Новость из категории: Информация, Настольные

Какими были настольные игры в 2010-х

Какими были настольные игры в 2010-х

Ушедшее десятилетие получилось удачным для настольного хобби. Мы познакомились со множеством новых игр и интересных механик. Изменился подход к производству и распространению настолок как в России, так и во всём мире. Изменились и мы сами. Давайте вместе вспомним главные тренды недавнего прошлого, повлиявшие на настольные игры.

YouTube и видеоблогинг


Настольные игры обрели популярность не вчера, не в 2010-х и даже не в 1990-х. С каждым годом всё больше людей знакомится с хобби. И пусть для многих «Мрачная гавань», «Сквозь века» и «7 чудес» всё ещё «что-то вроде „Монополии"», шаг за шагом увлечение перестаёт быть привилегией гиков.

Какими были настольные игры в 2010-х
Уил Уитон приглашал на своё шоу TableTop немало знаменитостей: например, писателя Патрика Ротфусса

Немалую роль в этом сыграли YouTube-шоу и особенно такие популяризаторы хобби, как Том Васел с The Dice Tower, Родни Смит с Watch It Played, Ричард Хэм, более известный как Rahdo, и многие другие. Отдельного упоминания заслуживает актёр Уил Уитон, знакомый многим по сериалам «Звёздный путь: Следующее поколение» и «Теория большого взрыва». Он создал шоу Wil Wheaton's TableTop, в котором играл в настольные игры с приглашёнными звёздами. Показанные в шоу настолки мгновенно улетали с прилавков, это явление даже получило название — «TableTop-эффект». В России в 2012 году появился канал «Два в кубе» Алексея Зуйкова, открывший многие отличные настолки нашим соотечественникам и регулярно публиковавшийся на диске «Мира фантастики». Видеоблогинг, развитие интернета, появление новых сайтов и возможностей для общения, улучшение информационной поддержки — всё это сказалось на популярности настольного хобби в прошедшем десятилетии.

Огромную популярность набрал стриминг настольных ролевых игр. Самый яркий пример — команда актёра озвучания Мэттью Мёрсера и его друзей, которые проводили приключения на канале Critical Role. Сперва они собирались, чтобы просто на публику поиграть в D&D, и со временем, благодаря регулярности, продолжительному сюжету и харизматичности участников, стали собирать миллионы просмотров. Сейчас Critical Role — товарный знак, по которому выходят сувенирка и комиксы, а в скором времени планируется и мультсериал от Amazon. Сейчас в России НРИ стримят несколько команд— например, «Вечерние кости», «Море Лес», «Ведро кубов», «Бесценный опыт», RandomRules и LivingRoomStudio.

Краудфандинг и производство


Не в меньшей мере на индустрию повлиял «Кикстартер». Именно благодаря народному финансированию многие энтузиасты решились открыть издательство, вооружённые лишь идеями и любовью к настольным играм. Ведь теперь можно было продемонстрировать прототип игры потенциальным покупателям и сразу же получить деньги на печать тиража. Многие смелые и необычные настольные игры без «Кикстартера» никогда не увидели бы свет. Поверили бы издатели в Gloomhaven, The 7th Continent, Kingdom Death: Monster? Вряд ли.

Какими были настольные игры в 2010-х
Вряд ли игра с такой шикарной комплектацией, как у Kingdom Death: Monster, появилась бы в мире, где нет «Кикстартера». А если бы и появилась, точно не стала бы массовой

Новых спонсоров заманивали в кампании при помощи эксклюзивов и дополнительных целей, которые становились доступны, когда сборы достигали определённых отметок. С одной стороны, это расширяло аудиторию и позволяло выпустить игру в лучшей комплектации, с другой — создавало ореол элитарности вокруг кикстартерных проектов и вредило рознице. Игра могла вовсе не появиться на полках магазинов, а если и появлялась, то зачастую в ней недоставало важных элементов. Доходило до смешного: бледная тень настолки с урезанным геймплеем и половиной компонентов продавалась в магазинах дороже, чем на краудфандинговой площадке.

Многие проекты и сейчас запускаются на «Кикстартере» с целью вытянуть как можно больше денег из фанатов популярных франшиз, красивых миниатюр и эксклюзивного контента, но сообщество устало от такой политики и выражает негодование как может: гневными комментариями и единицами в рейтинге на Board Game Geek. Станут ли издатели более чуткими в этом вопросе, покажет время.

Схожая ситуация и на рынке настольных ролевых игр. Некоторые авторы выходят на «Кикстартер» с порой очень безумными идеями — например, команда Massif Press собирала на игру про меха и их пилотов Lance RPG. Она сочетает лёгкие правила по драматическому взаимодействию персонажей с тяжёлыми механиками для обсчёта сражений и брони меха, в самый раз для поклонников варгеймов типа BattleTech. Впрочем, для уже зарекомендовавших себя издательств «Кикстартер» стал возможностью как следует прощупать почву — там собирали деньги авторы Cortex Prime, Fate Core, Numenera, Forbidden Lands, Savage Worlds и многие-многие другие. Для игроков краудфандинг сделался сродни предзаказу, а для издателей — относительно безопасным вариантом.

Каждый хотел выпустить особенную игру, выделяющуюся из серой массы, яркую, привлекательную. Это повлияло на качество компонентов. Картонные жетоны менялись на деревянные фигурки, деревянные фигурки — на пластиковые миниатюры, в ход пошла ультрафиолетовая печать, металлические монеты, ресурсы разных форм, толстые поля и многослойные планшеты. Теперь издатели не стесняются выпускать дорогие настолки, приносящие эстетическое и тактильное удовольствие. А современные типографии производят всё что угодно. Массовым стал рынок аксессуаров: органайзеры, кастомные кубики, реалистичные ресурсы, жетоны с ультрафиолетовой печатью, коврики, монеты — теперь прокачать любимую игру можно как угодно.

Популярность настольных игр на «Кикстартере» растёт год от года, чего не скажешь о востребованности видеоигр. Немалую роль играет то, что в первом случае покупатели видят почти готовый продукт, а большая часть средств собирается на производство компонентов. Во втором же работа находится на начальном этапе, сроки могут растянуться до безобразия, а к релизу создатели забудут о большей части своих обещаний.

Настолки и цифровое пространство


Коллекционные карточные игры за прошедшее десятилетие растеряли былую привлекательность. Популярностью пользуются лишь корифеи вроде Magic: The Gathering, а из новинок по-настоящему хорошо приняли только Star Wars: Destiny. На смену жанру пришли живые карточные игры, как соревновательные, так и кооперативные. Такие игры поддерживаются постоянно выходящими дополнениями, которые отличаются от бустеров фиксированным содержимым.

Какими были настольные игры в 2010-х
Hearthstone — самая успешная коллекционная карточная игра 2010-х. Существует только в онлайне

Зато в цифровом пространстве ККИ пережили настоящий бум. Hearthstone добился такого успеха, что вызвал целую волну клонов, подражателей и последователей. Важную роль в этом сыграло развитие рынка смартфонов, планшетов и других гаджетов.



На протяжении истории разработчики многих тактических и стратегических видеоигр вдохновлялись настольными аналогами. Но в последнее время эстетика карт и кубиков, игровых досок, полей и фигурок стала особенно популярна. Armello, Hand of Fate и другие игры обрели множество фанатов.
Не отстают и сами настольные игры: на персональные компьютеры и мобильные платформы перенесли как серьёзные стратегии («Сквозь века», Eclipse), так и филлеры, чтобы скоротать время (Splendor, «Звёздные империи»). Многие из них имеют более удобный интерфейс, режим кампании и возможность играть по Сети.

Какими были настольные игры в 2010-х
С помощью Tabletopia можно поиграть в шестьсот с лишним настольных игр

Шагнули вперёд и эмуляторы настольных игр. Благодаря фанатам Tabletop Simulator обзавёлся огромным количеством модов, можно не только опробовать настолку перед покупкой, но и полноценно соревноваться с друзьями. Его конкурент, Tabletopia, в свою очередь, имеет дружелюбный интерфейс, а некоторые разработчики используют игру для тестирования прототипов и демонстрации геймплея во время кампаний на «Кикстартере».

Кроме самостоятельных приложений существуют и вспомогательные. Энтузиасты разрабатывают универсальные программы (счётчики, генераторы случайных чисел) и специальные, для конкретных игр. Например, Gloomhaven Helper существенно упростил партии в «Мрачную гавань». Но ещё интереснее официальные приложения-ассистенты, встроенные в игровой процесс. Во второй редакции «Особняков безумия» такое приложение отвечает за атмосферу и развитие сюжета, а также выполняет большую часть черновой работы.

Какими были настольные игры в 2010-х
Мобильное приложение для «Алхимиков» дарит совершенно новые ощущения от игры

Поначалу к цифровым помощникам относились настороженно как издатели, так и игроки. Первые не хотели вкладываться в сомнительное предприятие, вторые выбирали настольные игры в том числе и для того, чтобы меньше времени проводить перед экраном. Но очевидные преимущества приложений-ассистентов и возможности, которые они открывали, всё же перевесили. Теперь их используют в настольных эскейп-румах (Unlock!), в играх на дедукцию («Алхимики»), в приключениях с богатым повествованием (The Lord of the Rings: Journeys in Middleearth).

Настольные ролевые игры тоже в некоторой степени ушли в онлайн — отчасти потому, что так проще найти подходящих игроков для какой-нибудь редкой системы правил, а отчасти благодаря удобному инструментарию. Да, вы по-прежнему можете использовать Discord, Skype или Telegram вкупе с каким-нибудь ботом для симуляции игральных костей. Но современные сервисы вроде Fantasy Grounds, MapTool и Roll20 позволяют размахнуться как следует. Расставить фигурки на карте? Включить фоновую музыку? Поиграть с освещением? Вывести на экран нужную картинку? Открыть справочник из руководства игрока? Roll20 уже всё это умеет.

Механики и жанры


Вряд ли сухие еврогеймы и ортодоксальный америтрэш когда-нибудь полностью исчезнут с лица земли. Однако год за годом выходит всё больше евро с качественными компонентами и красочным оформлением, проработанной темой и даже намёком на нарратив. То же можно сказать и об играх, относящихся к американской школе: они имеют всё более продуманные механики и баланс, а в правилах встречается всё меньше исключений, тормозящих партии и усложняющих игровой процесс.

Какими были настольные игры в 2010-х
«Gloomhaven. Мрачная гавань» не принесла новых механик, но навсегда изменила подход к приключенческим играм

«Gloomhaven. Мрачная гавань» доказала, что приключение и головоломка могут прекрасно уживаться, если смешать их в правильных пропорциях. The 7th Continent связал нарратив с механиками воедино, добавив к этому интересный карточный движок. «Покорение Марса» любят и за научно-фантастический сеттинг, и за сам игровой процесс. «Серп» вызвал в сообществе массу споров о жанровой принадлежности игры.

Популярным стал соло-гейминг, или, скорее, авторы и издатели начали больше заботиться об игроках, вынужденных часто играть в одиночку. Некоторые игры бросают вызов сами по себе («Рыцарь-маг», «Остров духов»), в другие разработчики вводят особую автому, заменяющую противников («Проект "Гайя"», «Эпохи»). Встречаются и настолки, созданные исключительно для соло-игры (Friday, Coffee Roaster).

Стали модными и многие механики. «Доминион», вышедший в 2008 году, сделал популярным колодостроение, и в 2010-х идея прокачки по ходу партии слабого стартового набора компонентов завоевала сердца игроков и геймдизайнеров по всему миру.

В 2014 году «Пэчворк» дал новую жизнь играм, использующим полимино («тетрис»). Вы наверняка встречали картонные тайлы всевозможных форм в семейных настолках («Медвежий парк»), евро средней сложности («Санта-Мария») и по-настоящему мозголомных играх («Во славу Одина»),

«Пандемия: Наследие» (2015) показала нам возможности Legacy-механики, после чего вдохновлённые разработчики в течение нескольких лет засовывали её в свои игры к месту и не к месту. В последнее время, добавляя кампании в свои настолки, авторы избегают необратимых изменений компонентов, чтобы пройти игру можно было не один раз.

В 2016 году, после бума эскейп-румов в реальности, начался и бум настольных игр-головоломок, в которых игрокам нужно как можно быстрее выбраться из замкнутого пространства. Наибольшую популярность завоевали серии Exit и Unlock.

В 2018-м своего пика достигли игры вида Roll & Write — быстрые и компактные настолки с кубиками, листами, карандашами и обычно минимальным взаимодействием. Всего за пару лет статус «классических» обрели «Хитрый ход» и «Бумажные кварталы» (там, к слову, на смену кубикам пришли карты).

Какими были настольные игры в 2010-х
«Остаться в живых. Неизведанные земли» — уникальный эксперимент. В каждой коробке — своя комплектация

В том же году FFG представили миру новую концепцию, при которой каждая коробка с игрой имела уникальное содержимое. «Остаться в живых: Неизведанные земли» любители хобби встретили с прохладцей, а вот KeyForge стала по-настоящему популярной.

Настольные ролевые игры в 2010-х прошли очень интересный путь, на котором можно выделить сразу несколько интересных трендов.

Какими были настольные игры в 2010-х
Apocalypse World — одна из самых влиятельных независимых настольных ролевых игр

Прежде всего на пласт независимых игр сильно повлиял выход Apocalypse World («Постапокалипсис»). Она, во-первых, популяризировала подход к бланкам персонажей (один архетип — один бланк с уже готовой информацией). Во-вторых, показала, как ещё можно формализовать игровой процесс при помощи «ходов» — особых описательных триггеров, по сути, «включающих» правила. AW породила десятки «отпочкований» на движке в самых разных антуражах: от киберпанка (The Sprawl) и городского фэнтези (Urban Shadows) до исландских саг (Sagas of the Icelanders). Отчасти на её основе вышли Blades in the Dark («Клинки во тьме») с более чёткой структурой, особенно вне операций и конфликтов. И эта игра тоже породила свой движок и своих последователей!

Ещё один явный и заметный тренд — «возрождение старой школы» (OSR). Это сообщество запустили поклонники «тех самых ролевых игр из 80-х», игравшие в «то самое D&D». Поклонники OSR относят к старым традициям открытый мир, высокую смертность персонажей, отсутствие сюжета-плана и превалирование навыка игрока над навыками героя. Самые заметные представители — Lamentations of the Flame Princess, Labyrinth Lord, Shadow of the Demon Lord и Dungeon Crawl Classics RPG.

К числу популярных геймдизайнерских находок и механик можно отнести правила по совместному созданию предыстории и связей для группы персонажей (почти всегда игроки с ведущим и сами это проговаривают, но механика всё же служит неплохим подспорьем), чёткие структуры вне основного геймплея (правила начинают регламентировать свободное время авантюристов — кто занимается ремеслом, а кто-то тренируется), а также уход к интерпретациям броска (вместо бинарного D&D-шного «попал/не попал» — подсчёт разных степеней и преимуществ).

Настольная индустрия в России


В России уходящее десятилетие тоже вышло продуктивным. Во многих городах открылись новые магазины и клубы настольных игр. Появилось множество новых издателей, занимающихся локализациями, благодаря чему игры стали доступнее широкой аудитории. Десять лет назад об издании на родном языке игр, похожих на «Рыцаря-мага» или «Мрачную гавань», можно было только мечтать. Сейчас они лежат на полках магазинов небольших городов. И это здорово!

Некоторые локализации издаются совместно с мировым тиражом, некоторые — полностью или хотя бы частично на нашем производстве. Обычно второй вариант выходит доступнее для игроков, а в последние годы отечественная продукция прибавила и в качестве — посмотрите на картон «Проекта "Гайя"» и «Острова духов». Пока что наши типографии не так хороши, как, например, немецкий Ludo Fact или китайская Panda. Сложные деревянные и пластиковые компоненты нам пока не по зубам, но и Рим не за день строился.

Какими были настольные игры в 2010-х
Gloomhaven поставил рекорд по сборам через краудфандинг в России

Отечественные издатели тоже освоили краудфандинг, а некоторые, как, например. Crowd Games, выросли исключительно на нём! Кроме того, в России появилась площадка CrowdRepublic, на которой удачно издаются локализации настольных игр: именно там «Gloomhaven. Мрачная гавань» поставила российский рекорд краудфандинга, собрав свыше 14 миллионов рублей.

Радуют и отечественные авторы настольных игр. «Находка для шпиона» без преувеличения покорила мир, став одним из самых популярных патигеймов. Появляются у нас и более серьёзные и сложные проекты. Например, «Война миров: Новая угроза» успешно прошла «Кикстартер». «Корпорация Смартфон» и «Акватика» получили высшие оценки от Тома Васела. «Одержимость» тепло приняли на Gen Con 2019, одном из крупнейших конвентов, посвящённых настольным играм.

Какими были настольные игры в 2010-х
По словам организаторов «Игрокона», они часто зовут на него бизнес-партнёров, чтобы показать, сколько людей увлекается настольными играми

Кстати, о конвентах. Каждый год в России проводятся как местечковые фестивали и кэмпы, так и глобальные мероприятия. Уже шесть лет подряд на «Граниконе» авторы показывают прототипы своих игр издателям. «Игрокон», крупнейший отечественный конвент, посвящённый настолкам, в 2019-м посетили более сорока тысяч человек. В полтора раза больше, чем три года назад, — несмотря на введение платы за вход! Приятно видеть, что хобби развивается, в него вливаются новые люди — как со стороны игроков, так и со стороны разработчиков.

Настольные ролевые игры пришли в Россию


За последние десять лет с рынком настольных ролевых игр в России случилось главное — он появился. Да, до 2010-х у нас в стране выпускали НРИ, но это были единичные случаи, которые почти не выходили за рамки «пробы пера»: от отечественных «Эры водолея» и «Мира великого дракона» до переводных книг правил Ars Magica и книги игрока Dungeons & Dragons 3.5. Более того, такие проекты почти не поддерживались дополнительными материалами вроде приключений и путеводителей.

Какими были настольные игры в 2010-х

Переломным моментом для индустрии настольных ролевых игр в России стал 2011 год, когда стартовал первый тематический фестиваль-игротека «Ролекон», где о себе заявило издательство «Студия 101». С тех пор команда стала не только регулярно выпускать книги правил на русском языке, но и поддерживать их разными материалами — например, шаблонами для «Фиаско» и сценариями для «Дневника авантюриста».

За «Студией» пришли и другие издательства. Сперва выступили те, кто специализировался на небольших проектах, — например, Indigo Games с играми вроде Dungeon World и Fate, а также SaF Gang Design, выпустившее на русском языке «Постапокалипсис» и «Град Иуды». Позже к индустрии НРИ подключились «Пандора Бокс» («Мышиная стража») и Hobby World, благодаря которому на полках магазинов наконец-то появились русскоязычные книги по Pathfinder и пятой редакции Dungeons & Dragons.

С 2013-2014 годов издательства стали активно работать с краудфандинговыми площадками. Сперва редко, по проекту в год. Так, в своё время выходили локализации сеттингов «Мёртвые земли» и «Hellfrost. Ледяное пекло» для «Дневника авантюриста». Но чем дальше, тем активнее — особенно после запуска площадки CrowdRepublic, где собирались деньги на выпуск всех громких ролевых игр последних трёх-четырёх лет: от Pathfinder и D&D до Warhammer Fantasy Roleplay 4ed, «Вампиры. Маскарад», Dungeon World и «Звёздный путь». 2019 год в плане краудфандингов и разнообразия НРИ на рынке можно считать самым значимым для нашей индустрии. Но, судя по анонсам и планам, его по масштабности может переплюнуть 2020-й. А как будем играть дальше — поживём-увидим!

Какими были настольные игры в 2010-х

***

Десятилетие и правда вышло богатым на события. Некоторые тренды носили временный характер, некоторые — изменили индустрию. Какие-то механики отгремели своё, какие-то — прочно закрепились в арсенале гейм-дизайнеров. Войдут ли в моду полностью асимметричные игры («Корни»), приключения с элементами евро («Мрачная гавань»), проекты с уникальным наполнением (KeyForge), как изменится «Кикстартер», что предложат нам типографии и как далеко вперёд шагнут отечественный геймдизайн и производство — увидим уже в следующем десятилетии.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх