Новость из категории: Информация, Книги

Сянься: китайское фэнтези

Сянься: китайское фэнтези

Жанр фэнтези немало почерпнул из европейской мифологии — начиная от сюжетов об избранном герое или проклятых сокровищах и заканчивая самыми разнообразными фантастическими существами вроде гномов, эльфов и драконов. Но чем больше у фэнтези поклонников по всему миру, тем разнообразнее мифы, сказки и легенды, которые ложатся в основу новых книг. Не обошло увлечение фэнтезийным жанром и Китай, где возникли собственные каноны фантастических историй, основанные на богатой культуре Поднебесной.

Сказки о китайских героях


Именно в Китае зародился подвид фэнтези, который носит весьма экзотическое для западного уха название xianxia («сянься»), что дословно можно перевести как «бессмертный герой». Термин состоит из двух иероглифов: сянь (仙) — бессмертное существо, ся (俠) — отважный и праведный герой.

В общем, сянься — нечто вроде западного героического фэнтези: в центре сюжета избранник судьбы или богов, который в процессе духовного самосовершенствования (в сянься оно называется культивированием, а сам герой — культиватором) обретает необычайную силу, способность к магии и даже бессмертие. Кроме «избранного» протагониста, типичные особенности сянься — экзотический мир, напоминающий древний или средневековый Китай, обилие необычных существ родом из мифологии Поднебесной, а также эффектные схватки с использованием различных заклинаний и восточных боевых искусств.

Сянься: китайское фэнтези
Один из Восьми Бессмертных, Железная клюка Ли, покровитель магов и астрологов (слева), и бессмертный даос Лю Хайнань, «бог богатства» (справа). Рисунки 1760-х годов

На родине сянься наиболее популярно в формате веб-романов: сегодня это одна из самых быстроразвивающихся и прибыльных отраслей китайского масскульта. А поскольку публикуются они в интернете, сянься обрело поклонников не только на Востоке, но и на Западе. Кроме того, по самым популярным веб-романам снимают фильмы, сериалы и анимацию, которые тоже пользуются горячей любовью публики и постепенно пробивают себе дорогу за пределы Китая.

По следам древних верований


Первое, что привлекает внимание, когда открываешь роман в жанре сянься, — обилие экзотических терминов, философских понятий и необычных существ, от которых голова у западного читателя идёт кругом.

Пёстрым списком оборотней, мелких божеств и демонов, таких как, например, девятихвостая лисица хули-цзин или китайская химера цилинь, вселенная сянься обязана древнекитайской мифологии. Наиболее подробно все эти монстры описаны в трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»), созданном ещё до нашей эры. У его истоков стоят ещё более древние тотемические верования народов Китая, где с течением времени змея превратилась в дракона, символа императорской власти, а ласточка — в легендарного феникса.

В переработанном виде древнекитайская мифология используется и ведущими религиозно-философскими учениями Востока — даосизмом и буддизмом, чьи элементы служат неотъемлемой частью сянься. Вместе с конфуцианством они входят в духовный комплекс сань цзяо («три учения») и за долгие годы сосуществования на одной территории так часто дополняли друг друга, что разобраться, откуда пришло то или иное божество или понятие, бывает непросто.

Тем не менее мы точно знаем, где впервые появился образ «бессмертного героя»: в даосских преданиях часто фигурирует человек, удалившейся от мирской жизни, который, встав на путь духовного просветления, постепенно обретает сверхъестественные возможности. Иногда такой герой даже может дорасти до божественного статуса, как это случилось, например, с Восемью Бессмертными, которых почитают в Китае как покровителей искусств и ремёсел. В романах сянься даосский образ «бессмертного героя» существенно упростился, но основные черты сохранились — чаще всего перед нами история о том, как протагонист-культиватор с помощью специальных техник преодолевает порог человеческих возможностей.

В основе всех этих техник лежит понятие «дао» — «светлый, праведный путь» постижения природы и её закономерностей. Частью этой природы служит энергия ци, которая пронизывает всё живое в нашем мире. Во вселенной сянься именно ци накапливают и используют главные герои, чтобы творить заклинания и сражаться. Ци можно применять и во зло — есть понятие «тёмного пути», основанного на нарушении мирового порядка, негативных эмоциях и дурных поступках: он даёт больше возможностей, но постепенно разрушает того, кто ему следует. Конфликт двух фракций, использующих ци с противоположными целями, — один из самых распространённых в сянься. И, конечно, он хорошо известен на Западе благодаря вселенной «Звёздных войн», где эта концепция легла в основу противостояния джедаев и ситхов.

Использующие ци техники делятся на две категории — «питание тела» (физические и дыхательные упражнения) и «питание духа» (совершение добрых поступков). Практика «питания тела» повлияла на появление в Китае комплекса традиционных боевых искусств ушу, которые, как и комплекс дыхательных упражнений цигун, завязаны на освоение внутренней энергии тела. Считается, что, выполняя все эти упражнения, человек может существенно увеличить свои физические и духовные возможности. В романах сянься они достигают поистине сверхъестественных высот — герои-заклинатели запросто способны уложить противника одной левой, хотя многие из них отдают предпочтение не рукопашному бою, а сражению на мечах. А при должной концентрации энергии такие бойцы могут даже летать. У человека, проделавшего достаточно физических, дыхательных и медитативных упражнений, формируется Золотое ядро — источник сил, с помощью которого заклинатель может управлять энергией окружающего мира.

Техника «питания духа» заключается в помощи другим людям и добродетельных поступках. В последних недостатка не бывает, ведь именно за даосизмом закрепилось право на экзорцизм и борьбу с местными монстрами. Так, идущие по стезе самосовершенствования легендарные культиваторы стали с течением времени аналогом ведьмаков, берущих заказы от имени своего ордена или школы, чтобы защитить простых людей от разбушевавшихся сверхъестественных сил.

Однако удалиться от мира для достижения бессмертия могли не все, так что постепенно в древнем Китае обрела популярность идея эликсира вечной жизни — одним из ярых поклонников этой идеи был печально известный император-тиран Цинь Шихуанди. Монахи-даосы, как и западные средневековые алхимики, проводили множество опытов для получения эликсира, совершив при этом немало научных открытий. В реальности они, конечно, успеха так и не добились, зато в сянься волшебные восстанавливающие эликсиры и чудодейственные пилюли появляются чуть ли не на каждом шагу.

Немало почерпнул жанр сянься и из буддизма с его идеей о перерождении душ. Так, завязкой истории в жанре сянься может служить смерть главного героя, после которой всё самое интересное только начинается. По буддийским канонам, он может возродиться в одном из шести воплощений (бог, полубог, человек, животное, голодный призрак или адское создание). В зависимости от воплощения он окажется в том или ином мире.

Причудливая смесь различных верований ярко проявляется в романе конца XVI века «Путешествие на Запад», который называют предтечей сянься. Это фантастико-сатирическое произведение в ста главах, один из четырёх классических романов китайской литературы, повествует о путешествии монаха Сюаньцзана в Индию за буддийскими сутрами. С буддизмом связан и мотив перерождения в другом теле - один из персонажей, белый конь-дракон, раньше был принцем. При этом один из спутников Сюаньцзана, царь обезьян Сунь Укун, следует уже даосским практикам самосовершенствования.

Сянься: китайское фэнтези
Царь обезьян — один из самых частых героев китайского фэнтези

Кстати, царь обезьян, а также отсылки к нему, очень популярны в сянься. Так, в знаменитом романе «Убийца богов» главный герой становится обладателем волшебного посоха, схожего с тем, что был у Сунь Укуна, и получает спутника в лице обезьянки. Противники Сунь Укуна, оборотни и чудовища из древнекитайской мифологии, появляются и в других произведениях, причём не только в роли антагонистов. Например, в романе «Три жизни, три мира: Десять ли персиковых цветков» главной героиней становится богиня-лиса, чья любовная история проходит через множество её перерождений.

Истории о странствующих воинах


Конечно, не только мифология и религиозные течения повлияли на формирование сянься. Многие сюжетные повороты, конфликты и элементы китайского фэнтези заимствованы из куда более ранних историй жанра уся. Иероглиф й (у) означает «боевые искусства», а 'К(ся) — «герой», «фехтовальщик»; в совокупности они дают название жанру о приключениях бродячих воинов, сражающихся за справедливость.

Сянься: китайское фэнтези
Средневековый роман «Речные заводи» издаётся и экранизируется до сих пор

Предтечей уся служат сказки чуаньци времён династии Тан и народные повести хуабэнь. Позже в той же манере сочиняли авторские повести, уже более реалистичные, с детективной и любовной составляющей. Каноны жанра уся заложил роман XIV века «Речные заводи», который повествует о приключениях «благородных разбойников», борющихся против несправедливого правления династии Сун. В центре внимания оказываются мастера единоборств и их последователи, которые в более поздних произведениях будут объединяться в различные секты, кланы и школы. Вместе они составляют цзянху, или «боевой мир», диктующий свои правила и законы, — он фигурирует как в романах уся, так и в сянься. Именно такой мир можно увидеть, например, в романе «Город грёз», где разворачивается противостояние между кланами льда и огня: герои здесь не только борются с чудовищами и духами, но и соперничают между собой.

Кроме того, в «Речных заводях» впервые ярко проявляется конфликт, который всегда присутствует в жанре уся, а порой и в сянься: противостояние между простым народом и властью, личностью и системой, стремлением к справедливости и к показному порядку. Главные герои могут принадлежать к преступному миру, но следование внутреннему кодексу чести возвышает их над корыстными чиновниками и жестокими слугами закона. Например, в романе «Магистр дьявольского культа» бессмертные заклинатели вовсе не безгрешны, а главному герою Вэй Усяню не раз приходится пойти против закона и общественного мнения, чтобы достичь справедливости. Потому ещё один важный для уся и сянься мотив — субъективность понятий добра и зла. Так, героев «Речных заводей» нельзя однозначно назвать хорошими или плохими: хотя они и борются за правое дело, это люди со своими пороками и недостатками.

Один из отличительных признаков уся — демонстрация боевых искусств. Классические техники героев уся позволяют им совершать невероятные деяния: цингонг помогает преодолеть гравитацию, нэйгун дарит сверхчеловеческую силу, скорость и выносливость, дяньсюэ позволяет убивать, парализовывать или подчинять себе противников, атакуя их акупунктурные точки. Но, несмотря на это, много внимания уделяется техникам владения холодным оружием — дао (палаш или сабля), цзянь (меч), цян (копьё).



Западному зрителю техники уся знакомы прежде всего по фильмам про боевые искусства. Самые популярные — ленты режиссёра Чжана Имоу «Герой» (2002), «Дом летающих кинжалов» (2004), «Проклятие золотого цветка» (2006), а также «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли (2000). Благодаря этим фильмам боевые искусства стали визитной карточкой Китая по всему миру.

Существует также немало фильмов про кунг-фу, но они отличаются от уся. Так, первые чаще всего основаны на оригинальных сценариях, вторые, как правило, представляют собой экранизации романов. Кроме того, фильмы о кунг-фу показывают рукопашный бой, тогда как в большинстве уся главные герои - фехтовальщики. Наконец, фильмы уся часто сосредоточены на борьбе различных школ и орденов, тогда как кунг-фу-боевики обычно сводятся к схеме: «Вы убили моего отца/сестру/собаку - большая ошибка!»

Из-за схожих конфликтов и обилия зрелищных боёв жанры сянься и уся часто путают. Основное различие в градусе сверхъестественного: если главный герой развил своё тело и дух до того, что может летать и ходить по стенам, — это уся, а если он использует заклинания, может переродиться в другом теле, а в сюжете регулярно появляются оборотни и боги, значит, перед нами сянься. Для примера можно взять фильмы из комикс-вселенной Marvel: истории с участием Капитана Америки и Чёрной Вдовы были бы уся, а вот с Доктором Стрэнджем уже сянься.

С Запада на Восток


Хотя жанр сянься возник ещё в первой половине XX века, настоящую популярность он обрёл сравнительно недавно, в последние пару десятилетий. Причин тому несколько.

Во-первых, к началу нового тысячелетия в Китае потихоньку стали рассеиваться тучи над религиозными и духовными практиками, которые были неугодны Коммунистической партии с самого момента её пришествия к власти. После реформ Дэн Сяопина их стали считать нематериальным культурным наследием нации — особую популярность получил цигун как средство оздоровления граждан. Большинство современных авторов сянься родились или выросли в это время и могли наблюдать возрождение общественного интереса к религии.

Сянься: китайское фэнтези
Фильм Цуй Харка «Зу: Воины с волшебной горы» (1983) считается первой лентой в жанре сянься

Во-вторых, коммунисты пересмотрели отношение к жанру уся, который в континентальном Китае находился под негласным запретом. Несмотря на популярность уся в народе, лидеры КПК сочли, что образ странствующего мечника, не подчиняющегося никаким законам, слишком анархичен для государства. Забавно, что в эпоху императорского правления тиранической династии Мин уся был под запретом примерно по тем же причинам — все диктатуры не терпят неформальной деятельности в любом её проявлении. Разумеется, жанр никуда не исчез, но был вынужден эмигрировать подальше от коммунистов — так, фильмы уся снимались в Гонконге и Тайване. Именно в Гонконге, кстати, вышел фильм режиссёра Цуй Харка «Зу: Воины с волшебной горы» (1983), который считается первой лентой уже в жанре сянься.

Сянься: китайское фэнтези
Культовый роман «Драконы династии Тан» — один из предшественников современного сянься

В-третьих, в конце XX века в Китай начало потихоньку проникать западное фэнтези в виде книг, фильмов и видеоигр. И увлечённые фэнтези китайцы стали изучать собственное наследие в поисках того, что могло бы дать им точку опоры для формирования доморощенного аналога. Так родился жанр сюаньхуань, где фольклор и мифология Китая, как правило, сочетаются с элементами западной масскультуры. Самым ранним произведением в этом жанре считается роман «Драконы династии Тан» гонконгского писателя Вон Йи, где рассказывается история двух молодых людей, ищущих «секрет долгой жизни» в конце правления династии Суй. Роман публиковался с середины 1990-х до 2001 года и, несмотря на свою невысокую художественную ценность, обрёл огромную популярность не только в Гонконге, но и по всему Китаю.

Сянься: китайское фэнтези
Романы автора со смешным псевдонимом I Eat Tomatoes, хоть и довольно средние по качеству, стали эталоном сянься

Именно на основе сюаньхуань, где использовались лишь некоторые фантастические элементы, возник уже полностью «волшебный» жанр сянься. Знаковой фигурой жанра стал Чжу Хун Чжи, который под псевдонимом IET (I Eat Tomatoes — «Я ем помидоры») выпустил два суперпопулярных веб-романа «Дорогой звёзд» (2007) и «Извивающийся дракон» (2008), породивших море подражаний.

Рождённые в интернете


Характерная особенность китайских веб-романов в том, что их публикуют не сразу, а частями, подогревая читательский интерес. Регулярные, порой ежедневные обновления делают веб-романы своеобразным аналогом телесериалов, но в мире книг. Число глав в среднем произведении может переваливать за несколько сотен. Часто это приводит к затянутости сюжета, но иногда помогает прописать интересную историю с множеством деталей.

Другая особенность веб-романов — очень близкий контакт автора и читателя. Часто создатель произведения продумывает лишь общий сюжет, несколько основных персонажей и мир, после чего публикует на сайте одну или несколько первых глав, чтобы читатели могли с ними ознакомиться.
Их оценки и комментарии решают судьбу текста: станет ли он небольшой повестью из нескольких глав или большим романом с множеством сюжетных линий на несколько тысяч страниц. Такая позиция удобна, но и таит в себе большую опасность: с одной стороны, автору могут сразу помочь закрыть дыру в сюжете или устранить логическую нестыковку, с другой — писатель-новичок рискует потерять свой изначальный замысел или переиначить его в угоду фанатам.

Хотя среди авторов сянься есть профессиональные писатели, неплохо зарабатывающие на своих произведениях, чаще всего веб-романы пишут новички без всякого опыта. Это приводит к появлению множества низкопробных клишированных произведений, где бурно цветёт культ Мэри и Марти Сью, и к обилию сопливых любовных историй гаремного типа. Увы, часто именно этот шлак получает высокие рейтинги, что обеспечивает всему жанра сянься негативную репутацию. Такие истории высмеяла популярная писательница Мосян Тунсю в романе «Система „Спаси-себя-сам“ для главного злодея», герой которого становится учителем «совершенного персонажа».

Однако у клейма несерьёзной литературы есть и положительные стороны. Например, отсутствие цензуры и строгого отбора, которые есть в печатных изданиях, позволяют авторам сянься завуалированно затрагивать острые темы или развивать истории согласно своим, а не общественным представлениям. Так, в романе Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа» рассматриваются негативные последствия коллективизма, характерные отнюдь не только для условно средневекового Китая, где происходит действие. Кроме того, любовные отношения в её романе разворачиваются между двумя главными героями мужского пола. Подобное вообще не редкость для китайских веб-романов, где наравне с традиционными любовными историями существует целый класс так называемых BL-романов. Китайский официоз более нетерпим — так, в экранизации «Магистра дьявольского культа» любовную линию между героями-парнями заменили на дружеские отношения.

В начале своего существования веб-романы были популярны, как правило, лишь среди подростков и ютились на литературных форумах. Люди видели в них «книжный фастфуд», который удовлетворял базовые потребности, позволяя расслабиться. Да и техническое оснащение было не на высоте: читатели скачивали тексты с сайтов и приносили их друзьям на флешке. Однако популярность интернета росла, и скоро почти каждый мог себе позволить почитать новую главу на ноутбуке или телефоне.

Чтобы удовлетворить растущий спрос, в Китае возникли литературные порталы. Один из них, Oidian, в 2003 году ввёл модель «платы за чтение» — впервые в стране. Для китайских читателей этот сайт стал литературной версией Netflix: пользователи вносят плату за доступ к новым главам любимых романов. Вдобавок здесь можно принять участие в онлайн-обсуждениях. Для писателей же Qidian — возможность не только поделиться своим творчеством с миром, но и заработать на этом. Зарегистрироваться и выкладывать свои тексты на сайте может любой желающий, однако лишь те авторы, чьи работы получили больше всего просмотров и положительных оценок, могут подписать контракт и затем получать деньги от поклонников своего творчества. Постепенно такую же систему ввели и остальные китайские веб-ресурсы «самиздатского» типа, которые начали активно развиваться, улучшая интерфейс и обзаводясь специальными приложениями для чтения. В 2015 году самые крупные литературные платформы — Oidian, OQ Reading и Hongxiu. com — объединились под крылом агентства China Literature, что превратило его в крупнейшего цифрового издателя страны, занимающего более 70% китайского рынка онлайн-литературы.

Кроме регулярных выплат от читателей, огромная статья дохода для подобных платформ — продажа авторских прав, которая для веброманов практикуется с 2010 года. У многих издательств в Азии уже сформирована практика работы с таким материалом: когда веб-роман становится достаточно известным, права на него выкупаются, и он быстро выходит на бумаге. А вот на Западе и в России это стало востребовано лишь в последние пару лет.

Хороший доход приносит и продажа прав на экранизации, ведь структура веб-романов позволяет быстро адаптировать их под нужды того или иного формата, а наличие проверенной фан-базы позволяет смягчить коммерческие риски. В основном романы ложатся в основу телевизионных и веб-сериалов, реже фильмов, в последнее время также снимается много дунхуа (китайского аниме). Рынок поделён между мультимедийными гигантами iQiyi, Youku и Tencent Video, которые контролируются «большой тройкой» интернет-компаний Китая — Baidu, Alibaba и Tencent соответственно. Не менее популярны экранизации сянься на Bilibili, веб-сайте для обмена видео, который служит центром китайской субкультуры ACG (аниме, комиксы, игры).

Типичные элементы сянься

• Действие происходит в фэнтезийном мире, напоминающем древний Китай.
• Протагонист, как правило, молодой человек низкого происхождения (реже аристократ), имеющий некую особенность, которая помогает ему стать культиватором. Он может быть перевоплотившимся древним героем, попаданием из нашего мира или обладателем могущественного артефакта.
• Все культиваторы придерживаются системы рангов. Рангов обычно девять, и высший из них золотой. Свои ранги есть у монстров, предметов и заклятий.
• У культиваторов есть накапливаемый запас энергии ци, от объёма которой зависит их боевые и магические возможности.
• В сеттинге много магических предметов, которые используются для боя, исцеления и повышения уровня.
• В мире полно чудовищ. Их убийство помогает прокачке героев - как в игре, из убитых монстров вываливаются самоцветы, который можно по-разному использовать.
• Повсюду встречаются древние подземелья и развалины, где хранятся клады и обитают чудовища.
• У протагониста есть наставник, который, как правило, появляется только в самые критические моменты, чтобы помочь ученику делом или советом.
• Во время своего квеста герой получает несколько странных способностей и предметов, которые поначалу кажутся бесполезными, но в дальнейшем играют важную роль в событиях.
• Существуют бесконечно враждующие кланы культиваторов (секты, гильдии), в одну из которых вступает протагонист, обретая группу товарищей и море врагов.
• Как правило, в группе культиваторов, куда вступает герой, есть один или несколько могущественных завистников, мечтающих его погубить.
• Вокруг героя множество красивых женщин, которые пытаются его соблазнить или привлечь
на свою сторону. А его главный любовный интерес - это обычно дочь злого короля или главы противоборствующей гильдии, потому герои не могут быть вместе и воссоединяются только под занавес истории.
• В мире господствует небольшая группа невероятно сильных бессмертных культиваторов - одни благоволят герою, а другие, наоборот, хотят его уничтожить. Обычно именно такой бессмертный становится «финальным боссом», которого герою нужно победить.

С Востока на Запад


Массовая популярность веб-романов сянься за пределами Азии началась в 2014 году, с появлением англоязычного сайта WuxiaWorld, на котором размещались любительские переводы китайских произведений. Сайт использовал ту же экономическую модель, что и литературная платформа Qidian.com, и быстро развивался. В 2017 году он попал в список «2000 наиболее популярных сайтов в США», после чего явлением заинтересовался цифровой гигант China Literature, боссы которого до того весьма прохладно высказывались о перспективах китайской онлайн-литературы в западном мире.

Компания запустила собственный англоязычный ресурс Webnovel, где в 2018 году появился раздел для публикации оригинальных романов на английском языке. К тому времени даже правительство начало проявлять интерес к онлайн-литературе, поняв, что она может служить инструментом влияния, и приняло ряд решений для экономического поощрения этой сферы.

Сянься: китайское фэнтези
Западные авторы — американцы, канадцы, французы, русские — тоже пишут сянься

Распространению историй сянься и уся за рубежом способствовала активная закупка дорам (сериалов) в этом жанре платформами Netflix, Hulu и Amazon. Впервые экранизацию веб-романа в жанре уся «Императрицы во дворце» Netflix приобрёл в 2015 году, а уже в 2019-м дорама «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» транслировалась во многих странах по всему миру практически одновременно с премьерой в Китае. Сейчас уже немало китайских фантастических сериалов выдерживают конкуренцию на азиатском рынке с традиционно лидирующими там корейскими и японскими дорамами, завоевав популярность и среди западных зрителей.

Впрочем, несмотря на определённый коммерческий успех, о полноценной экспансии китайского масс-культа на западный рынок пока говорить не приходится. Ведь сянься и уся опираются на богатое литературное, культурное и духовное наследие Китая, в котором неподготовленному читателю сложно разобраться. К тому же китайский язык, каким бы цветистым и красивым он ни был, сложен для перевода. Так что китайские веб-романы чаще всего привлекают людей, которые уже знакомы с азиатской культурой по аниме или дорамам.

Тем не менее интерес к китайскому фэнтези растёт. Появились даже западные авторы, которые пишут в жанре сянься. Особенно стоит выделить серию американца Уилла Уайта «Колыбель», которая установила золотой стандарт англоязычного сянься. Вышло уже девять романов, где рассказана история Линдона, мальчика без души, пытающегося создать собственный путь самосовершенствования. Другая популярная серия, «Тысяча ли» канадца малазийского происхождения Тао Вонга, посвящена приключениям крестьянина Лонг У Ина, который вступает в секту Зелёных вод и самосовершенствуется, чтобы защитить родную деревню от других культиваторов. Ну и конечно, стоит упомянуть российского автора Кирилла Клеванского, чей цикл «Сердце Дракона», состоящий уже из восемнадцати романов, с успехом расходится на английском. Недавно, кстати, эта история о мальчике-сироте, переродившемся в магическом псевдокитайском мире, начала выходить и в России.

Сянься: китайское фэнтези
В 2020 году издательство «Истари Комикс» выпустило на русском культовый роман Мосян Тунсю, причем деньги для издания собирали через краудфандинг

У нас тоже становится всё больше поклонников сянься. Стараниями энтузиастов пополняются сайты с любительскими переводами веб-романов и их адаптациями в виде маньхуа (китайских комиксов). Пробивается сянься и на легальный рынок. Так, в 2020 году издательство азиатской литературы и комиксов «Истари Комикс» провело краудфандинговую компанию для официального выпуска на русском языке романа Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа», в ходе которой удалось собрать свыше семи миллионов рублей. Наконец, немало тех, кто с удовольствием смотрит сериальные и анимационные экранизации сянься: большинство распространяются усилиями любительских команд переводчиков-энтузиастов, но в последнее время появилось несколько стриминговых платформ с платным легальным контентом на русском языке.

Так что недалёк тот день, когда сянься станет обычным делом для любого почитателя фантастического жанра и «путешествие на Запад» китайского фэнтези триумфально завершится.

Лучшие сянься-романы и их воплощения

Го Цзинмин «Город грёз» (2003)
Сянься: китайское фэнтези

Сюжет: в войне между кланами льда и огня последний потерпел поражение, но война стала роковой и для победителей - братья Ка Со и Ин Кун-ши остались единственными потомками королевской семьи. Несмотря на то что Ка Со мечтал о простой жизни и возможности жениться на своей возлюбленной Ли Ло, ему приходится занять престол. Утрата новым королём магических способностей даёт начало интригам, куда оказываются втянуты его брат и Ли Ло.

Сянься: китайское фэнтези
Ледяная фантазия», 2016

Воплощения: маньхуа, дорама «Ледяная фантазия» (2016), дорама-продолжение «Ледяная фантазия. Судьба» (2017).

Сяо Дин «Убийца богов» (2006)
Сянься: китайское фэнтези

Сюжет: Дан Сайон, сын крестьянина из деревни травников, в одну роковую ночь теряет всю семью. Тёмные силы уничтожают деревню, а Дан Сайон поневоле становится хранителем могучего артефакта. Героя забирают на воспитание в боевой орден заклинателей Айне, в стенах которого ему предстоит выбрать свой путь.

Сянься: китайское фэнтези
Нефритовая династия, 2019

Воплощения: маньхуа, MM0RPG, дорама (2016) и полнометражный фильм (2019) «Нефритовая династия».

Тан-Цзя Саньшао «Боевой континент» (2008)
Сянься: китайское фэнтези

Сюжет: деревенский паренек Тан Сань ещё в детстве потерял мать и живёт с отцом, обучаясь кузнечному делу. По воле случая паренька замечает мастер Су Юньтао из Зала боевых духов, который помогает Тан Саню пробудить способности, и парень поступает в академию Ши Лань. Там он встречает новых товарищей, вместе с которыми им предстоит стать «Семью демонами Ши Лань Кэ».

Сянься: китайское фэнтези
Боевой континент, 2021

Воплощения: маньхуа, дунхуа (анимационный сериал, 2018), дорама (2021).

Тан Ци Гунцзы «Три жизни, три мира: Десять ли персиковых цветов» (2013)
Сянься: китайское фэнтези

Сюжет: романтическая история о любви между древней богиней-лисой Бай Цянь и молодым богом Е Хуа. Злой рок разлучает влюбленных, но при каждом перерождении они снова друг друга встречают.

Сянься: китайское фэнтези
Три жизни, три мира: Записки у изголовья, 2020

Воплощения: маньхуа, дорама (2017), полнометражный фильм (2017), дорама-продолжение «Три жизни, три мира: Записки у изголовья» (2020), побочные дорамы «Десять ли после персиковых цветов» (2018), «Любовь и судьба» (2019).

Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа» (2016)
Сянься: китайское фэнтези

Сюжет: основатель тёмного культа Вэй Усянь был убит по приказу пяти крупнейших кланов культиваторов. Однако спустя полтора десятка лет его душа возродилась в теле деревенского дурачка Мо. Ставший другим человеком Усянь вместе с верным другом Лань Ванцзи пытается отомстить истинным виновникам своей смерти.

Сянься: китайское фэнтези
Неукротимый: Повелитель Чэньцин, 2019

Воплощения: маньхуа, дунхуа (2018-2021), дорама «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» (2019).

Рейтинг статьи

Оценка
4/5
голосов: 8
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх