Новость из категории: Информация, Игры

История серии Persona

История серии Persona

В последние годы видеоигры перестали восприниматься исключительно как развлечение. Теперь это искусство, площадка для дискуссий на остросоциальные темы, способ терапии, в ярких образах показывающий, что такое депрессия или потеря близкого человека. А ведь одна японская игровая серия ещё двадцать пять лет назад начала следовать всем этим ныне актуальным трендам!

Вышедшая 20 сентября 1996 года Revelations: Persona, чей сюжет и образы насквозь пропитаны мифологией, философией и психологией, надолго опередила своё время. Её продолжения по сей день притягивают игроков выверенным геймплеем и необычными сюжетами. В канун юбилея самое время вспомнить, как этот цикл появился и к чему пришёл.

Покемоны сатаны

Persona, какой мы её сейчас знаем, появилась на свет не внезапно и не благодаря чьему-то гениальному озарению, а в результате многолетней эволюции идей геймдизайнеров в Atlus. Портфолио этой японской студии, формировавшееся с начала её пути в конце восьмидесятых вплоть до середины двухтысячных, было чертовски пёстрым: она бралась за всё, от пазлов и броулеров до хорроров и игр по фильмам.

История серии Persona
Оригинальную Megami Tensei сейчас мало кто вспоминает, но именно она стала прародительницей и Shin Megami Tensei, и Persona, и других проектов вроде Devil Survivor

Но славу, а заодно и репутацию мастеров жутковатых мистических ролевых игр с философским уклоном Atlus принесла серия Megami Tensei, стартовавшая в 1987 году с выхода Digital Devil Story: Megami Tensei для NES. История гениального программиста, который с помощью компьютера открыл портал в мир демонов и был вынужден вместе с подружкой проникнуть в сердце адского лабиринта, чтобы закрыть его, очаровала игроков мрачной атмосферой и добротным геймплеем классической пошаговой ролевой игры. Со своей, впрочем, уникальной фишкой. В Megami Tensei с демонами можно не только сражаться, но и общаться, выпрашивать у них деньги и предметы, а то и вовсе переманивать на свою сторону и натравливать на собратьев. А дружественных чертей — объединять, призывая на подмогу новую, ещё более сильную нечисть. Такие вот получились сатанинские покемоны почти за десять лет до появления, собственно, саги о карманных монстрах.

История серии Persona
В Shin Megami Tensei II религиозные мотивы считываются даже с рекламного постера

В выпущенной в 1990 году Digital Devil Story: Megami Tensei II, а также в пришедшей ей на смену Shin Megami Tensei (1992) и её сиквеле масштаб событий и накал страстей всё возрастал. Здесь мир лежит в руинах, на которых борются за власть армии порядка и хаоса. Только герой и его сотоварищи способны своими делами и волевыми решениями определить судьбу человечества. Пафоса добавляет и то, что боги, демоны и прочие фантастические сущности в Shin Megami Tensei — не плоды фантазии разработчиков, а герои мифов со всего мира; они и ведут себя под стать легендам. Изменить мир и сразиться плечом к плечу с феями, тэнгу и прочими русалками можно до сих пор. За тридцать с лишним лет серия похорошела и осовременилась, но не изменила себе, и в ноябре как раз выходит Shin Megami Tensei V... Но история «Мегатена» потянет на отдельный материал, так что вернёмся к истокам «Персоны».

История серии Persona
Чтобы отличить друг от друга персонажей Shin Megami Tensei If..., облачённых в одинаковые школьные униформы, художник «выдал» каждому по яркому аксессуару

Подустав от мифологического пафоса Shin Megami Tensei И, авторы решили поэкспериментировать и сделать сеттинг более камерным, а историю — лёгкой и лаконичной. Так на свет появилась Shin Megami Tensei If..., повествующая о приключениях учеников в школе, затянутой волей обиженного ботаника прямиком в ад. Игру собрали в рекордные сроки, буквально на коленке, из имеющегося движка, школьных фотоальбомов и воспоминаний разработчиков. Никто не ждал, что она станет хитом, и критики ожидаемо обругали её за недостаточную сюжетную глубину, отсутствие моральных дилемм и присутствие ряда поблажек в игровом процессе. Однако японские игроки приняли её с энтузиазмом. В результате Atlus решила, что возвращаться в чудесные школьные годы стоит, пожалуй, и в будущих проектах.

С приветом от Юнга

История серии Persona
Дизайны в Persona радовали стильной лаконичностью

Работа над Megami Ibunroku Persona, в США вышедшей под названием Revelations: Persona, началась сразу после релиза Shin Megami Tensei If..., в 1994 году. Atlus настолько ею увлеклась, что отложила выполнение задач по всем остальным проектам, включая Shin Megami Tensei III. Работа действительно шла ударными темпами, так что уже в сентябре 1996 года диски для PlayStation появились на прилавках японских магазинов. Игра во многом следовала по стопам своих предшественниц: здесь тоже были пошаговые бои, теперь уже в трёх измерениях и с элементами тактики, запутанные подземелья с видом от первого лица, сложные боссы, классическая ролевая система с уровнями и экипировкой. А ещё, конечно, позволялось общаться с монстрами и выпрашивать у них карты Таро и другие полезные вещицы, только переманивать их на свою сторону уже не разрешалось. Дружественных духов можно было призывать, используя полученные карты при визите в Бархатную комнату. Кстати, это загадочное место и его хозяин Игорь потом станут появляться в каждой части Persona.

История серии Persona
В 1996 году пошаговые бои были нормой. Сейчас большинство серий от них отошли, но Persona осталась верна себе

В отличие от Shin Megami Tensei, в Persona настоящие ангелы, демоны и герои легенд не бродят по городским улицам. Все они — отражения желаний и надежд людей, архетипы, живущие в глубинах коллективного бессознательного. И сила берётся не откуда-то извне, не в бою или не в дар от высших существ. Её нужно найти в себе, заглянув в душу, перебрав маски, которые носишь, чтобы взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, — те самые персоны из юнгианской психологии.

Без мистики, впрочем, сюжет Persona не обходится. В попытке получить власть над миром местный антагонист создаёт машину, способную менять реальность. Результат предсказуем: внутренние демоны людей рвутся наружу (главный же злодей поддаётся влиянию ни много ни мало Ньярлатотепа, здорово похожего на того самого, из рассказов Лавкрафта), а одинокая болезненная девочка Маки, подключившись к этой машине, неосознанно искажает реальность и призывает в неё свои отражения, от собственного идеала до монстра, мечтающего отправить мир в небытие. Разобраться со всеми ними помогают те самые персоны, грани личностей персонажей, принимающие облик богов и демонов.

Но вряд ли игра получила бы широкое признание только благодаря добротным боям и нетривиальному на фоне фэнтезийных ролевых игр современному антуражу. По ходу действия героям приходится подружиться и разобраться в себе, поразмышлять на разные философские темы. Переживания обычных парней и девчонок оказались публике куда ближе, чем подвиги избранных судьбой героев из волшебных королевств, так что Persona запала в душу игрокам по обе стороны океана, хотя на Западе её путь был тернист.

Как и многие японские игры того времени, она подверглась цензуре и переделке при локализации, даже скорее американизации. Диалоги переписали, на место японских названий пришли местные аналоги, героев переименовали; одному парню вдобавок сменили расу, а альтернативную ветку прохождения просто выкинули. Но и в таком порезанном виде Revelations: Persona стала хитом, дружно расхваленным игроками и критиками. Оценить её в первозданном виде позволил выход в 2009 году ремейка игры для PlayStation Portable. Хотя радовались ему больше старые фанаты серии: несмотря на наличие анимированных заставок и чуть подтянутый игровой процесс, неспешные сложные поединки и спрайтовая графика выдавали возраст игры с головой, отпугивая новичков. Да и сами фанаты привыкли к совсем другой «Персоне». Но статуса культовой классики она от этого не потеряла. Недаром Revelations: Persona вошла в двадцатку игр, выпущенных в 2018 году на консоли PlayStation Classic.

Слухи с другой стороны

История серии Persona

Успех Persona вдохновил разработчиков, так что уже в 1999 году вышла новая часть серии. Несмотря на схожесть механик, Persona 2: Innocent Sin выглядела современней, чем первая часть. Игра полностью лишилась вида от первого лица и в целом работала шустрее и стабильнее. Боевая система изменилась слабо: герои всё так же рвались в бой сами или использовали одну из своих персон, стараясь ударить по слабому месту противника. Справедливости ради, суть её не изменилась до сих пор — яркий пример того, что работающий механизм чинить не надо, разве что периодически полировать для пущего блеска.

История серии Persona
Во второй части ещё нет элементов социального симулятора, но отношения между героями можно выстраивать через выбор ответов в диалогах

А вот сюжет второй части многие по сей день считают лучшим в серии. Начинается история с того, что в одном городе с какого-то момента слухи превращаются в правду. Любые, даже самые абсурдные, если в них верит достаточно людей. Героем слухов стал и Джокер — загадочный парень, который является на зов и выполняет искреннее желание призвавшего. Старшеклассник Тацуя с друзьями решает проверить этот слух. Однако, вместо того чтобы исполнять желания, Джокер обвиняет компанию в некоем совершённом преступлении и исчезает. Героям не остаётся ничего, кроме как расследовать происхождение Джокера и творящейся в городе чертовщины, а заодно и разбираться в собственном прошлом. Что, в свою очередь, приводит к столкновению с таинственным культом и армией нацистов, прятавшихся с конца Второй мировой в Антарктиде. Звучит бредово? А представьте, что популярные конспирологические теории вдруг станут реальностью. Тут и «Железное небо» банальностью покажется...

История серии Persona
В облике персон и в том, как герои их призывают, сложно не разглядеть схожесть со стендами из JoJo's Bizarre Adventure. Что, в общем, неудивительно. Художник первых двух частей Казума Канеко при работе вдохновлялся всем подряд, от икон до модных журналов. И японская поп-культура, конечно, тоже не могла на него не повлиять

Но шарм здесь не в костяке сюжета, а в его подаче, в куче мельчайших деталей происходящего и характеров героев, которые раскрываются в ходе поиска истины. Сценаристы игры поднимают массу вопросов, от психологических до философских. Как влияют на реальность наши убеждения и воспоминания? Какие установки закладывают в нас наши родители? Как сложно принять собственные ошибки и их последствия? У каждого из живых, обаятельных персонажей полный шкаф скелетов и травматичных воспоминаний, и им просто невозможно не сопереживать. Когда они одолевают собственную тень, воплощение своих отрицательных качеств, радуешься так, будто сам одержал победу.



То же касается и вышедшего спустя год сиквела Persona 2: Eternal Punishment. Хотя у этой игры есть ещё один козырь: большая часть персонажей здесь — не тинейджеры, а молодые взрослые, с соответствующими возрасту размышлениями и проблемами. Главной героиней Eternal Punishment стала неунывающая журналистка Майя. Она с парой друзей расследует слух о Джокере, убивающем тех, чьи имена ему называют. Как и в оригинале, воплощающиеся в жизнь слухи оказываются лишь вершиной айсберга, под которой прячутся безумные культисты и зловещие космические силы, мечтающие уничтожить человечество (помните Ньярлатотепа?). Раскрывать сюжет в подробностях не хочется. Несмотря на олдскульный геймплей и устаревшую графику, игра всё равно достойна внимания как новоиспечённых фанатов «Персоны», так и просто любителей глубоких психологичных историй.

Технически, правда, пройти обе части западному игроку будет непросто. Локализация оригинальной Innocent Sin на Западе так и не вышла, зато до нас добрался ремейк для PlayStation Portable 2011 года. А вот с Eternal Punishment ситуация обратная: оригинал перевели спустя полгода с японского релиза, а ремейк для портативной консоли так и не покинул родных берегов. К счастью, на дворе давно не двухтысячный год, и эмуляторы с фанатскими сборками помогут решить подобные проблемы.

Пора социализироваться!

История серии Persona

С третьей части начинается новая эпоха в истории «Персоны» и её окончательное превращение из современнопсихологического спин-оффа Shin Megami Tensei в самобытную серию с уникальным геймплеем. В Persona 3 для PlayStation 2 ролевая игра переплетается с визуальной новеллой, или, как многие говорят, симулятором свиданий, где нужно не только сражаться и разгадывать загадки, но и выстраивать отношения с персонажами. Можно возразить, что такие гибриды выходили раньше, и перечислить ряд названий, от знаменитой Sakura Wars до забавной Thousand Arms. Но их всего ничего, да и мало где социальная симуляция настолько удачно вплетается и в нарратив, и в игровой процесс.

История серии Persona
Этажи-подземелья в Persona 3 простоваты. Но стараниями дизайнеров даже эти бесконечные коридоры выглядят атмосферно

Игра начинается с того, что шестнадцатилетний протагонист возвращается в родной город и переводится в местную школу. Но жить беззаботной жизнью подростка ему не светит. Здесь наблюдается странная аномалия: после двенадцати ночи наступает дополнительный час, когда электроника перестаёт работать, и событий этого часа обычные люди не помнят. По улицам города бродят монстры и атакуют тех, кто вдруг оказался в сознании. Дать отпор им могут только главный герой да ещё несколько парней, девчонок и... собака! Каждый из них способен призвать в реальность воплощение своей внутренней силы, персону. Так что на горстку тинейджеров, как обычно, возлагается задача разобраться в происходящем, остановить потустороннюю угрозу и нехороших людей, использующих лишний час, чтобы проворачивать свои тёмные делишки, а в итоге даже предотвратить конец света.

К негодованию любителей хардкора, боевая и ролевая системы в Persona 3 получились более простым, чем в предшественницах. Лабиринты уступили место небольшим случайно сгенерированным этажам башни-подземелья. Напрямую в пошаговых боях стало возможно управлять лишь главным героем, к тому же он теперь единственный, кто способен менять персон. Маски остальных лишь набираются опыта и эволюционируют со временем, а сами ребята следуют базовым командам вроде идти в рукопашную, использовать магию или лечить, но действия выбирают самостоятельно. По идее разработчиков, это должно было позволить игроку сблизиться с протагонистом и прочувствовать свою зависимость от чужих решений. Задумка удалась, но работа ИИ местами оставляла желать лучшего, а действия сопартийцев в сложных боях порой приводили к плачевным результатам.

История серии Persona
Это не то, что вы подумали: с помощью такого прибора вызывается персона. Перед вами, кстати, кадр из аниме по мотивам Persona 3, вышедшего в 2013 году

Возможность вступать в диалог с монстрами тоже исчезла. Но недостаток общения с лихвой компенсировала система социальных связей. Исследование потустороннего мира и битвы с монстрами стали для героя вечерним факультативом. В остальное же время он ходит в школу и посещает кафе, магазины и прочие полезные места города, где заводит знакомство с самыми разными людьми, от переживающей развод родителей маленькой девочки до пары одиноких стариков, держащих книжный магазинчик. Постепенно, с каждой новой встречей и разговором, о них узнаёшь всё больше. Для общения с некоторыми персонажами нужно прокачивать характеристики вроде ума, храбрости и харизмы. И всё это занимает время. Дни пролетают один за другим, а битвы, прокачку небоевых навыков и общение нужно стараться раскидать по ним так, чтобы достичь максимальной эффективности.

Причём игра мотивирует к беседам, обращаясь не только к любопытству игроков. Каждой социальной связи соответствует аркан Таро, которому, в свою очередь, соответствует определённый набор персон. Чем теснее связь с персонажем и выше уровень отношений, тем больше опыта при создании получит ассоциируемая с ними персона (из-за чего также улучшатся характеристики и навыки). Ничто не мешает заделаться нелюдимой букой и прокачивать своих персон бесконечным гриндом монстров. Но зачем, если есть куда более приятный способ развиваться?

С некоторыми лицами противоположного пола можно закрутить роман. Впрочем, весьма невинный. Ни сцен 18+, ни стереотипных соплей в шоколаде здесь нет. Только трогательные истории о дружбе и любви, долге и самопожертвовании, преодолении жизненных трудностей и собственных комплексов, признании собственных ошибок и переживании потерь. Фраза memento mori («помни о смерти») не зря стала слоганом игры. У Persona 3 мрачный лейтмотив. Едва ли не все её герои пережили или переживают утрату и ищут смысл продолжать жить и бороться без страха перед неизбежным. Визуальный ряд с цепями, гробами и тёмными сине-зелёными тонами идеально это подчёркивает. Даже способ вызова персон тут выглядит экстравагантно: герои стреляют себе в голову из предмета, напоминающего пистолет, демонстрируя тем самым решимость и бесстрашие перед лицом смерти.

Удивительно, но западная цензура в 2007 году (в Японии игра вышла на год раньше) Persona 3 не тронула и в локализации не изменилось практически ничего, кроме ряда уж совсем непонятных иностранцам шуток и отсылок. Критиков игра привела в восторг, сайты и профильные издания наперебой называли её ролевой игрой года, которую на пьедестале почёта сумел потеснить лишь вышедший в том же году Mass Effect. Однако продажи у Persona 3 были отнюдь не заоблачные. Не то кладбищенская тематика сказалась, не то скромное количество изданных дисков.

Впрочем, это не помешало игре вскоре обзавестись дополнением Persona 3 FES, этаким эпилогом истории с классическим ролевым геймплеем без социальной составляющей. Ну а в 2009 году вышел улучшенный порт Persona 3 Portable для PSP. Доработан он был заметно: в бою появилась возможность управлять всеми героями, сюжет дополнили, а игроку предоставили право выбрать пол протагониста. Причём при игре за девочку меняется не только модель героя, но и очень многие диалоги, даже сам тон игры становится светлее. Контраст позитивной героини и меланхоличного героя сразу стал поводом для появления мемов в фанатском сообществе, и многие провели параллель с жизнерадостной Майей и замкнутым Тацуей из предыдущей части.

По ту сторону экрана

Народная любовь пришла к «Персоне» с выходом на PlayStation 2 в 2008 году четвёртой части серии. Её движок, как и игровой процесс, больших изменений не претерпел. В бою появилась возможность управлять всеми персонажами разом. Число небоевых навыков увеличилось. Отношения с соратниками стали важнее: теперь по мере улучшения социальных связей они получают полезные навыки и их персоны набирают силы. Прибавилось мелких побочных квестов и активностей... В общем, ничего революционного, но всё сделано достаточно хорошо, чтобы разработчиков не хотелось обвинить в лени и недостатке идей.

Что же касается новой истории и героев, то они покорили всех буквально с первого взгляда. В завязке сюжета протагонист приезжает к дяде, чтобы пожить у него год, пока родители не вернутся из заграничной командировки. В то же время в маленьком городке Инаба, куда он прибыл, начинается серия загадочных убийств, связанных с легендой о полуночном телеканале. Она гласит, что если смотреть выключенный телевизор дождливой ночью, то можно увидеть своего суженого. Вот только герои видят там жертв маньяка незадолго до их смерти и обнаруживают, что способны проходить сквозь телеэкран и попадать в иную реальность, где людские страхи, комплексы и подавленные чувства обретают форму. Они превращаются в монстров, готовых растерзать случайно забредшего к ним человека. Дать отпор им могут лишь те, кто встретил в заэкранном мире свою тень — созданное сознанием чудовище, — одолел её, понял и принял свои ошибки и отрицательные черты и, став цельной личностью, получил способность призывать на помощь персону.

История серии Persona
Герои Persona 4 заражают позитивом. Если эти ребята справились со своими комплексами и дилеммами, то и ты обязательно справишься!

Мотивы Persona 4 опередили своё время. Игра поднимает вопросы гендерной идентичности, соответствия навязанным обществом стереотипам, потери собственной личности в попытке угодить всем вокруг. Герои прячут страхи за удобным для окружающих фасадом, но мистические силы заставляют их разобраться в себе и принять хоть и неприятную, но правду. Конечно же, верные друзья всегда готовы помочь в этом нелёгком деле. Тема важности отношений и взаимоподдержки пронизывает все игры серии, но здесь она лишена фатализма и горечи, как в прошлых частях. Даже оформление в ярко-жёлтых тонах с разноцветными хипповыми полосками настраивает на позитивный лад.

Игра стала хитом, и улучшенное издание не заставило себя долго ждать: в 2012 году вышел порт Persona 4 Golden для PlayStation Vita с новыми локациями, социальными связями, концовками, мини-играми и массой мелких доработок. Вместе эти версии разошлись более чем миллионом копий. И благодаря релизу порта с улучшенной графикой для ПК в прошлом году цифра почти удвоилась! Atlus сама удивилась успеху, ведь переиздание вышло внезапно, без шума и хайпа. Но сарафанное радио сработало лучше любой рекламы: золото и правда не ржавеет, и игра за прошедшие годы ничуть не устарела.

Похитители сердец

История серии Persona

Выхода следующей части серии пришлось ждать подольше. Atlus переключила внимание на Shin Megami Tensei и её спин-оффы, выпустила провокационную Catherine (кстати, её герой появлялся в Persona 4 в качестве эпизодического персонажа). Тем временем эпоха PlayStation 2 закончилась, да и её наследница уже потихоньку уходила со сцены. Новая «Персона» требовала самых новых технологий. Некоторые даже опасались, что компания, несколько лет создававшая игры преимущественно для портативных консолей, не потянет разработку масштабного проекта для нынешнего «домашнего» поколения. Но Persona 5 сумела впечатлить!

Вышедшая в 2016 году на специально созданном для неё движке игра смотрелась шикарно. Современная графика и плавная анимация радовали глаз, а от невероятно стильной картинки просто дух захватывало. Стилизация под нуарный комикс с панковскими нотками и благородная чёрно-красная гамма интерфейса удались на славу и отлично подчеркнули бунтарский дух игры.

История серии Persona
Persona 5 можно описать одним словом — стильно! Это тот случай, когда под яркой обложкой скрыто достойное содержание

В центре сюжета оказывается группа старшеклассников. Они решили избавить мир от взрослых, использующих свою власть в дурных целях и ломающих чужие судьбы. Самим ребятам в жизни пришлось несладко. На главного героя завели дело по ложному обвинению в нападении, из-за чего ему пришлось переехать из родного города к другу семьи в Токио и перевестись в местную школу, хотя дурная слава настигла его и там. Но нет худа без добра: на новом месте герой обзавёлся настоящими друзьями, такими же оболганными и дискриминированными, зажатыми в тисках общественных ожиданий, но не сломавшихся и сохранивших веру в себя, близких и справедливость.

Вместе они начинают войну за правду и свободу и ведут её неординарным способом. Герои могут входить в метафизический мир, построенный коллективным бессознательным, и бороться с населяющими его тенями. Но главное, там они способны проникать во дворцы, созданные искажённым сознанием отпетых негодяев, и красть оттуда их сокровища, бесконтрольную жажду власти и наживы. Лишившись в глубине души пагубных желаний, злодеи признаются в совершённых преступлениях и пересматривают своё поведение. Мир понемногу становится лучше, но общество относится к подвигам героев неоднозначно. Получается, они могут залезть в сознание любого человека и изменять его по своему усмотрению. Постепенно слава «Призрачных похитителей» (так герои называют свою команду) разносится по всей Японии, а ещё выясняется, что не только они способны входить в метафизический мир.

История серии Persona
Заставок в Persona 5 столько, что из них можно собрать целый сериал. Хотя для тех, кто не любит видеоигры, но хочет приобщиться к серии, по третьей, четвёртой и пятой частям сняли недурные аниме

Persona 5 удачно продолжила традиции серии, рассказав увлекательную историю о похождениях симпатичных героев и дав игроку пищу для размышлений. Уже за это, вкупе с чудесной графикой, её можно было назвать шедевром. Но Atlus не поленилась и сумела значительно улучшить геймплей. В ответ на критику двух прошлых частей разработчики вернули возможность общаться с монстрами-тенями, выпрашивать у них предметы и переманивать на свою сторону, превращая в персон. Дворцы представляют собой заранее созданные атмосферные лабиринты с пазлами в лучших традициях старых ролевых игр, а для гринда и побочных квестов выделили отдельную зону со случайно генерируемыми этажами, Стало больше мини-игр и прочих мелких активностей вроде бейсбола и видеоигр. У Persona 5, как у хорошо прокачанного и экипированного героя, не осталось ни одного слабого места. Игроки и критики наперебой называли её лучшей ролевой игрой и одной из лучших игр года. Она разошлась тиражом свыше трёх миллионов копий.

По традиции вышло и улучшенное издание — Persona 5 Royal (2019) на PS4. В этот раз нововведения получились воистину масштабными. Появились новые персонажи, локации и события, целый дополнительный семестр школьной жизни и дворец для исследования, мини-игры и куча других доработок вроде новой музыки и уровней сложности. Достойный повод и пройти игру снова!

А теперь дискотека!

История серии Persona

Как и любая популярная японская игровая серия, Persona не могла не обзавестись играми по мотивам. Небольшие браузерные и мобильные проекты так и не покинули пределов Японии, зато ряд полновесных игр предстали перед миром во всей красе.

Пробой пера среди спин-оффов для Atlus стал файтинг Persona 4 Arena, разработанный совместно с Arc System Works и вышедший в 2012-м на игровых автоматах, PlayStation 3 и Xbox 360. В качестве его геймплея никто не сомневался: создатели BlazBlue и Guilty Gear в любимом жанре не подкачают. Однако файтинг порадовал не только игровым процессом и отличными спрайтами знакомых по третьей и четвёртой частям персонажей, но и сюжетом, выдержанным в духе основной серии, — о неведомом злодее, проводящем на полуночном канале Инабы турнир между героями, пришедшими расследовать его новую трансляцию. Игра оказалась достаточно популярной, чтобы через полтора года обзавестись продолжением Persona 4 Arena Ultimax с новым сюжетом и ещё большим количеством персонажей.

История серии Persona
Persona Q на звание шедевра не претендует, нос ролью милого приключения в компании любимых героев справляется идеально

Сама Atlus решила в 2014 году собрать героев третьей и четвёртой частей в ролевой игре Persona Q: Shadow of the Labyrinth для портативной Nintendo 3DS. Движок она позаимствовала у серии классических ролевых игр Etrian Odyssey, где нужно исследовать подземелья и самому чертить карту на тачскрине консоли, да и деформированный стиль унаследовала от неё же. Сюжет о том, как герои двух игр вдруг оказываются в школе Инабы из параллельной реальности и ищут способ вернуться домой, пусть и простоват, но выполнен вполне в духе серии. Недостаток драматизма история компенсирует добродушным юмором и дружескими перепалками, возникающими при совместной работе двух команд.

Правда, чтобы оценить местные приколы, нужно быть уже хорошо знакомым с героями, так что Persona Q главным образом считалась подарком фанатам. Но благодаря энтузиазму последних игра стала успешной и в 2018 году получила сиквел Persona Q2: New Cinema Labyrinth. В ней появляются герои Persona 5 и Persona 3 Portable, и новый сюжет затягивает их с уже засветившимися в прошлой части персонажами в таинственный мир фильмов с печальным финалом — нужно изменить эти концовки и, прочувствовав их мораль, найти путь обратно в реальность. Игра получилась тоже не гениальной, но доброй и милой. А что ещё нужно фанатам для счастья?

История серии Persona
Отношение к серии ритм-игр даже у фанатов «Персоны» неоднозначное, от «Хватит уже стричь бабло на нелепых спин-оффах» до «Ух ты, тут можно одеть любимых героев (да, и мальчиков тоже) в красивые платья и посмотреть, как они танцуют»

Самым, пожалуй, странным спин-оффом была вышедшая на PlayStation Vita ритм-игра Persona 4: Dancing All Night (2015). Хотя появилась она по вполне прагматичной причине: двумя годами ранее Sega купила обанкротившегося японского издателя Index Corporation со всеми подопечными студиями, включая Atlus. Сама же Sega на тот момент уже несколько лет издавала серию ритм-игр Hatsune Miku: Project DIVA. Похоже, идею сделать «танцульки» студии подкинул издатель, даже технологиями поделился. Недаром синеволосая виртуальная певица в дизайне художника «Персоны» Сигенори Соедзимы появляется в Persona 4: Dancing All Night в качестве DLC-персонажа.

Однако надо отдать Atlus должное: сценаристы исхитрились даже в этот незатейливый танцевальный симулятор запихнуть трогательную и в то же время жутковатую историю о погибшей певице, тень которой затягивает людей в иной мир и которую команде юных детективов нужно остановить... с помощью песен и танцев. Графическая составляющая тоже удалась, а вот с интерфейсом разработчики, к сожалению, перемудрили, что оттолкнуло от игры ценителей жанра. Любители «Персоны» тоже смотрели на этот эксперимент косо, но поклонники у него нашлись, так что в 2018 году игра увидела аж два продолжения: Persona 3: Dancing in Moonlight и Persona 5: Dancing in Starlight. Они были практически без сюжета, зато с героями третьей и пятой частей серии соответственно.

История серии Persona

Вышедшую в 2020 году в Японии и в 2021-м на Западе Persona 5 Strikers пытались преподнести в качестве сиквела пятой части, но она похожа скорее на спин-офф, причём тоже неоднозначный. Эту ролевую игру с уклоном в экшен Atlus делала совместно с подразделением Koei Тесто, известным по серии Dynasty Warriors. Последняя, со своими бесконечными масштабными битвами, где герои одним махом убивают сотни врагов, сама стала своего рода поджанром (misou). Koei Тесто с завидным постоянством клепает такие игры по известным франшизам, от Gundam и One Piece до Fire Emblem и The Legend of Zelda.

Но здесь разработчики тоже не натягивали на готовый движок знакомые фоны, модели героев и анимации атак. Persona 5 Strikers — та редкая игра, где действительно большое значение придаётся ролевым и тактическим элементам и даже есть нехитрый стеле. Бои всё равно получились монотонными, но, по крайней мере, нескучными и стильными, ведь дизайн игра унаследовала от Persona 5. Правда, её сюжет практически идентичен оригинальному. Герои вновь вторгаются в сознание всяких гадов, заставляя их меняться к лучшему, в компании пары новых лиц и в новых декорациях: ребята покинули Токио и отправились в путешествие.

Откровений, катарсиса и срыва масок в истории нет, да и мораль, что нужно быть собой и стоять за справедливость, все уже пять лет как усвоили. Так что на продолжение она ну никак не тянет. А вот как этакий бонусный эпизод для фанатов, как эпилог, где снова можно пойти в бой с любимыми героями и отправиться с ними в виртуальный тур по японским достопримечательностям, Persona 5 Strikers смотрится недурно.

***

Успехи создаваемых и выпускаемых игр, в особенности серии Persona, окрылили Atlus. Компания постоянно набирает новых сотрудников, и сейчас у неё в разработке десяток проектов. И это не может не радовать — «Персоне» есть куда расти и чем нас удивить. Хотя сохраняется вероятность, что коммерческий успех и оглядка на разношёрстную международную публику сослужит Atlus дурную службу. Видно, что компания уже побаивается переусложнить игры и поднимать в них совсем щекотливые темы.

Но такова цена славы. Из горстки энтузиастов, пишущих в прокуренном офисе странные игры по мотивам мифов, школьных фотоальбомов и книжек по психологии, Atlus превратилась в компанию с многомиллионными бюджетами и продажами. В таких условиях ставить смелые эксперименты и эпатировать публику становится сложнее.

Фантазии студии не занимать. Сценаристы точно найдут, что ещё сказать, а геймдизайнеры смогут порадовать игроков новыми механиками. Тем более что достойных конкурентов на поприще ролевых игр с современным антуражем и социальным подтекстом у неё за двадцать пять лет так и не появилось.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх