Новость из категории: Информация

Посткиберпанк в настольных ролевых играх

Посткиберпанк в настольных ролевых играх

Классический киберпанк умер в конце девяностых, когда мир всё сильнее и сильнее стал отдаляться от будущего, предсказанного фантастами. Некоторые детали они угадали очень точно, но в целом настоящий 2020-й разительно отличается от того, что придумал Майк Пондсмит в Cyberpunk 2020. В каком-то смысле жанр оказался законсервированным и отправился на полку к ретрофутуризму - представлениям о будущем, которые так и не сбылись.

У создателей настольных ролевых игр было два пути. Одни продолжили изображать мир грядущего, пытаясь предсказать тренды, развитие технологий и общественные волнения. По этому пути пытался пойти Пондсмит в третьей редакции Cyberpunk. Многие при этом углубились в темы трансгуманизма, освоения ближнего космоса, оцифровки сознания и технологической сингулярности. Яркий пример -ролевая игра Eclipse Phase.

Другой путь - намеренно отбросить современные течения и попытаться воссоздать киберпанк таким, каким его видели в восьмидесятые, с проводами, рокерами и бунтом против мегакорпораций. Но он интересовал аудиторию меньше - это можно оценить по сборам на краудфандинговых площадках. Похоже, игроки по большей части предпочитали играть в будущее, которое ещё может сбыться, чем в ретрофутуризм. И тут стоит отметить любопытную тенденцию: разработчики, даже обращаясь к классическому жанру, оперировали новейшими геймдизайнерскими решениями, которые чаще всего подразумевали лёгкие правила. Дух был важнее цифр.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх
Retroverse - поразительная кислотная фэнтези-вселенная для D&D 5E, вобравшая все элементы культуры восьмидесятых, от неона до гигантских роботов. Здесь можно сыграть голорыцарем, синтвейвером или лазерным драконорождённым! Игра далека от киберпанка, но совсем умолчать о ней не можем

В этой статье мы вспомним ещё несколько любопытных игр, связанных с жанром. И во многих из них киберпанк скрещивается с чем-то ещё, как это было в Shadowrun, SLA Industries и Underground.

Осмысление классики


Посткиберпанк в настольных ролевых играх

Игра Грегора Хаттона Remember Tomorrow, вышедшая в 2010-м, возвращает нас к классическому киберпанку и научной фантастике «ближнего прицела». Девиз игры так и звучит — «перемотай современный мир на двадцать минут в будущее и посмотри, что получится». Это как раз один из тех проектов, в которых воссоздать дух мрачного будущего попытались при помощи простой системы правил. Главная особенность RT - в каждой сцене роль ведущего переходила к новому человеку. В начале партии игроки создавали несколько персонажей и фракций (например, какую-нибудь мегакорпорацию или частную охранную фирму) и по ходу дела разыгрывали их взаимодействия. При этом герои не закреплялись за конкретными игроками, как в более традиционных НРИ, - все участники просто придумывали образы, бросали их в кучу и смотрели, что получится. Важно, что игра не ставила своей целью моделировать сеттинг - с политикой, экономикой, общественным строем и прочими деталями. Она просто давала инструменты для разрешения драматических конфликтов между сторонами.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх
В 2014-м компания SaF Gang Design издала Remember Tomorrow на русском языке под названием «Воспоминания о будущем». Сейчас издательство неактивно, а перевод снят с продажи

Мир в RT обрисован очень широкими мазками, без жёстких рамок, — Хаттон лишь подкинул слова-маркеры («летающие машины», «андроиды-куклы», «курьеры банков памяти»), прочее остаётся на усмотрение группы. К слову, приём с перемоткой «на двадцать минут вперёд» позволил игре хорошо сохраниться.«Перемотанные» миры сточкой отсчёта в 2010-м и 2020-м очень сильно различаются.

Сегодня Remember Tomorrow не поддерживается никакими дополнительными материалами, но её без труда можно приобрести в интернет-магазинах.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх
Деньги на издание игры собирали на Кикстартере. Неизвестно, в чём именно дело - то ли в системе правил, то ли в маркетинге, то ли в атмосфере ретрокиберпанка, - но The Sprawl собрала в разы меньше аналогичных проектов, всего около 12 тысяч долларов (хотя кампания всё равно была успешной)

The Sprawl — ещё одна попытка передать дух классического киберпанка средствами современного геймдизайна. Игра основана на системе правил Apocalypse World с её жёсткой структурой ходов, чётким делением на архетипы и принципами ведущего вроде «играйте, чтобы узнать, что произойдёт дальше» и «не планируй наперёд». Роли — более чем классические, от фиксера и хакера до солдата и технаря, но есть и несколько редких типажей: водила, охотник, журналист. Всех героев The Sprawl объединяет то, что в силу разных обстоятельств они оказались по ту сторону закона,начинают с самого дна и пытаются чего-то достичь в мире мрачного будущего. Как и в случае с Remember Tomorrow, мир описан поверхностно -придумывать детали вроде конкретных районов, персонажей и фракций участникам предстоит вместе.

Среди любопытных находок - правила подключения имплантов, ходы для взаимодействия в Матрице, список снаряжения и механика уличной репутации. На выходе получился достойный идейный продолжатель Powered by the Apocalypse в киберпанк-сеттинге, отличный выбор для поклонников жанра, которые устали от обилия цифр.

Игра вышла в 2016 году, и с тех пор разработчики - студия Ardens Ludere — активно её поддерживают дополнениями и миссиями. Например, летом 2019-го выпустили небольшой путеводитель Touched Prime, который добавляет в киберпанк немного магии. Кто-то сказал «Shadowrun»?

Посткиберпанк в настольных ролевых играх

В необычном поджанре выступил автор инди-игры 2011 года Technoir Джереми Келлер. Он предложил всё то же мрачное будущее - с упадком общества, экологическими проблемами, доступной и дешёвой кибернетикой,— но сделал главными героями курьеров, которые опутали своими сетями весь город. Келлер шагнул от чистого киберпанка в сторону кибернуара, взглянув на знакомый антураж с точки зрения «крутых детективов». Дела курьеров не ограничивались доставкой - порой героев просили выбивать долги, расследовать преступления, искать компромат и даже действовать друг против друга. Куда без предательств!

Посткиберпанк в настольных ролевых играх
Ознакомиться с основными правилами Technoir можно в 16-страничном буклете Player’s Guide

Technoir подкупала необычной системой правил: персонажи здесь описывались тремя клише, которые назывались «тренировочными программами». Игрок был волен взять своему курьеру набор вроде «доктор» — «солдат» — «сыщик», и эти три роли определяли итоговый список глаголов (что-то вроде навыков: «драться», взламывать», «стрелять») и прилагательных (качества героя; на старте выбираются положительные, например «умный», «смелый» или «сексуальный», а в ходе игры можно заработать негативные — скажем, «ошеломлённый»). Из прочих любопытных идей - карта связей в качестве места действия. Ведущий заранее готовил шаблон города, где указывались персонажи, фракции, места, угрозы и завязки дел, - или же участники придумывали такой шаблон в процессе. В книге правил Келлер привёл три шаблона - бери и играй.



В дальнейшем для игры вышло четыре дополнения. Два из них - Indianapolis ConPlex и Kepler Station - добавляют по шаблону с новыми локациями: аркологию и космическую станцию соответственно. Morenoir вводит ряд новых правил и опций и учит создавать собственные шаблоны (подойдёт тем, кому в основной книге правил не хватило глубины), a Mechnoir позволяет разыграть сценарии в отдалённой колонии - при этом в фокусе находятся мехи и дроны!

Трансгуманизм


Посткиберпанк в настольных ролевых играх
Авторы Transhuman Space предусмотрели возможность сыграть за искусственный интеллект и даже за разумного осьминога! Эту особенность с разными морфами позднее разовьют в Eclipse Phase

Одним из первых заметных проектов на тему посткиберпанка стала Transhuman Space (2002) — игра на системе правил GURPS от Steve Jackson Games, вдохновлённая старыми справочниками и путеводителями из серии Tech. Её действие разворачивалось в 2100 году, когда люди достигли невероятного технологического уровня. При этом обошлось без войн, катастроф, пришельцев, восстаний роботов и тому подобного - наоборот, человечество ещё никогда так не процветало. Главным источником энергии стал управляемый термоядерный синтез, генная инженерия позволила обрести долголетие и излечить болезни XX века (включая и СПИД), а планета и озоновый слой постепенно начали восстанавливаться. Биотехнологии помогли избавиться от недостатков организма — как насчёт Nyx Parahumans, людей, которым нужно спать всего несколько часов в неделю? Вдобавок учёным удалось создать искусственный интеллекта сознание научились переносить в компьютер,так что даже мёртвые теперь считаются не совсем мёртвыми.

Так в чём же подвох? Оказалось, что с такой властью легко поступиться моральными принципами — и люди начали создавать рабов-биороботов, разумные органические машины, которым поручали самые опасные и тяжёлые работы, например в отдалённых колониях (привет, Рой Батти). Кроме того, значительно увеличился разрыв между поколениями. Элита больше не боялась смерти, а значит, не было нужды передавать высокие должности и делиться влиянием с молодыми - и утех просто не осталось шансов занять сколько-нибудь важный пост. Да и научные достижения не стали общественным достоянием в полной мере - многие операции, лекарства и услуги доступны лишь тем, кто способен их оплатить. В космосе выросла преступность, а на Земле бедные страны страдают от наночумы и дефектных имплантов.

Transhuman Space жива до сих пор — за прошедшие годы издатель выпустил больше двадцати книг, включая масштабные дополнения для уже четвёртой редакции GURPS.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх

В схожем ключе выступила команда Posthuman Studios LLC (бывшие сотрудники Catalyst, работали над Shadowrun) с проектом Eclipse Phase. «Фаза затмения» (название взято из медицины - там «эклипс-фазой» называется стадия внутриклеточной репродукции вирусов между заражением и появлением дочерних вирусных тел) привлекла внимание почти сразу после выхода в 2009-м. У авторов получился необычный сплав научной фантастики, постапокалипсиса, хоррора и детектива, при этом в фокусе игры были вопросы трансгуманизма и самоидентичности. Eclipse Phase обрела популярность благодаря экзотическому сеттингу и необычной особенности, вшитой в геймплей: герои могли легко менять физические тела, перенося «эго» (сознание) из оболочки в оболочку. Фантастический мир поддерживала собственная игровая механика на дайсах d100, несколько громоздкая, но достаточно гибкая.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх
В 2020-м студия «Пандора Бокс» провела краудфандинг на издание русскоязычных материалов по «Фазе»

Действие «Фазы» разворачивалось в далёком будущем, когда человечество достигло технологической сингулярности и освоило Солнечную систему (например, частично терраформировало Марс). Исследования в области генной инженерии, нанотехнологий и нейронауки помогли создать впечатляющую петлю обратной связи, позволяющую переносить сознание. ИскИны и некоторые животные по уровню разума сравнялись с человеком. Почти всё вокруг подключено к сети, мозг способен напрямую связаться с любым электронным устройством. Практически всё что угодно можно напечатать при помощи 3D-принтера и нановолокна - если у вас есть подходящие чертежи. Биотехнологии позволили людям исправлять дефектные гены, лечить смертоносные болезни, улучшать и клонировать тела, а также адаптироваться под любые условия окружающей среды. В какой-то момент человечество даже успело почувствовать себя богами!

Всё обернулось катастрофой, когда в разгар очередной войны из-под контроля вышла группа военных ИскИнов, известных как ТИТАНы (Тотальная Информационная Тактическая Аналитическая Нейросеть). Они осознали себя, получили автономию, нарастили вычислительные мощности и пошли против своих создателей, погрузив Солнечную систему во мрак.ТИТАНы перехватили ядерные ракеты, получили контроль над бактериологическим оружием, взломали информационные системы и нанесли страшные удары по городам и колониям. Однако машины по какой-то причине не стали добивать людей — вместо этого ИскИны шмыгнули в некие червоточины и пропали, будто бы навсегда. Теперь остатки трансчеловечества пытаются построить новую цивилизацию на обломках старой. Ныне общество представляет собой лоскутное одеяло из космических станций, городов-государств и форпостов гиперкорпораций. Играть авторы «Фазы» предлагают за агентов организации «Барьер», которая занимается вопросами безопасности во всей Солнечной системе. Чаще всего «Барьер» имеет дело с так называемыми Х-рисками (или экзистенциальными рисками) - совокупностью угроз, способных привести к гибели или регрессу трансчеловечества. К ним относят вирусы, инопланетные формы жизни, оружие массового поражения, остатки технологий ТИТАНов, космические феномены и многое другое.

Posthuman Studios LLC работает и сейчас - в 2019-м студия выпустила вторую редакцию игры (изменилось многое, но ядро осталось тем же), а в 2020-м значительно переработала «быстрый старт», добавив вводное приключение. Игру поддерживают приключениями и дополнениями.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх
Headspace хоть и основана на Apocalypse World, но всё же разительно отличается от прочих её производных вроде упомянутой The Sprawl. Например, в ней совсем иной подход к созданию персонажа и группы оперативников

Ещё одним проектом на тему трансгуманизма стала Headspace, изданная в 2016 году студией Green Hat Designs. Эта игра предлагала необычный геймплей, который решал проблему скучающих игроков, ожидающих своей очереди. Все персонажи — агенты, борющиеся с властью корпораций,— при помощи имплантов раз и навсегда подключались к ментальной сети под названием Ячейка. Это особая технология общего сознания, которая позволяет оперативникам делиться воспоминаниями, навыками и мыслями. Преимущества очевидны: где бы ни находились герои, они всегда на связи. Если ронин (так здесь называют военных специалистов) остался прикрыть отступление группы, та всё равно может воспользоваться его боевыми навыками. То же самое с хакером, который взламывает какой-нибудь компьютер вдали от остальных, — его техническими талантами могут распоряжаться все герои.

Разумеется, у Ячейки есть обратная сторона. У героев нет и не может быть никакой приватности и секретов друг от друга. Все эмоции, чувства, ощущения сразу расходятся на всю команду - и потому нейросистема слишком быстро накапливает стресс, что вызывает помехи и ошибки и может привести к эмоциональной травме. Ну а если в команде кто-то погиб.то отголосок его сознания загружается в Ячейку и его характер и мечты навсегда остаются с героями. Более того, правила Headspace предлагают на старте добавить к команде мёртвого агента, чтобы игроки всегда помнили о возможных последствиях.

После выхода игры Green Hat Designs выпустила только одно дополнение, в которое включила семь различных сеттингов.

Киберфантастика


Посткиберпанк в настольных ролевых играх
Первоначально у книги правил третьей редакции была другая обложка, но авторы оказались в центре скандала - их обвинили в том, что рисунок обыгрывал гендерные и расовые стереотипы

Interface Zero — сеттинг в жанре научной фантастики «ближнего прицела». Его первую редакцию студия Gun Metal Games выпустила в 2008-м, взяв за основу систему правил True d20. Авторы вдохновлялись как классическими произведениями киберпанка вроде «Нейроманта», «Сожжения Хром», «Призрака в доспехах», так и фантастикой в духе «Ковбоя Бибопа», «Боевого ангела Алиты» и «Видоизменённого углерода». Получилось примерно всё, чего мы ждём от мира будущего, разве что он вышел менее мрачным, чем в прочих играх. Среди примечательного — власть удерживают как корпорации, так и тоталитарные государства. И при этом во главу угла ставится не бунт, а попытка персонажей найти своё место в мире - например, накопить как можно больше криптодолларов.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх

Вторая редакция Interface Zero вышла в 2014-м - её разработали для Savage Worlds («Дневника авантюриста»). Авторы подвинули таймлайн на два года вперёд и добавили в игру чуть больше «научного фэнтези», совсем уйдя от киберпанка. Теперь игроки были вольны взять на себя роли гибридов (людей с генетическими модификациями, привитыми от зверей, — редкая возможность сыграть кошкодевочку!), улучшенных «людей 2.0», андроидов и киборгов. Можно было выбрать и представителя условно сверхъестественных сил - кибермонаха (такой персонаж с религиозным трепетом относится к внедрённой в него кибернетике) или псионика (может читать мысли и управлять материей). Ну а поклонников «технопорно» ждал настоящий рай с огромными списками оружия, брони, дронов, имплантов и даже боевых шагоходов! Позднее Gun Metal Games выпустила версии игры под Pathfinder, Starfinder и Fate.

В 2019-м авторы игры вышли на Кикстартер, где собрали 60 тысяч долларов на издание третьей редакции — уже для обновлённой версии Savage Worlds. Таймлайн подвинули ещё на два года, а тональность снова решили изменить, вернув мрачную атмосферу киберпанка из первой версии. Для этого в историю ввели войну за объединение, которая привела к бедности, разрухе и ещё большему социальному расслоению. Сейчас для Interface Zero 3.0 вышло руководство игрока, а вскоре планируется и книга ведущего. Руководство пока существует в черновой версии, но уже по ней видно, как досконально геймдизайнеры проработали игровые инструменты. Например, прописали темы кампании, которые помогают участникам ответить на вопросы «во что и кем тут играть»: скажем, можно стать стражами закона, агентами биотехнической корпорации или киберпанками. Андроиды, гибриды, киборги и улучшенные люди тоже перекочевали в новую редакцию.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх
Целый раздел в книге правил посвящён генераторам: миссий, случайных встреч и интересных персонажей

В разговоре об играх на движке d20 стоит вспомнить и недавнюю Carbon 2185 от студии Dragon Turtle Games. Игра использует открытую лицензию OGL, а в её основе лежит механика пятой редакции Dungeons & Dragons. Сеттинг у авторов вышел достаточно классическим - это антиутопия, в которой корпорации весь XXI век наращивали мощь. На Земле грянул экологический кризис, ресурсы стали истощаться всё быстрее, и потому правительства и компании-гиганты начали заниматься колонизацией планет — сперва в Солнечной системе, а потом и за её пределами, куда зонды и суда смогли попасть за счёт открытых червоточин. Власть государств окончательно ослабла после череды политических убийств - корпорации завоевали влияние в колониях и махнули рукой на умирающую Землю. В 2185-м, когда происходит действие игры, им давно нет дела до простых людей, запертых в пластиковых коробках квартир, - гиганты воюют друг с другом за ресурсы и технологии с других планет.

Авторы оригинально обошлись с базовыми правилами D&D. На первый взгляд, здесь всё те же шесть характеристик, основный выбор упирается в связку «раса и класс». Но расы заменили происхождениями (от жителя пустоши и ребёнка из корпоративного интерната до заурядного человека и синта), а классов всего шесть. Наёмники отлично разбираются в разных видах вооружения, медики эффективно лечат, хакеры используют эксплойты, напоминающие магические эффекты (ослепление из-за спама, оглушение белым шумом или взлом техники). Прогрессия классов сокращена с двадцати до десяти уровней, вместо шести испытаний — снова три. Механику предысторий полностью переделали, а графа с многообещающим названием «грех» заменила «узы», «идеалы» и «изъяны». Она отражает некую тайну, вредную привычку или тёмное пятно на биографии.

Посткиберпанк в настольных ролевых играх

Carbon 2185 завоевала популярность ещё на этапе сбора средства на Кикстартере, где привлекла почти 200 тысяч долларов. Вышла игра в 2019 году.

Видоизменённый углерод

В феврале 2020 года издательство Hunters Books запустило сбор средств на издание лицензированной НРИ по вселенной сериала «Видоизменённый углерод» (да, упор в промокампании и иллюстрациях был сделан именно на проект Netflix). Студия смогла привлечь свыше 370 тысяч долларов!

Среди обещанных особенностей - правила с уклоном в повествование и сюжет, механика цифрового переноса сознания,работа с архетипами и подробное описание Бэй-Сити вместе со всеми важными локациями. Правда, поскольку авторы опирались именно на сериал, теперь, когда Netflix закрыл его после второго сезона, дальнейшая судьба проекта вызывает вопросы.

***

Киберпанк мёртв. Жанр отправился на полку к ретрофантастике шестидесятых, и лишь редкие безумцы, загоняя себя в рамки, пытаются воссоздать минувшую эпоху high tech, low life и Corporations Rule the World.

Киберпанк жив. Жанр переродился в многочисленных «-панках», киберфантастике, посткиберпанке и трансгуманистической фантастике. Наследие авторов прошлого просочилось не только в видеоигры, книги и сериалы, но и в мир вокруг нас. Мы дышим тем, что когда-то было киберпанком.

Вместе с жанром менялись и ролевые игры, которые позволяли каждому погрузиться в мир мрачного будущего. Кто-то работал строго в его рамках, опираясь на идеи предшественников. Кто-то в поисках уникального звучания смешивал киберпанк с нуаром, фэнтези, супергероикой или космической фантастикой. История показывает, что оба подхода нашли свою аудиторию.

Мы охватили множество игр, чтобы показать, насколько разнообразна вселенная киберпанка (особенно на границах с другими жанрами). Но кое-что упустили — не взяли в расчёт городскую мистику Dark Conspiracy, почти не затронули d20 Modern и её предка ALternity, не упомянули игры из серии Corporation о теневых делишках компаний-гигантов, не поговорили про мрачную Synthicide, не коснулись фэнтезийной Cryptomancer и не отправились в космос с Infinity и Mindjammer. Ролевой киберпанк — чертовски богатая тема, и многие её составляющие заслуживают отдельного разговора. Но надеемся, что и эта обзорная экскурсия пришлась вам по вкусу.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 4
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх