззубого детского «Калиостро» к сериалу «Люпен III. Часть III» 1981 года!

Режиссёром «серий розового пиджака» стал Юзо Аоки. Это был первый проект, в котором он выступал главным режиссёром, — до того он отметился эпизодами в Urusai Yatsura, «Железном человеке #28» (к герою Marvel он отношения не имеет 'по сериал про меха-суперкомпьютер из будущего) и в милом детском аниме про собачку Ohayo! Spank. Это могло означать что угодно: как то, что проект, в котором Юзо Аоки дадут развернуться, станет золотым стандартом франшизы, так и то, что он провалится. Вышло что-то посередине.

Сейчас «Часть III» считается худшей во франшизе, но виной тому анимация и дизайны, которые выполнялись разными студиями и потому выглядели неровно — в разбросе от вполне приемлемых до катастрофических. Зато на уровне сюжета сериал очень хорош. Да, он почти не связан с предыдущими частями франшизы (хотя в паре эпизодов и отсылает к прошлому Гоэмона и Дзигэна), однако предлагает целый веер сумасшедших приключений. Столкновение Люпена с вампирским кланом, полёт богачей на роскошном замке над странами, охваченными войной (которую спонсируют те самые богачи), стриптиз под градом пуль...

После «Калиостро» вновь видеть Люпена лихим преступником было неожиданно, но на самом деле он не сильно изменился с времён «Части II». Просто к нему вернулись его фирменные распущенность и цинизм (но не бессердечие), и сериал куда чаще обращался к его преступным планам, чем к помощи другим или спасению из лап могущественных корпораций. Да и рисунок, хотя и меняется от серии к серии, придерживается карикатурного стиля оригинальной манги.

Запутанная история «Люпена III»
В «Легенде о золоте Вавилона» Люпена домогается тысячелетняя старушка, а у Зенигаты появляется оперативная команда из участниц конкурса красоты

В 1985 году вышел полнометражный фильм «Легенда о золоте Вавилона», который, по сути, оказался просто дополнительным приключением для Люпена в розовом пиджаке. А потом наступили девяностые.

Вор залёг на дно


Запутанная история «Люпена III»
Дизайн персонажей «Люпена III. Часть III» оставляет желать лучшего

Нельзя сказать, что после «Части III» о Люпене забыли. Примерно каждые пять лет что-то да появлялось, будь то манга, OVA или полнометражный фильм. Однако все эти истории не оказали такого влияния на франшизу, как предшествующие работы.

OVA «Заговор клана Фума» рассказывала про несостоявшуюся свадьбу Гоэмона и расширяла мифологию его меча Зантецу. Этот фильм был очень популярен в Америке, а ещё он окончательно утвердил Гоэмона не только как самого крутого, но и как самого романтичного героя из всей команды Люпена.

Запутанная история «Люпена III»
В «Прощании с Нострадамусом» Люпен становится отцом — пусть и названым

В 1995 году выходит «Прощание с Нострадамусом» — полнометражный мультфильм, в котором Люпен спасает ребёнка из лап преступников. Герой и раньше иногда спасал детей, однако «Нострадамус» вводит мотив, которого прежде не было, — он показывает Люпена как защитника и наставника. Прежде Люпен не становился ответственным за кого бы то ни было, а в «Нострадамусе» он вынужден опекать маленькую девочку и не позволять злодеям её похитить. Этот мотив потом проявится в «Части V», когда Люпен станет оберегать девочку-подростка.

Запутанная история «Люпена III»
Особенно в «Живым или мёртвым» досталось Зенигате

В 1995 году сам Манки Панч выступил с полнометражным анимационным дебютом «Живым или мёртвым». Этот фильм должен был полностью изменить взгляд зрителей на франшизу, вернув персонажам мрачность, нуарность и мужественную суровость. Автор хотел создать не столько авантюру, сколько криминальный триллер в тёмных декорациях, который собрал бы все клише голливудских боевиков.

«Живым или мёртвым» интересен тем, что это была последняя попытка сделать персонажей более взрослыми: Зенигата здесь не ведёт себя как придурок, Гоэмон не похож на карикатурного самурая, а шуток с Люпеном значительно меньше, чем обычно (правда, те, что есть, в основном неудачные). Подобное странно видеть в исполнении человека, который сам заявлял, что Зенигата и Люпен суть Том и Джерри. К тому же персонажи оказались почти одинаковыми, злодеи были невыразительными, а происходящие по сюжету глупости — скучными и вторичными.

В 1997 году вышла манга Lupin III S, состоящая из пяти эпизодов. Что в ней содержится и почему она издавалась всего два раза — тайна, которую могут раскрыть только коллекционеры: владельцы журналов Manga Action, где она печаталась.

Зато начавшаяся в 1998 году серия Lupin III Y стала гораздо известнее и смогла просуществовать до 2003 года. Её также писал Манки Панч, однако художником был уже не он — и это заметно: рисунку не хватает свойственной оригиналу лёгкости линии, и вообще он похож скорее на раскраску, чем на мангу (жирный контур и почти полное отсутствие фонов). При этом не может не восхищать стремление автора отстоять своё видение персонажа, а не то, к чему привыкли зрители, наблюдая за его более детскими и этически бесспорными версиями. Позже Манки Панч возвращался к Люпену сначала в комиксе Lupin III M, а после — в Lupin III M Neo и Lupin III H.

Запутанная история «Люпена III»
Люпин и Конан были созданы друг для друга!

В 2002 году вышла OVA «Возвращение мага» (в оригинале «Возвращение Пикала», одного из самых харизматичных врагов Люпена). Увы, это оказался фильм с затянутым сюжетом и фантастически плохой цифровой анимацией, криво сочетающейся с двухмерным рисунком. Зато удалась OVA 2008 года «Зелёный против Красного», которая поставила неожиданный вопрос: что, если Люпенов на самом деле много и герой путает Зенигату, наводя его на след своих двойников? А в 2009 году вышел маленький спецвыпуск «Люпен III против Детектива Конана», который в 2013-м вырастет до фильма-кроссовера, — весёлый, озорной и с одинаковым уважением показывающий как Люпена, так и его друга-врага Конана.

Возвращение благородного жулика


Запутанная история «Люпена III»
«Женщина по имени Фудзико Минэ» отличается по стилю от всех прочих историй про Люпена

Вновь о Люпене заговорили после выхода в 2012 году сериала «Женщина по имени Фудзико Минэ» — самом авторском и концептуальном из всех творений франшизы. Он создан женщинами: сценарий написала Мари Окада, а режиссировала проект Саё Ямамото. Последняя уже зарекомендовала себя как творец со своеобразным стилем, однако ни на «Мичико и Хатчин», ни на «Самурая Чамплу» «Женщина по имени Фудзико Минэ» не походила. Это был особенный проект, сочетавший в себе декадентскую эстетику, стилизацию под искусство модерна (особенно иллюстрации Батлера и Рэкхема) и стилистику сёдзё, которая проявляется в утончённости персонажей (даже инспектора Зенигаты!), цветовой палитре и упоре на эмоциональную составляющую, а не на экшен.

Как и следует из названия, главной героиней истории стала Фудзико Минэ, а Люпен появляется лишь на заднем плане — как в манге и некоторых сериалах. «Фудзико Минэ» сложно назвать феминистским посланием, но это определённо было смелое высказывание. Героиня уже не была дамочкой в беде и приятным, но раздражающим приложением к Люпену — она стала куда эмансипированее, решительнее и безжалостнее. А нагота, как ни странно, только подчёркивает её самодостаточность.

Запутанная история «Люпена III»
Оскар, юный помощник Зенигаты, не появится в продолжениях «Люпена»

Если Дзигэн и Гоэмон в сериале более-менее походили на привычных себя, то Люпен и Зенигата заметно отличались от классической трактовки. Люпена прежде не позиционировали как соблазнителя — он куда чаще брал своё силой. К тому же он никогда ранее не был скрытным и загадочным — наоборот, именно его открытость и наивность была причиной того, что Фудзико могла им вертеть. Зенигата же превратился в непоколебимого борца с преступностью, как в «Живым или мёртвым». Более того, у него появился помощник: юный сержант Оскар, которого Зенигата спас от смерти и усыновил.

«Женщина по имени Фудзико Минэ» подарила франшизе ещё кое-что, чего та прежде не знала: горизонтальный сюжет. Полноценно он проявляется лишь во второй половине сериала, и всё же это был новый опыт для «Люпена III». А ещё сериал стал первым (и последним) во франшизе, затронувшим квир-тематику. Ни о какой проблемности, правда, речи не идёт: гомоэротизм, что мужской, что женский, подаются как часть общей чувственной эстетики сериала.
«Женщина по имени Фудзико Минэ» оказалась довольно популярной, и на ней основано два невероятно эстетских фильма — «Могила Дзигэна» и «Кровь Гоэмона Исикавы». Впрочем, предопределить дальнейшее развитие франшизы «Женщина...» вряд ли бы смогла: уж слишком причудливым и авторским оказался этот проект.

В 2014 году вышло целых два творения, связанных с «Люпеном III», — и оба не получили никакого внимания.

Первым была манга Тамио Бабы, которая изначально выходила с 2012 по 2013 год и была просто сборником новелл про новые приключения вора-джентльмена. В 2014-м их почти все собрали в один не слишком пухлый томик и на этом забыли. Ни продолжения, ни анимационной адаптации, ни даже переводов не последовало.

Запутанная история «Люпена III»
Во втором игровом фильме функции Дзигэна и Гоэмона, к разочарованию фанатов, сведены к минимуму

Чуть лучше дела обстояли с второй попыткой создать лайв-экшен по «Люпену III» (он так и назывался) — хотя некоторые фанаты считают этот фильм едва ли не худшим, что выходило в рамках франшизы. Очередная попытка сделать «Лишена III» серьёзным триллером не удалась — уж слишком ощутимы раздутость хронометража, обилие сцен с «говорящими головами» и бестолковый экшен. Не помогает делу и то, что приключение, куда втянута бравая команда Люпена, оказывается чуть ли не самым скучным в истории этого необыкновенного преступника. Каст, впрочем, неплохой, а актёра Шуна Огури можно представить в более талантливой постановке.

Запутанная история «Люпена III»
В «Части IV» герои постоянно пьют вино и едят пасту — они же в Италии!

Настоящее возвращение Люпена III случилось в 2015 году, в сериале «Люпен III. Часть IV», также известном как «Итальянское приключение» и «серии синего пиджака».

«Часть IV» показала того самого Люпена, про которого уже успели забыть: обаятельного, жуликоватого, смешного, дерзкого и в то же время чертовски умного и находчивого. Да, от сериала немного веяло свойственной «Люпену» старомодностью, но сами персонажи неплохо смотрятся в современном сеттинге, и их приключения не кажутся устаревшими. Изменилась роль Фудзико Минэ: теперь она не коварная одиночка, использующая влюблённого в неё Люпена, а часть его команды. Более того, она здесь вообще не его девушка, и популярный для всех сериалов по «Люпену» сюжет с женитьбой связан не с ней, а с новым персонажем.

Запутанная история «Люпена III»
За сценарий «Части V» отвечал Ичиро Окоти, прославившийся «Кодом Гиасс»

В этом сериале Люпен окончательно перебрался в Европу. Да, он и раньше часто переезжал из страны в страну в поисках раритетных артефактов, однако место его жительства оставалось неопределённым. Теперь же он обосновался в Италии.

У этого сериала был только один сезон, но его вполне хватило для того, чтобы заговорить о возрождении прежнего Люпена — сочетающего в себе легкомысленные приключения, детективные интриги, буффонаду и серьёзную драму. Успех вдохновил студию Telecom Animation Film на новый сериал, уже про странствия Люпена во Франции — но без прежнего режиссёра и сценариста. И это было сомнительное решение.

Запутанная история «Люпена III»

Если «Итальянские приключения» были типичным вертикальным сериалом, то «Часть V» предлагает единый горизонтальный сюжет про преследование Люпена с помощью массового флешмоба. Идея странноватая, но недостаточно идиотская, чтобы вписаться в приключения Люпена. Кроме того, в этом сериале он сталкивается с современными технологиями, опекает юную гениальную программистку и влезает в сложный, но не слишком захватывающий заговор против себя самого. Впрочем, сериал аккуратно обходится с характерами главных героев, не доводя их до карикатурности (кроме инспектора Зенигаты, но он традиционно страдает первым).

Запутанная история «Люпена III»
Отличный визуал и динамика экшен-сцен затмевают все недостатки «Первого»

Совсем недавно, в 2019 году, в Японии на экраны вышел полнометражный мультфильм «Люпен III. Первый». В Европе и США он был показан только в 2020-м и впервые со времён «Замка Калиостро» завоевал иностранную публику. Режиссёром стал Такаши Ямадзаки, известный аккуратным переносом двухмерных персонажей в 3D — что он и повторил с «Люпеном III». Эксперимент оказался удачным: «Первого» оценили даже на фестивале анимации в Анси, где аниме нечасто удостаивается оваций.

Причины для восхищения объективно есть: создателям удалось передать и специфическую грацию персонажей, и чрезмерную мимику Люпена, не скатываясь ни в гротеск, ни в эффект «зловещей долины». К сожалению, сюжет с нацистами и космическим лавкрафтианским механизмом оказался вторичным и не таким раскованным, как старые похождения Люпена, а все члены его команды, включая его противника Зенигату, были сведены к функциям.

Время действия перенесено из современности в 1957 год — год выхода жёлтого «фиата» Люпена III. Это было определённо удачным решением: даже оригинальная манга выглядела несколько старомодно в 1967 году, когда она вышла, да и сложно вписать в современность вора на старой машине, нуарного стрелка с «Магнумом» и хрестоматийного самурая. В сеттинге пятидесятых они смотрятся куда естественнее и выразительнее.

«Первый», продолжая традицию «Калиостро», ввёл в сюжет damsel in distress, которая влюбляется в главного героя, но остаётся одна. Впрочем, Летиция не первая героиня, которая тщетно пытается войти в команду Люпена: уж слишком хорошо сбалансирована и сработана компания главных персонажей.

Несмотря на недостатки, «Люпен III. Первый» был высоко оценён как критиками, так и зрителями, так что намёк на продолжение в финале фильма, скорее всего, станет реальностью.

***

К пятидесятилетию оригинальной манги вышел Is Lupin Still Burning? — телевизионный спецвыпуск. В нём обыгрывался пилотный эпизод первого сериала, только в этой версии наряду с Мистером Икс злодеем выступает писатель-фантаст Кёске Мамо с машиной времени. Что будет, если перенести Люпена в прошлое и дать ему принять другие решения? Спецвыпуск получился невероятно смешным и энергичным, но при этом ставит действительно интересные вопросы: что делает Люпена тем, кто он есть? За что зрители его любят?

Вероятно, его секрет в том, что этот изначально опасный мафиози легко может становиться то благородным авантюристом, то беззастенчивым дурачком, потому что всё это было свойственно ему с самого начала. Как и его герой, «Люпен III» отлично адаптируется к каждому десятилетию, сохраняя при этом ретро-атмосферу пятидесятых.

И, пока в голове каждого отаку при виде парня в ярком пиджаке звучит заводная мелодия Юдзи Оно, с Люпеном и его друзьями всё будет в порядке.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх