Новость из категории: Информация

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино

Геймдизайнер Ёко Таро прославился своей эмоциональной, бросающей вызов устоям серией NieR — о ней и Drakengard мы уже писали в прошлом номере. Сегодня же пришло время вспомнить перформансы эксцентричного японца и куда менее известные его работы, о которых большинство поклонников творчества Ёко Таро никогда и не слышало.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино

Человек под маской


Ёко Таро прославился не только своими проектами, но и вызывающими публичными выступлениями. Например, многие помнят, как он после скандала попросил фанатов собрать все откровенные арты по NieR: Automata в один архив и выслать ему для ознакомления. А ещё был рекламный ролик, где он катается по полу с футболкой, которую должны были давать за предзаказ всё той же NieR: Automata, и в конце говорит: «S**t, Square Enix». Да, именно вот так зацензурированно, чтобы зрители гадали, ругается ли он на своего издателя или продолжает продвигать мерч. И, разумеется, нельзя не упомянуть видео в честь анонса Project Re:Fantasy, в котором Таро просит разработчиков из Atlus одуматься и перестать заниматься фэнтези — ведь они с Таро теперь окажутся в одной нише, и его игры точно никто не купит.

Это всего несколько примеров из множества. Ёко Таро свойственны самоирония, ошарашивающая откровенность (впрочем, зачастую тяжело понять, шутит он или говорит серьёзно.) и просто дуракаваляние. То, что он появляется на людях исключительно в маске своего персонажа Эмиля, только усиливает необычное впечатление. Однако сам он утверждает, что носит маску не для того, чтобы оказаться в центре внимания, а, напротив, чтобы от него скрыться.

Ёко не раз говорил, что не любит появляться на публике и давать интервью. Он вообще считает, что разработчик не должен навязывать своё видение покупателям: пусть люди сами находят ответы на вопросы, которые ставят создатели. Но продюсер NieR: Automata Ёскэ Сайто настаивал на том, чтобы Таро представлял игру лично, — в итоге они сошлись на том, что геймдизайнер будет появляться в маске. Разглядел ли Сайто маркетинговый потенциал в личности Таро или это просто случайность? Кто знает.


Для западной аудитории Таро презентовал Drakengard 3 с помощью ручной куклы, что резко контрастировало с серьёзными темами, которые поднимаются в этом видео

А ещё раньше, в видео, приуроченном к выходу Drakengard 3, Таро признался, что первую Drakengard создавал с позиции «люди убивают, потому что безумны», a NieR Gestalt — «люди убивают, потому что верят в свою правоту». И что, исследуя схожие темы на протяжении трёх игр (к Drakengard 2, напомним, Таро отношения не имеет), он так и не смог найти ответы на волнующие его вопросы. По его словам, за десять лет между выходом Drakengard и Drakengard 3 мир не изменился. Как и игровая индустрия. Как и его собственное творчество. И эта неизменность для него — личное поражение.

Эта же вечно сомневающаяся, самокритичная сторона его личности ярко представлена в тексте про общение с самоубийцами, который он написал в твиттере. В этом треде Таро после открывающей фразы «тема серьёзная, поэтому я пишу этот пост трезвым» рассказывает историю из раннего периода работы в индустрии. Его сосед по комнате как-то вечером пребывал в ужасном состоянии и повторял, что не знает, ради чего жить. Таро понимал, что говорить нечто безответственное в духе «у тебя всё получится!» не стоит, и ответил, что не знает, что сказать, но если тяжело, то следует обратиться к специалисту. Наутро соседу вроде бы стало лучше, но через пару месяцев Таро узнал, что тот покончил с собой. С тех пор геймдизайнер уже много лет возвращается мыслями к этой истории. Он всё ещё считает, что в таких ситуациях надо обращаться к специалисту, но сейчас он бы вместо этого сказал: «Мне будет грустно, если ты умрёшь». И пишет, что, возможно, это те слова, которые были нужны в тот вечер более двадцати лет назад.

Эта история, как и уже упомянутое видео в честь выхода Drakengard 3, раскрывают его как грустного, самокритичного человека, который очень много думает и о себе, и о мире вокруг, пытается помогать другим и не может найти ответы на вопросы, которые его волнуют. В частности — о границах личной свободы.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
Пускай говорить о NieR: Automata мы не собираемся, но обойтись без скриншотов из неё в статье о Ёко Таро решительно невозможно!

Но и его более «меметичные» выступления составляют неотъемлемую часть его личности. Такахиса Таура, коллега Таро по NieR: Automata и NieR Replicant ver. 1.22474487139..., а также автор Astral Chain, в групповом интервью говорил, что, как ему кажется, публичная персона ёко Таро просто более гротескная версия его подлинной личности.

Эта откровенность, склонность к свободе и бунту против устоев, постоянные размышления и сомнения во всём, довольно мрачное чувство юмора проявляются и в большинстве его проектов. Таро вроде бы боится своими появлениями на публике испортить впечатление от собственных работ — но на самом деле его творчество прекрасно гармонирует с его личностью, о которой можно составить впечатление по интервью и социальным сетям. Может быть, мы видим параллели между его играми и его поступками, просто потому что ожидаем их увидеть? Или Таро успешно поддерживает нужный образ? Или всё-таки его творчество — продолжение его самого?

Не будем навязывать вам готовые ответы, лучше вместо этого перейдём к разбору нескольких работ, к которым так или иначе приложил руку Ёко Таро. В некоторых его участия совсем мало, но обсуждать их всё равно интересно — потому что в них проглядывает авторский почерк Таро и сквозят идеи, которые занимают его и по сей день.

Интерактивное кино


В интервью Ёко Таро говорит, что не хочет, чтобы все заслуги приписывали ему одному, — над играми работает множество людей, и каждый вносит свой вклад. Но в случае с Phase Paradox что-то пошло не так: в английской Википедии у Таро указаны более значительные должности, чем он занимал на самом деле. Там за ним записаны «геймдизайн и визуальный дизайн»; по факту же он хоть и состоял в соответствующих отделах, но занимался лишь открывающей сценой да визуальными эффектами. Тем не менее это, по сути, его первая более-менее крупная роль в разработке.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
В Phase Paradox впечатляюще детализированные модели людей для 2001 года

Phase Paradox — интерактивное кино времён PlayStation 2. Главные герои прибывают на космический корабль, команда которого куда-то исчезла. Визуально происходящее напоминает Resident Evil, только здесь не нужно сражаться с врагами или разгадывать головоломки. По локациям мы в основном перемещаемся либо для чтения дополнительной информации о мире, либо для включения кат-сцен, в которых иногда появляются выборы.

В Sony, похоже, рассчитывали на большое будущее Phase Paradox на Западе, но после холодного приёма в Японии отменили полную локализацию. Тем не менее игра целиком озвучена на английском языке, да ещё и с участием не последних актёров. Одну из главных ролей играет Мэри Элизабет Макглинн, известная в том числе тем, что пела в саундтреке ко многим частям Silent Hill; она же стала и режиссёром дубляжа. Озвучка тут действительно хорошая — в этом смысле Phase Paradox даст фору многим проектам своей эпохи.

А вот все тексты здесь исключительно на японском языке. В том числе сюжетные развилки, часть из которых ведёт к провалам. Технически игру можно пройти и без знания японского, но дополнительные сведения о мире и персонажах пройдут мимо. И придётся тыкаться наугад в сюжетные выборы.

Легко догадаться, что игра делает ставку на кинематографический опыт — да, даже до Fahrenheit. Это годы спустя Sony ударится в игры-фильмы, а тогда, в 2001-м, один из её первых проектов в этом жанре не вышел за пределы Японии. На родине игру раскритиковали за геймплей, но сейчас она ощущается неплохо. Разве что раздражает, что некоторые «тупиковые» ветки приходится переигрывать из-за неправильного выбора, но это можно списать на издержки развития жанра.



В сюжете есть интрига и какое-никакое напряжение: каждый персонаж, сам того не подозревая, может оказаться заражённым ещё не проснувшимся вирусом. Музыка и озвучка создают на удивление запоминающуюся атмосферу. Качество моделей и анимации впечатляет — особенно по меркам раннего периода PS2. Этого, видимо, удалось достичь, избавившись от необходимости рендерить трёхмерное окружение.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
Трёхмерный этап в Philosoma. Чем выше выбранный уровень сложности, тем более развёрнутый финал увидит игрок. Позднее Таро будет использовать подобный подход уже в своих проектах

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
Впрочем, классические «плоские» этапы от трёхмерных сейчас отличить не так уж и просто

Успешность проекта как интерактивного фильма может на первый взгляд удивлять, ведь это сиквел shoot’em’up Philosoma для PS1 — даже сценарист и руководитель проекта перекочевали из первой части. Но если запустить оригинальную игру, всё встаёт на свои места: для скролл-шутера она весьма кинематографичная и экспериментальная. Помимо очень дорогого на вид вступительного ролика, тут есть смена перспективы (вид сбоку, вид сверху, вид сзади) и видеоролики между этапами, призванные как бы бесшовно сочетать части уровня. С бесшовностью не вышло из-за разницы в качестве графики, но задумка понятна.

Ещё в игре много переговоров по рации и есть сюжет, продолжением которого и стала Phase Paradox. Нельзя сказать, что он какой-то выдающийся, — просто планета подвергается нападению неизвестных сил, вылетевшие на помощь боевые отряды не отвечают, и главные герои должны выяснить, что происходит, а заодно отбиться от нападения. Однако этого хватает, чтобы поддерживать дополнительный интерес.

Более того, в приквеле есть разные версии эпилога, которые открываются в зависимости от уровня сложности. Нечто подобное перенесли и в Phase Paradox: если перепройти последнюю игру за другого героя, откроется эпилог с более подробной информацией о судьбе персонажей. Из немногочисленных современных обзорщиков игры, кстати, об этом знали не все.

Можно строить теории о том, как работа над проектом повлияла на Еко Таро (он, кстати, в титрах ещё указан как Таро Еко), но это однозначно интересная стартовая ступень для его карьеры и занятная страница в истории видеоигр.

Мобильный деньговыжиматель


Поколение PS3/Xbox 360 было не самым простым временем для японских разработчиков. Microsoft так и не удалось завоевать японский рынок, PS3 продавалась заметно хуже, чем PS1 и PS2, а рынок мобильных устройств и портативных консолей стремительно набирал силу и оттягивал деньги. В условиях снижения прибыли на родине издатели обратили пристальное внимание на западный рынок — в том поколении вышло немало проектов, которые делались в попытках угодить американской и европейской аудитории: Quantum Theory, Hunted, Front Mission Evolved... Тут можно вспомнить и ситуацию с западным изданием NieR, для которого отдел маркетинга запросил более «маскулинного» персонажа — так в Gestalt-версии игры Ниер из брата превратился в отца.
А ещё игры нередко создавались в тандеме с западными компаниями, пытающимися эксплуатировать стереотип о «странных японцах». Забытая Demons’ Score хорошо отражает эту тёмную эпоху.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
Сегодня к Demons’ Score можно приобщиться разве что через YouTube — серверы игры давно закрыты

Мобильная ритм-игра на Unreal Engine рассказывает о том, как девушка отправляется в психиатрическую лечебницу на поиски своего отца, встречает там говорящего плюшевого медведя, а в процессе выясняет, что её отец работал над приложением, которое при помощи музыки позволяет подчинять себе демонов. Проектом занимались разработчики одной из самых известных ритм-игр для Nintendo DS, Elite Beat Agents, поэтому с геймплеем всё ожидаемо было хорошо — как и с музыкой, за которую отвечало множество именитых композиторов. Сюжет представлял собой отборную дичь, но хотя бы довольно весёлую.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
С технической точки зрения Demons' Score выглядела хорошо для своего времени и мобильных телефонов, но вот с эстетической...

В чём же тогда подвох? Во-первых, в ужасной бизнес-модели с парой бесплатных уровней и необходимостью дальше покупать каждого босса по отдельности за несколько долларов. Во-вторых, в визуальной составляющей: арт-дирекшн откровенно подкачал. Некоторые локации выглядят как купленные в Unreal Store ассеты, дизайны отсылают к фэнтези-играм нулевых, а костюмы героини не просто фансервисные, но и вопиюще безвкусные.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
Дизайны костюмов в Demons' Score в целом недалеко ушли от среднестатистического сайфай-хентая — вот этот образец уместен разве что на приёме у маммолога

Причём у дизайнера персонажей Акиры Огуро есть другие работы, где всё отнюдь не так плохо, — так что можно предположить, что это кто-то из руководства Square Enix настоял на том, чтобы делать «под Запад». Возможно, даже не в начале разработки. Учитывая, что в игре полный английский дубляж (как водится, с дурным липсинком), а в тексте нет японских имён, версия об очередной попытке угодить западной аудитории без понимания её вкусов кажется вполне убедительной.

Ёко Таро здесь был только соруководителем проекта и не участвовал в написании сценария, но следы его присутствия всё же можно отыскать. Среди звёздного состава композиторов есть и его старый коллега Кэйити Окабэ, а некоторые приёмы отчётливо кажутся его идеями. Например, при поглощении силы босса-демона главная героиня в духе махо-сёдзе меняет костюм под побеждённого босса — но вместе с костюмом и её голос меняется на голос босса. Даже если это был мужчина.

Ещё героиня изначально носит красную шапочку (кажется, Таро питает слабость к этому элементу дизайна — обладательница такого головного убора есть и в Kimi Shi ni Таmou Koto Nakare, и в SINoALICE), а в финале снова есть самопожертвование. Это что-то общеяпонское? Таро впечатлился идеями коллег и дальше развивал их сам? Или, напротив, впервые опробовал здесь свой любимый концепт? Мы можем только гадать, каким именно был вклад Таро в принятие этих решений, но связь наверняка не случайная.

Добротная манга


Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино

Kimi Shi ni Tamou Koto Nakare — довольно кровавый сэйнэн. Это экшен-драма про подростков со сверхспособностями, которых обманом заставляют воевать. Или, скорее, умирать на войне как пушечное мясо. В будущем происходит мировой конфликт, в котором Япония формально не может принимать активное участие, поскольку её конституция разрешает только самооборону. Однако власти обходят запрет: скармливают подросткам экспериментальное лекарство, которое даёт им случайные способности, а потом под невинными предлогами отправляют ребят в горячие точки. У взрослых же через полчаса после принятия лекарства взрывается голова, так что они на роль суперсолдат не годятся.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
Постер второй театральной постановки по Kimi Shi ni Tamou Koto Nakare. Кстати, у этого спектакля есть две версии финала!

Манга от Ёко Таро и Дайскэ Мориямы, автора популярного у нас в нулевых «Крестового похода Хроно», продержалась десять томов и получила две театральных постановки: приквел и его «ремейк» с двумя версиями финала, новым актёрским составом, новыми декорациями и прочими изменениями. По всей видимости, несмотря на средние оценки на японском Amazon, манга всё же нашла свою аудиторию — японцы обычно не позволяют даже знаменитым авторам выпускать непопулярную мангу целых шесть лет. Даже если ты Масаси Кисимото, автор «Наруто».

В 2017 году Yen Press анонсировала английскую лицензию на мангу, но с тех пор так ничего и не слышно. Возможно, Square Enix отозвала лицензию ради своего англоязычного проекта Manga & Books, но и от неё нет никакой информации. Так что на данный момент нет даже полного фанатского перевода на английский.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
Обложка десятого тома манги Kimi Shi ni Tamou Koto Nakare

Манга вполне вписывается в представления о типичной истории Ёко Таро. Здесь есть обман ожиданий (спойлер: заявленный протагонист с обложки умирает в первой же главе), игра с жанрами (типичная школа для подростков со сверхспособностями оказывается просто прикрытием), темы человечности и поиска смысла жизни. Также Таро экспериментирует с формой, чтобы выйти за привычные границы жанра, как он любит делать в играх. Только здесь он играет с текстом в «облаках» и использует «цензуру», вычёркивая слова и закрывая лица персонажей. А в финале есть панель, явно визуально отсылающая к NieR: Automata.

У манги довольно спорный первый том: по раскадровке не всегда очевидно, что происходит, на страницах мелькает множество персонажей и их способностей, — но среди всего этого нагромождения спрятаны довольно эффектные, эмоциональные сцены, которыми знаменит Таро. Возможно, такая сумятица — сознательный ход, чтобы передать ощущение хаоса и отчаяния... Или просто результат неопытности Таро как мангаки: в следующих томах раскадровка как минимум понятнее. Финал у манги тоже довольно спорный: с одной стороны, линии большинства персонажей подходят к концу, с другой — не хватает общего ощущения завершённости. Например, непонятно, выжил ли один из героев.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино

Фанаты нашли в сюжете манги ряд параллелей с лором NieR и даже спросили Ёко Таро об этом в твиттере, на что он ответил: «Это секрет». Истории Таро в целом самостоятельны, но часто перекликаются с другими его работами во второстепенных линиях и деталях, образуя своеобразный «Ёко-вёрс». Так что, вероятно, здесь мы видим частный случай этого явления, а не тщательно замаскированную попытку прикрутить мангу к серии NieR.

Ещё одна мобильная игра


Demons’ Score не единственная игра для мобильных устройств, над которой довелось поработать Таро. И в случае с SINoALICE его участие куда заметнее: помимо общего руководства, он придумывает основной сюжет и пишет сценарий одной из героинь, на который ориентируются прочие сценаристы.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино
SINoALICE. Стилистика здесь определённо ближе к той, что мы часто видим в гача-играх, но сама игра ощущается самобытно

Ёко Таро, как обычно, начал разработку с того, что придумал конец истории и плясал уже оттуда. Правда, игра весьма популярна, а значит, финал игроки увидят ещё не скоро. Сюжет действительно может увлечь: страдающие персонажи книг и сказок сражаются с Кошмарами и собирают особую жизненную энергию, чтобы возродить своих Авторов и добиться желаемого будущего. И понимают, что, скорее всего, рано или поздно им придётся друг друга убить... Всё в духе Таро!

Вообще SINoALICE вобрала в себя большую часть трендов, которые сейчас можно наблюдать в индустрии гача-игр — проектов, где разблокирование персонажей осуществляется через механику по типу лутбоксов. Здесь есть автобой, довольно большой ростер персонажей со своими историями, коллаборации с другими играми и аниме (в том числе и NieR: Automata), несколько внутриигровых валют, социальный элемент и прокачка всего, что только можно.

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино

Однако на фоне конкурентов SINoALICE всё же выделяется. Помимо прекрасной музыки (в числе композиторов снова Окабэ) и интересной визуальной части, сочетающей в себе эстетику аниме, сказок и кукольного театра, тут эмоциональный и мрачный сценарий. Правда, подаётся он обычно совсем уж куцыми монологами и развивается не то чтобы быстро. После популярных азиатских мобильных игр, включающих крупные сегменты в духе визуальных новелл, даже непривычно.

Но именно как гача SINoALICE удалась — прибыли она приносит много и попадает в жанровые топы. Если хотите к ней приобщиться, стоит поспешить: скорее всего, через несколько лет серверы игры отключат, и единственными способами ознакомиться с историей останутся видео на ютубе и пересказы. А жаль. Прочувствованные монологи героинь в контексте игры ощущаются по-особому.

Больше манги!

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино

По SINoALICE сейчас выходит манга. Это совершенно обыденное явление для японской индустрии развлечений - несколько параллельных проектов подогревают интерес к франшизе. И это не единственный печатный онгоинг от Еко Таро: ещё сейчас выходит Yoshinoya Kyoudai - рекламная манга, в которой герои путешествуют по разным реальным раменным. Если знать, что Таро, как и его жена, очень любит вкусно поесть, это даже не так удивительно.

Концовка E

(Все концовки NieR: Automata обозначены латинскими буквами от А до Z. Каноническим считается именно финал E)

Неизвестным Ёко Таро - манга, гача и интерактивное кино

Мы поговорили не обо всех работах Ёко Таро вне NieR и Drakengard — за кадром остались как минимум театральные постановки. Среди них есть даже фантастика про знаменитого самурая Оду Набунагу с внезапным сюжетным поворотом, вызывающим в памяти финал первой Drakengard. Конечно, не во всех произведениях, которые мы успели разобрать, участие Таро было заметным, но все они вписываются в общую картину его творчества. Phase Paradox для своего времени была весьма новаторской, к тому же она отдалённо связана с нежно любимым Таро жанром shoot’em’up. Demons’ Score — очень странная игра, где чувствуется гротескный юмор Таро. Kimi no Shi и SINoALICE — высказывания на привычные ему темы в несколько вызывающей, гипертрофированно-эмоциональной форме, тоже для него характерной.

Вообще геймдизайнера, похоже, мало занимает соответствие его историй каким-либо нормам, будь то правила работы над коммерческими проектами или принятые большинством представления об историях. Его больше интересуют его собственные творческие поиски, пусть даже они идут в ущерб доступности истории и её признанию у мейнстримной аудитории. Возможно, отчасти поэтому в интервью он постоянно ругает самого себя и просит ничего от него не ждать. Он хочет не понравиться другим, а скорее создать то, что интересно ему самому, — и при этом заработать себе на рис и сакэ. Впрочем, это всё догадки.

Как бы то ни было, Ёко Таро — один из наиболее интересных современных разработчиков не только в Японии, но и во всём мире. Ни одну из его работ (включая мангу про рестораны!) нельзя назвать серой и непримечательной. Так что с нетерпением ждём его новых проектов.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх