Новость из категории: Информация, Игры

NieR, который построил Таро

NieR, который построил Таро

NieR — уникальная вселенная. Здесь можно встретить сексапильных андроидов, милых юношей массового поражения и роботов-философов, похожих на консервные банки. Этот мир так безумен, что кажется логичным в своём сумасшествии. И какими бы странными ни были фанатские теории о вселенной NieR и её персонажах, истина, заложенная создателем Ёко Таро, всё равно оказывается ещё более пугающей. Всегда.

Японский разработчик игр, сценарист и просто гений Ёко Таро — это человек, который никогда не появляется на публике, не нахлобучив себе на голову шар с нарисованной улыбкой маньяка. Это не случайный образ — так выглядит Эмиль, любимый персонаж разработчика. Когда Таро его придумал, тот был просто милым мальчиком, но потом превратился в скелет с круглой башкой, слегка напоминающей луну. А ещё Ёко Таро периодически катается по полу во время интервью. И часто говорит фанатам, что их мечты никогда не сбудутся и всё, что они могут сделать, — забить на реальность.

NieR, который построил Таро
Первая Drakengard вышла на PS2 и сегодня визуально устарела

О жизни создателя NieR даже его коллеги знают не так уж много. Известно, что Таро закончил Университет дизайна в Кобе и впервые добился значительного успеха в игровой индустрии после выхода Drakengard в 2003 году. Все остальные истории о Ёко Таро — это умозаключения фанатов и коллег, которые анализируют интервью эксцентричного японца. По заявлению автора, на создание печальных и многогранных историй его вдохновила абсурдная смерть молодого человека, который упал с небоскрёба, разговаривая по телефону.

Изначально Таро не стремился к славе и признанию. Более того, свою знаменитую маску он начал носить именно потому, что хотел отвлечь внимание от собственной личности и позволить игрокам самим анализировать его творения. Однако вместо «смерти автора» получилось рождение легенды. Теперь об уникальности Таро и его подхода не рассуждает только тот, кто о его играх никогда не слышал. Сам же Таро утверждает, что работать предпочитает в сильном алкогольном опьянении. Недавно ему, увы, пришлось снизить градус, чтобы совсем не расшатать здоровье.

NieR, который построил Таро
Полёты на драконе в Drakengard 2 выглядели не слишком впечатляюще. Что интересно, в первой игре они были куда красочнее

Однако, заменив литры спиртного кока-колой, Таро не стал менее креативным. Напротив, разработчик никогда не перестаёт экспериментировать с формой и содержанием игр. Ему важны не только истории, но и то, как они преподносятся. В NieR: Automata, например, сосуществуют и мини-игры, и пазлы, и стандартный слэшер, и элементы RPG. Зачем всё это Таро? Он считает, что мир хаотичен и многогранен, а значит, такими и должны быть игры. Странными свои произведения Таро не называет, утверждая, что создаёт «нормальные игры для нормальных людей».

На своих мастер-классах Ёко Таро постоянно говорит о том, что аспекты бытия, которые одних трогают до глубины души, других часто оставляют равнодушными. А потому автор просто обязан представлять себе самых разных зрителей, читателей, игроков и включать в повествование взгляды тех, кто ему не близок. Именно за многогранность концовок и за разноликих персонажей Таро ценят поклонники по всему миру. Противостояние несовместимых точек зрения — основная тема его игр. Поэтому в них нет однозначных героев и злодеев. Есть психи. Множество психов.

NieR, который построил Таро
Ёко Таро (в центре) на Game Developers Choice Awards

Смерть из другого мира


Первые игры Ёко Таро обрели культовый статус в узких кругах, но не стали мировыми хитами. Однако идеи, заложенные в них, перекочевали в NieR Replicant и в NieR: Automata.

И Drakengard, и NieR принадлежат к одной вселенной (ну, или к двум параллельным вселенным), а потому у их историй общие корни. При этом погружение в нереальный мир NieR можно начать с любой из игр. А вот серия Drakengard обладает сквозным сюжетом, но сегодня играть в первую часть сложновато — состарилась она прескверно. Вторая имеет к NieR стороннее отношение, а третья и вовсе представляет собой приквел к первой игре, действие которого происходит в далёком прошлом мира Drakengard. Герой приквела — жертва насилия по имени Зеро, которая пытается спасти мир и замолить грехи.

NieR, который построил Таро
Зеро из Drakengard 3 — бывшая жертва насилия, которая очень любит цветы и мечи

Так или иначе, для понимания NieR глубокого погружения в сюжетные перипетии Drakengard не требуется. Скорее уж в неё стоит поиграть, чтобы проследить, как формировался авторский почерк Таро.

NieR, который построил Таро
Постеры NieR Replicant и NieR Gestalt. Так и не скажешь, что практически одна и та же игра!

Первая часть NieR вышла в 2010 году в двух вариантах - NieR Replicant для японского рынка (недавно вышел её ремастер NieR Replicant ver.1.22474487139...) и NieR Gestalt для западного. Разница между ними невелика: в японской игре главный герой - подросток, спасающий свою сестру, а в международной - умудрённый годами мужчина, спасающий свою дочь. Отчего-то было решено, что заботливый отец лучше подходит на роль главного героя для западной аудитории. В этой статье мы будет использовать для обозначения первой NieR именно японское название, Replicant.

NieR, который построил Таро
Drakengard 3 заметно превосходит по графике две первые игры. Логично, если учесть, что триквел-приквел вышел на следующем консольном поколении

Серия Drakengard не прямой приквел Replicant, однако все проблемы вселенной NieR растут именно оттуда. Все три части Drakengard — экшены от третьего лица, запоминающиеся в основном благодаря механике «дракона-истребителя»: здесь можно летать на ящере и прокачивать его по ходу игры. Мир Мидгарда (да, у Таро много отсылок к мифологии разных стран мира) напоминает гламурное Средневековье с разгулявшейся нечистью, где самые опасные монстры по имени Смотрители сдерживаются четырьмя печатями. Три печати соответствуют стихиям, а четвёртую носит в себе специальный человек — Богиня Печати. К началу событий Drakengard в мире появляется таинственный культ, который поддерживают силы Империи. Имперцы мечтают разрушить печати и считают освобождение Смотрителей делом богоугодным и многообещающим. Главный герой первой части Drakengard — принц Каим, который защищает свою сестру, ставшую новой Богиней Печати.

Каим по стечению обстоятельств получает смертельное ранение в начале игры, а потому вынужден заключить пакт с драконицей по имени Анжелес, тоже находящейся на последнем издыхании. По правилам Мидгарда, договор с мистическим существом может заключить человек на грани смерти в обмен на часть себя. Каим отдаёт свой голос в качестве платы и получает силы драконицы, которая тоже выживает, но оказывается навсегда связанной с человеком.

Кайму так и не удаётся остановить пришествие Смотрителей, и те окончательно обосновываются в его мире. Выясняется, что Смотрители — инструменты богов для уничтожения человечества, которое эти самые боги считают дефектным проектом. В игре пять концовок, ни одна из которых не обходится без потерь для Кайма и человечества. Но самое главное — одна из них становится предысторией для NieR. В этой концовке Каим на драконе бьётся с Королевой Смотрителей, которая в итоге перемещается в современный Токио, где падает посреди толпы. Кайма и Анжелес сбивает ВВС Японии, а мёртвая королева выбрасывает в новый мир свои частицы, которые для него оказываются губительными. Так и начинается история вселенной NieR.

Из-за частиц Королевы Смотрителей жители Токио заражаются странной болезнью, которая получает название Синдром Белой Хлоринации. Болезнь всегда приводит к печальному исходу, однако конец бывает разным: можно просто умереть, превратившись в эдакую соляную статую, а можно стать тёмным монстром, ходячей нечистью. Умники, выбравшие вторую опцию, становятся частью Легиона — армии красноглазых чудовищ. И пока болезнь распространяется, а до вакцины далеко как до луны, гении политики решают сбросить ядерную бомбу на эпицентр катастрофы. Однако становится только хуже.

Частицы из параллельной вселенной, которые заражали людей, распространяются по всему миру. Пока вокруг свирепствует эпидемия, учёные со всего света находят необычное решение проблемы — проект «Гештальт». Души людей предполагается отделить от их тел и законсервировать, как огурцы. После окончания пандемии «банки» будут открыты, и отлично сохранившиеся души соединятся со специально выращенными для них телами. В идеале. Души людей в рамках проекта называют гештальтами, а новые тела — репликантами.

Для последующего соединения гештальтов с репликантами создаются книги — белый Гримуар Вайс и чёрный Гримуар Нуар. Параллельно с гримуарами местные учёные разрабатывают препарат со звучным названием Люцифераза, который способен замедлить развитие болезни. Так как Люцифераза хорошо работает лишь на молодых и здоровых, создаётся специальная организация «Хамелин», которая призывает в свои ряды подростков на добровольно-принудительной основе.

Увы, амбициозный план себя не отправдывает: законсервированные гештальты начинают сходить с ума без своих тел. Потому «Хаме-лин» не только пытается остановить Легион, но и параллельно с этим разыскивает идеальные гештальты, которые могут пережить расставание с телами. Не брезгуя пытками и убийствами, кровавые паладины из «Хамелина» изо всех сил пытаются спасти человечество.

NieR, который построил Таро
Номер «версии» в ремастере NieR Replicant — это квадратный корень из полутора

В этой атмосфере всеобщей жути живёт юный парень по имени Нир с больной сестрой Йоной. Чтобы хоть как-то помочь сестре, Нир обращается к добрым докторам из «Хамелина», но быстро понимает, что спасать их с Йоной будут целительными пытками. Убегая от организации, Нир прихватывает с собой Гримуар Нуар, необходимый для завершения проекта. Во время странствий волшебная чёрная книжка сливается с телом парня, проявляя его скрытые способности. Так выясняется, что вчерашний беспризорник Нир — Идеальный гештальт, способный сохранить разум без своего тела. А его сестра — нет. Впрочем, ради сотрудничества с обладателем идеального гештальта её соглашаются взять в проект. Так Нир начинает работать с безумными учёными — он будет собирать для проекта «Гештальт» частицы Королевы Смотрителей, превратившись в Лорда Теней. Бродячие души других людей привязаны к Ниру, а потому он выступает своего рода хранителем гештальтов, которые ждут своих репликантов.



Проходит более тысячи лет, и мы вновь встречаем Нира, только уже в антураже романтического Средневековья. Дело в том, что репликанты за эти годы обрели сознание и построили своё общество. Именно в нём и живёт Нир. И, конечно, новые Нир и Йона, которых видит игрок, — это репликанты, которым предстоит пройти тернистый путь познания, чтобы спасти себя и человечество. По дороге Нир влюбляется в девушку Кайнэ, встречает Эмиля, который потом становится очаровательным оружием массового поражения, и заводит дружбу с Гримуаром Вайс, потерявшим память.

NieR, который построил Таро
Эмиль с сестричкой в NieR Replicant. А вы думали, это вам не повезло с родственниками?

Чья судьба важнее — настоящего Нира-человека, желающего спасти свою сестру, или Нира-репликанта, стремящегося к спасению своей сестры-репликанта? Так как историю писал Ёко Таро, страдать будут все. Кайнэ, возлюбленная героя, делит своё тело с чужой душой — вторая принадлежит солдату «Хамелина», известному как Тиран. Эмиль потеряет нормальное тело и сестру. Старосты деревни, Девола и Попола, будут помогать герою лишь для того, чтобы потом сдать его тело Лорду Теней, ведь репликант (по идее) — бездушный сосуд.

NieR, который построил Таро
Кайнэ в ремастере NieP Replicant

В первой концовке Нир-репликант убивает Лорда Теней, чтобы спасти Йону, а Гримуар Вайс жертвует собой, чтобы помочь ему в этом. Кайнэ уходит в закат. Перед своей смертью книга сообщает Ниру-репликанту, что когда-нибудь его сестра проснётся и будет с ним.

Во второй концовке после смерти Лорда Теней его гештальт впадает в депрессию и разговаривает с ушедшим гештальтом Йоны, который благодарит его за проявленную заботу и храбрость. Параллельно в далёкой пустыне показана уцелевшая голова Эмиля, которая, как колобок, катится по дюнам в поисках Нира-репликанта и Кайнэ.

Третья концовка — продолжение первых двух: в ней у Кайнэ случается приступ сумасшествия из-за того, что в ней живут сразу две души. Если Нир-репликант соглашается убить Кайнэ, то перед смертью она благодарит его. И да, умирают в итоге обе души, жившие в её теле.

В четвёртой концовке Нир-репликант убивает настоящего Нира, чтобы вернуть свою сестру, однако понимает, что его Йона делит тело с настоящей Йоной. Та предпочитает остаться со своим братом, а потому выбирает смерть. В это же время с ума сходит Кайнэ, и Нир-репликант вынужден пожертвовать жизнью, чтобы её спасти. Но это не единственная жертва, которую он приносит: после того как Нир исчезает, все забывают о нём, включая Кайнэ и Йону-репликанта. Именно это концовка и считается каноничной.

NieR, который построил Таро
Команда NieR Replicant в полном составе. Неплохой сборник идей для хэллоуинских костюмов!

Вне зависимости от концовки итог NieR Replicant уныл и печален. После смерти Лорда Теней и разрушения Гримуара Вайс в героической битве между двумя Нирами человечество обречено на вымирание. Идею о том, что ничего хорошего от людей ожидать не стоит, высказывал примерно в том же контексте агент Смит из «Матрицы», так что схожие мотивы в NieR не назовёшь оригинальными. Но то, как они преподнесены, — это настоящее искусство. Каждый персонаж трагичен, а каждая история пропитана тонкой философией.

NieR, который построил Таро
Победить или сойти с ума — выбор за вами! В NieR Replicant многие выбирают второе

Печальные мелодии

NieR, который построил Таро
Музыку из NieR исполняли вживую во многих городах

Немалый вклад в популярность игр Таро сделала музыка, которую для NieR Replicant и NieR: Automata написал Кэйити Окабэ. Композитор начал работать с Ёко Таро ещё на этапе написания сценария, создавая и переделывая уникальные композиции для всех главных и большинства второстепенных героев. Но на создании тем для персонажей Окабэ не остановился - у каждой локации и у каждой концовки в обеих играх появилось своё звучание.

NieR, который построил Таро
Сборник нот по музыке из NieR: Automata

Этот тонкий ход превратил такие произведения, как Weight of the World и City Ruins, в узнаваемые хиты и самые любимые треки фанатов. Для части произведений были написаны слова на выдуманном языке, чтобы передать ностальгию по сгинувшим цивилизациям и их утраченному блеску. Работая с Таро, Окабэ, по его словам, стремился передать главное, что объединяет две игры, - чувство меланхолии. Однако, несмотря на лёгкий налёт грусти, музыка Окабэ напоминает: выборы игрока, как и выборы героев, могут по-новому воссоздать всё то, что было утрачено. Основной лейтмотив этих мелодий - поиск прекрасного в самом тяжком и невыносимом. Возможно, именно поэтому они так хорошо сочетаются с персонажами Таро.

NieR, который построил Таро

Много тысяч лет спустя


Nier: Automata расширяет вселенную NieR Replicant, придавая ей новые грани и вводя новых персонажей. На этот раз в центре внимания пара андроидов — прекрасная и смертоносная 2B и очаровательный разведчик 9S, её компаньон. Третий основной персонаж — ещё одна дама-андроид с тёмным прошлым, диссидентка A2.

Интрига закручивается на тайной лунной базе. Именно там располагается штаб-квартира организации YoRHa, которая борется с машинами-роботами на Земле, защищая репликантов и готовя мир к возвращению людей, — хотя из Replicant игрок знает, что люди не вернутся. За кадром, в промежутке между частями, произошло нашествие инопланетян; их помог победить Эмиль, однако после них остались машины, которые продолжают зачищать планету.

NieR, который построил Таро
NieR: Automata порой просто напрашивается на кроссовер с Devil May Cry

Таким образом, за людей, которых больше нет, сражаются бравые андроиды из YoRHa, а за пришельцев, которые тоже все вымерли, сражаются бравые машины. И те, и другие постепенно начинают понимать, что здесь явно что-то не так. Потому некоторые роботы развиваются, ударяются в философию, становятся пацифистами, строят свои общины, влюбляются, основывают культы и всячески изображают людей. Интересы же андроидов сводятся к куда более прагматичным вещам.

При первом прохождении сюжет раскрывается лишь с одной стороны, знакомя игрока с миром и завершаясь на героической смерти главных героев в борьбе с машинами. Чтобы окончательно разобраться в истории, Automata нужно пройти несколько раз. Будучи андроидами, 2B и 9S получают новые тела и отправляются на те же самые миссии, но с подвохом.

NieR, который построил Таро
Надо ли говорить, что в реальности мечом из NieR: Automata не смог бы махать даже чемпион мира по тяжёлой атлетике?

Первый раз игроку предстоит играть за прекрасную 2B, которая совмещает стоический характер Спока с боевыми навыками Чёрной Вдовы. История разворачивается в эффектных декорациях и в сопровождении великолепной музыки, но опирается на знакомые шаблоны. Юная героиня спасает человечество, сражаясь с машинами в ностальгической атмосфере постапокалипсиса. Жертвуя всем ради идеи, она в итоге вынуждена убить своего напарника. Их трагическим двойным самоуничтожением и заканчивается первый игровой цикл.

Уже при первом прохождении некоторые детали мира вызывают вопросы, которые становятся всё более актуальными далее по сюжету. Отличаются ли андроиды-солдаты на Луне от своих собратьев? Почему некоторые машины стали философами-пацифистами, а другие остаются тупыми консервными банками? Во втором прохождении ответы на эти вопросы будет искать 9S, чей взгляд на мир кардинально отличается от воззрений его напарницы.

NieR, который построил Таро
Парк аттракционов из NieR: Automata, посетить который обязан каждый!

События будто бы повторяются: те же самые миссии, та же самая беготня по парку аттракционов, те же самые машины, строящие коммунизм в утопической деревне. Но теперь прежде встреченные роботы раскрываются с новых сторон, а битвы становятся намного тяжелее. В отличие от боевой 2B, 9S — хакер, который не слишком хорош в обращении с мечом. Игрок постепенно понимает, что он не повторяет те же самые миссии, а находится в своеобразной петле программирования, в которую загнали двух главных андроидов, вынужденных играть в одной и той же жестокой пьесе, написанной задолго до их создания.

NieR, который построил Таро
Объективация в NieR: Automata работает в обе стороны

После каждого убийства разведчик 9S получает доступ к памяти машин, откуда он считывает душераздирающие истории. Одна из самых запоминающихся вращается вокруг Симоны и Жан-Поля (да, это отсылка к Сартру и Бовуар). Зацикленность на своих идеях и полное равнодушие Жан-Поля довели до безумия его музу, и Симона стала монстром, которого должны прикончить 9S и 2B.

Постепенно 9S узнаёт, что машины эволюционировали, а пришельцы давно мертвы. И убили своих создателей их собственные творения. И тут самое время задаться вопросом: а чем вообще машины отличаются от андроидов — ну, кроме внешнего вида? Главное отличие, разумеется, внутри: в то время как сознание андроидов опирается на особый искусственный интеллект, машины работают на специальных инопланетных ядрах. Для их эволюции необходимо поддерживать баланс сил, ради которого воплощение их коллективного бессознательного (или же боги машин) отключает некоторые экземпляры от сети. Так и появляются персонажи вроде Симоны и Жан-Поля и прочих, которые рефлексируют или строят коммунизм в поисках смысла жизни. При этом андроиды не считают машин живыми, ведь те работают на ядрах, а следовательно, могут только имитировать чувства. По крайней мере, именно так полагает большинство андроидов.

NieR, который построил Таро
В NieR: Automata нам порой демонстрируют развалины цивилизации. Люди вымерли, а мусор остался

YoRHa, как выясняет 9S, была создана для поддержания боевого духа андроидов, которые верили в то, что их дело правое, а люди вернутся. Но самым сумасшедшим открытием, переворачивающим мир с ног на голову, оказывается истинное происхождение солдат YoRHa: они работают на ядрах, добытых из убитых машин! И, выходит, ничем не отличаются от тех, против кого сражаются и кого считают неполноценными. Мало того: «истинные» андроиды запустили в штаб-квартиру YoRHa вирус машин, который они планируют активировать после того, как надобность в пушечном мясе отпадёт. Именно этот вирус и подхватывает 9S в сражении с генералами машин Адамом и Евой (вопреки традиции, это два мужских имени). Поскольку заражённого 9S не спасти, 2В вынуждена прикончить соратника, однако он в последний момент умудряется загрузить своё сознание в тело робота и переродиться.

NieR, который построил Таро
В NieR: Automata есть не только лунная база, но и виртуальная реальность

После такого испуганные боги машин активируют вирус в штаб-квартире YoRHa, сводя с ума всех солдат. Из всей армии «неправильных» андроидов выживают только диссидентка A2, которая скитается где-то по лесам, полям и заводам, да 2B вместе с перерождённым 9S. Эти двое успевают сбежать с лунной базы до начала всеобщей резни. Впрочем, скоро выясняется, что вирус зацепил и 2B, которая начинает быстро терять рассудок. Трагические обстоятельства приводят к тому, что она просит встреченную на пути A2 убить её.

После смерти 2B идут прахом и утопические проекты машин, многие из которых подхватывают тот же вирус и принимаются за уничтожение сородичей. Боги машин в это время планируют загрузить сознание своих подопечных в космический корабль и покинуть Землю. Пока машины готовятся к отлёту, 9S настигает A2 и узнаёт ещё одну правду. Выясняется, что его спутница 2B всё это время выполняла роль палача, который убивал 9S каждый раз, когда тот узнавал какую-либо секретную информацию. Осознав это, 9S окончательно теряет контроль, сдаётся на милость вирусу и нападает на A2.

Если отчаявшийся разведчик побеждает и последним рывком загружает себя на сервер машин, их боги на космическом корабле предлагают ему полететь с ними и вместе строить коммунизм в других мирах. Герой волен согласиться или отказаться. Если же верх над хлипким юношей берёт A2, то она уничтожает сервер машин, чтобы отомстить за павших товарищей. Война в любом случае заканчивается победой андроидов.

NieR, который построил Таро
Обратите внимание на дронов, которыми управляют 2B и 9S, — именно они отвечают за воскрешение героев

Дроны-помощники, сопровождающие героев, сами обретают сознание и решают сохранить личности и восстановить тела 9S, 2B и A2. Повторят ли герои ошибки или придут к новым выводам? Об этом Ёко Таро умалчивает.

Не такие, как все


То, что NieR недостаточно пройти один раз, изначально было результатом безденежья, а не искры гения. Студия, желая сэкономить, заставляла Таро повторно использовать одни и те же локации и миссии. Что же он сделал? Превратил многогранные повторения в лейтмотив, позволив игрокам открывать историю с новой точки зрения.

Отдельной фишкой Таро стали концовки его игр, в которых он нарушает, наверное, основную заповедь разработчика: если игрок всё сделал как надо, погладь его по голове и дай ему награду. Таро же бьёт по башке. Ботинком. Сильно. В конце NieR: Automata, чтобы главные герои возродились, нужно победить мега-боссов в титрах. Одному с этим не справиться, поэтому на подмогу спешат другие игроки. В конце встаёт выбор: можно сдаться, а можно стать таким же солдатом, который пойдёт помогать другим игрокам. Они об этом никогда не узнают, а все сохранения у альтруиста исчезнут. Будет ли такое благородство вознаграждено? Нет. Ещё раз: вам предлагается удалить всю свою игровую историю для того, чтобы безвозмездно помочь другим игрокам!

В Replicant все с трудом заработанные трофеи и сохранения также придётся уничтожить, чтобы спасти Кайнэ. Она, однако, всё же найдёт способ вспомнить о Нире и даже попытается его вернуть. Впрочем, канувшим в Лету достижениям игрока это уже не поможет. Возможно, именно из-за такого нетрадиционного подхода к геймдизайну NieR настолько покоряет воображение.

Геймплей у этих игр далеко не революционный. NieR — это смесь слэшера и RPG, где присутствуют и довольно унылый гринд, и спорная боевая система: в Replicant она упрощённая, а в Automata разбавлена пазлами, которые разгадывает хакер 9S. В Replicant игроку часто приходится носиться по миру, играя в испорченный телефон и передавая сообщения от одного персонажа другому, при том что оба живут в соседних домах. К тому же обе игры полны квестов из разряда «подай-принеси-убей».

Но и здесь Таро умудряется найти неожиданный подход. Так, собирая запчасти для пары андроидов, игрок только в конце понимает, что прекрасная и заботливая возлюбленная на самом деле хочет сотворить себе нового парня, заменяя старого по кусочкам с помощью этих самых гаек, которые игрок ей таскает. А на фабрике герои будут не только кромсать машины большим мечом, но и неожиданно станут свидетелями религиозного угара и массового самоубийства. Вы ожидали большого босса? Вместо этого для вас приготовили прыжки машин в кипящий металл.

NieR, который построил Таро
За пасторальной атмосферой NieR Replicant скрывается экзистенциальная катастрофа вселенских масштабов

Зубодробительная философия


Машины в Automata не случайно носят имена известных философов и отсылают к их работам. Экзистенциализм, или «философия существования», занимает особое место в произведениях Таро, герои которых то ищут смысл жизни, то пытаются дать определение этой самой жизни. Один из главных вопросов экзистенциализма — свобода воли и выбора. Герои Таро сталкиваются с отчаянием не столько из-за любовных страданий или потери близких, сколько из-за осознания абсурдности своего существования. Ради чего сражаются андроиды, если их создатели давно мертвы, а призрачная цель никогда не будет достигнута? В философии Сартра путь к истине лежит через превращение свободы в возможности и их использование. Таким образом, именно решение главных героев делать свои собственные выборы и превращает их в живых существ.

Фигура Эмиля, проходящая через все игры, стала, пожалуй, одной из самых неординарных находок автора наравне с полуголой Кайнэ из Replicant. Эмиль — это и жертва экспериментов, и мальчик-Горгона, обращающий всё в камень своим взглядом, и странное существо, ставшее оружием массового поражения. А ещё Эмиль — это аватар автора. Его идеи о коллективном бессознательном, заимствованные у Юнга, переплетаются с размышлениями о том, что такое жизнь.

Если Drakengard — это тёмное, экзотичное и безумное европейское средневековье с нотками гламура, то NieR заглядывает в мрачное апокалиптическое будущее. В NieR наступает конец света — тихо и незаметно, оставляя после себя прекрасный заброшенный мир.

В Drakengard Таро ставит перед игроком сразу несколько вопросов, один из которых — нужно ли спасать главного героя в финале. Каим, убивший тысячи людей, не может оставаться психически нормальным, и его безумие — результат бесконечного цикла насилия. Заслуживает ли Каим спасения после учинённого геноцида?

В NieR, в свою очередь, поднимается проблема жизни и сознания. Чем отличаются люди, души которых можно загружать в другие тела, от андроидов и репликантов? Чем отличаются последние от машин, если все они в итоге способны эволюционировать, страдать и совершать идиотские поступки? Ответ опять же на совести игрока.

Многих занимает и другой вопрос: почему персонажи выглядят как секс-куклы, консервные банки и готические Лолиты? Отчасти их вид объясняется их искусственным происхождением, отчасти — атмосферой самой игры. Человечества больше нет, и его наследники вполне могли удариться во все тяжкие, меняя свою внешность и одеваясь как пугала, принцессы или панки. Как им угодно. Почему нет?

NieR, который построил Таро

***

В отличие от многих других авторов, Таро никогда не отвечает прямо на вопросы о своей вселенной и поощряет творчество фанатов. Его игры оставляют неизгладимое впечатление не потому, что отличаются прекрасной графикой и великолепным геймплеем. Скорее наоборот: бесконечные взломы кодов 9S в Automata могут быстро наскучить, беготню по полям и сбор деталей в Replicant не назовёшь вершиной геймдизайнерской мысли, а размахивание мечом кажется довольно однообразным. Сильные стороны этих игр — история и атмосфера. Ёко Таро уважает своих игроков, а потому не упрощает сложные ходы и не объясняет сюжет. NieR ненавидят и любят, Ёко Таро называют гением и сумасшедшим — но безразличным не остаётся никто. 3*

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх