Новость из категории: Информация, Игры, Книги

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта

Занявшая целые тысячелетия в мире «Дюны», а в нашем — двадцать лет и шесть томов, эпопея, посвящённая причудливому будущему и планете Арракис, стала ярким примером фантастики «не для всех». Фрэнк Герберт, увлёкшись нью-эйджем и гармоничным решением экологических проблем, проложил свой путь к «новой эпохе» (new age), замешанный на философии, эзотерике и психоделиках. Мир Герберта держится на нескольких столпах — экологии, мессианстве, расширении сознания и политике.

Шесть лет дотошной проработки мира — и из вихря мелких деталей сложилось воистину грандиозное повествование. Позже темой книг стал будущий расцвет человеческой цивилизации — но к нему вёл долгий путь через века жёсткого контроля и диктатуры. Стоит ли вечный золотой век тёмных веков застоя, проведённых под пятой почти бессмертного тирана? Сюжет, вылившийся в гексалогию, служил лишь обёрткой для размышлений автора. К сожалению, прежде чем «Капитул Дюны» продолжился, Фрэнк Герберт ушёл из жизни — в 1986 году, всего-то в 65 лет.

Но история песчаной планеты не умерла вместе с ним, а переродилась — как император Лето II распался на стаю песчаных форелей, несущих в себе частичку его сущности, так и «Дюна» породила великое множество продолжений, приквелов и произведений «по мотивам». Конечно, их меньше, чем жировых складок у барона Харконнена, но всё же достаточно много. Так что садитесь на шаи-хулуда — и поехали, только полегче на поворотах.

Евангелие от Брайана


Конец 1990-х. Со времён издания финальной книги гербертовского канона прошли годы, Джеймс Макэвой ещё не начал покрываться хитином, а песчаные черви бодро жуют пиксельные харвестеры. По миру триумфально идёт, сверкая вспышками заклинаний, «Гарри Поттер», таблоиды стращают «проблемой 2000 года», а люди ждут наступления нового тысячелетия. В это время два писателя-фантаста встретились и создали прелюдию. «Прелюдию к Дюне».

Брайан Герберт и Кевин Андерсон на тот момент были, может, и не самыми знаменитыми авторами, но имели приличный опыт в писательском деле. Герберт-младший, помимо работы над биографией отца, написал с десяток романов (один в соавторстве с отцом, другой — с Мэри Лэндис), один из них даже номинировался на «Небыолу». Писать в соавторстве Герберту-младшему понравилось, и к нему присоединился Кевин Андерсон, много работавший со всевозможными франшизами, в том числе со «Звёздными войнами» и «Секретными материалами», чуть позже со Starcraft. Он даже написал одну книгу с Роном Хаббардом. В общем, Андерсон был всесторонне развитой в писательском плане личностью, твёрдым ремесленником. Соавторы быстро пришли к консенсусу, и спайс снова потёк в закрома, а гонорары — в карманы.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
«Дом Атрейдесов» открыл новую главу во вселенной «Дюны» и стал её первым приквелом

Как к полумёртвой серии привлечь внимание новых людей и заинтересовать ею старых поклонников? Ответ нашёлся быстро — создать приквел. Трилогия получила общее название «Прелюдия к Дюне», в неё входили «Дом Атрейдес», «Дом Харконнен» и «Дом Коррино».

Первые попытки расширить вселенную «Дюны» силами других авторов предпринимались ещё при жизни Фрэнка Герберта. В 1984 году вышла «Энциклопедия Дюны» -сборник эссе разных авторов о том, какими им представляются история и космография этой вселенной, её наука и искусства, народы и языки, важнейшие исторические деятели и аристократические династии... Герберт выпуск «Энциклопедии» одобрил, но окрестил «альтернативной вселенной „Дюны"». А Брайан Герберт и Кевин Андерсон вообще называли эту книгу сборником фанфикшена и не использовали в своей работе.

Новая история рассказывала о событиях, происходивших за несколько десятков лет до старта основной истории, и подробно раскрывала характеры знакомых персонажей и их мотивы. Молодой герцог Лето Атрейдес сталкивается с Харконненами. Император Шаддам плетёт интриги, страсть к которым и приведёт его к бесславному концу, и желает с помощью ордена мастеров генной инженерии Тлейлаксу получить искусственный аналог спайса. Леди Джессика становится частью планов Бене Гессерит, Дункан Айдахо начинает свои тренировки, а учёный Пардот Кинес мечтает превратить Арракис в зелёный рай.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Трилогия «Легенды Дюны» рассказывает о далёком прошлом мира Фрэнка Герберта

История имела успех, новые книги получили статус бестселлеров. Герберт и Андерсон решили не останавливаться на достигнутом и продолжать сочинять приквелы. Так появились «Легенды Дюны».

Как известно, от компьютеров и искусственного интеллекта люди в «Дюне» практически отказались и в деле сложных вычислений полагались на диковинные биотехнологии. Всему виной Батлерианский джихад, война с мыслящими машинами. Она упоминалась лишь мельком и служила поводом ввести в сеттинг ментатов и мутировавших гильд-навигаторов, зависимых от спайса. «Легенды» стали эпиком, вместившим в себя не только рассказ об этих событиях, но и множество других сюжетных линий.

Новая история стартует с того, что военная хунта позволяет искусственному интеллекту Омниусу захватить власть на целое тысячелетие — пока не происходит восстание, из-за которого люди разделились на два лагеря. Военачальник из тогда ещё благородного рода Харконненов, Ксавьер Харконнен, противостоит машинам, а вот Вориан Атрейдес служит им — до поры до времени.

Параллельно учёный Тио Хольцман изобретает то самое силовое поле и гипердрайв, а изгнанник Селим на Арракисе вместе с единомышленниками закладывает основы культуры фрименов. В конце концов Омниус оказывается уничтожен — но оставляет после себя клиффхэнгер в виде пакета данных, отправленных неизвестно куда. Как выяснится много позже, вовсе не на деревню дедушке.

В «Легендах» также рассказывается о создании Бене Гессерит, Космической гильдии, начале вражды между Атрейдесами и Харконненами... В общем, о возникновении всех основополагающих элементов лора «Дюны».

Наиболее интересна, пожалуй, линия раскола в отношениях между некогда дружественными родами. Харконнены изначально вовсе не были прогнившими аристократами. Всему виной трагическая случайность и возникшая после неё зависть и злоба. Соратник Харконнена, Иблис Гинджо, в какой-то момент становится военным преступником — и барон убивает его, пожертвовав собственной жизнью. Вот только знал о его преступлениях лишь сам Харконнен, а потому в глазах общественности выглядел предателем. Позже Вориан Атрейдес отправляет в ссылку внука барона, Абулурда, где тот умирает от лихорадки. В бедах рода Харконненов обвиняют Атрейдесов, что и закладывает фундамент семейной легенды.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Дилогия «Дюна 7» написана на основе черновиков Фрэнка Герберта

Если вы думаете, что на этом всё закончится, то очень зря. Питер Джексон превратил коротенького «Хоббита» в некое подобие своего же «Властелина Колец», но до Герберта и Андерсона ему далеко. Очень кстати нашлись черновики Герберта-старшего — синопсис к седьмой «Дюне» и огромное количество заметок. Новую часть разделили надвое — книги назывались «Охотники Дюны» и «Песчаные черви Дюны».

«Капитул Дюны» заканчивался тем, что человечеству угрожала новая опасность. Воскрешённый клон Дункана Айдахо, обладающий генетической памятью (гхола), последний мастер Тлейлаксу Скайтэйл, военачальник Атрейдесов Майлз Тэг и Шиана, наездница червей и ученица Бене Гессерит, скрылись на корабле-невидимке и теперь находятся в бегах. Теперь людям угрожают «лицевые танцоры» — существа, способные в совершенстве сымитировать кого угодно. И стоит за всем безобразием — кто бы вы думали? Верно, Омниус, благополучно возродившийся спустя тысячи лет и задумавший страшно отомстить.



Но у человечества есть козырь в рукаве. Возродить в виде гхолы можно любого, а кто лучше правил человечеством, чем Муад’Диб? Так человечество в лице Бене Гессерит, Достопочтенных матрон и воскрешённых в виде гхол значимых личностей вступает в новую битву со старым врагом.

Черновики черновиками, но многим подобное завершение саги показалось крайне неудовлетворительным — да и в целом «приключения духа» превратились в «приключения тела», вернувшись в ту точку, от которой Фрэнк Герберт намеренно отошёл.

Впрочем, выражаясь языком телемагазинов, и это ещё не всё...

«Герои Дюны», задуманные как тетралогия, частично повествуют о событиях, случившихся в промежутке между «Дюной» и «Мессией Дюны», и о развязанном Полом Джихаде. Частично это создаваемая принцессой Ирулэн биография Пола, а частично — история о том, как леди Джессика ищет исчезнувшего после ухода в пустыню сына. Ещё два романа пока существуют только в виде замысла.

Об уже выпущенных романах, а также о своём видении Муад’Диба пусть скажет сам Брайан Герберт.

«Когда Кевин и я начали писать книги вместе, он хотел написать «Дюну 7» — книгу, которую мой отец не успел написать до своей кончины. Я же хотел совершить Батлерианский джихад и вернуться на 10 000 лет назад. Поэтому мы остановились на третьем варианте — мы делаем более старшие версии основных персонажей «Дюны». «Ветры Дюны» сосредоточены на Джессике, и речь идёт о её реакции на Джихад, который ещё продолжается. Всё-таки миллиарды людей были убиты во имя её сына. Мой папа работал репортёром, и ему нравилось смотреть на мифы, в которых мы жили. Он переворачивал миф о харизматическом лидере: здорово, конечно, что у нас есть этот замечательный лидер, но что, если всё наоборот? Гитлер и бен Ладен тоже были харизматичными.»

Брайан Герберт


В этой версии Пол, например, стерилизовал население некоторых планет, что вполне вписывается в авторское видение.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Батлерианский джихад у Герберта упоминался лишь мельком — а Брайан Герберт и Кевин Андерсон рассказали о нём во всех подробностях

Последняя из существующих трилогия — «Великие школы Дюны», законченная в 2016 году, — делится на «Орден Сестёр», «Ментатов Дюны» и «Навигаторов Дюны». Цикл вернулся в далёкие времена, сконцентрировавшись на периоде вскоре после Батлерианского джихада, и окончательно превратился в яркую, но ничем не примечательную космооперу, наполненную знакомыми терминами и понятиями.

Брайан Герберт и Кевин Андерсон не планируют останавливаться. Год назад был опубликован первый роман новой Каладанской трилогии, которая рассказывает о жизни герцога Лето и его семьи на Каладане. Второй том вышел в сентябре 2021-го.

Кроме того — нет ни одного значительного культурного явления, которое не удостоилось бы пародии! В 1984 году вышла книга под названием National Lampoon’s Doon за авторством профессионального юмориста Эллиса Вейнера. В ней представители рестораторских кланов борются за контроль над планетой Аррукус, служащей источником ценного пива и населённой гигантскими претцелями. Автор не стал перекраивать сюжет книги Герберта, ограничившись изменением имён и названий: так, главного героя зовут Полл Агамемни-дес, он же Кумкват Хаадендас (да, весь юмор книги примерно такой).

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Текст графического романа «Дюна» принадлежит Брайану Герберту и Кевину Андерсону

С комикс-адаптациями, напротив, дела обстоят на удивление скромно. В 1980-х Marvel выпустил несколько комиксов по фильму Дэвида Линча. Существует также графический роман за авторством Брайана Герберта и Кевина Андерсона - переложение книжного оригинала с иллюстрациями Рауля Аллена, Патриции Мартин и Билла Сенкевича. Также выпущена адаптация первого романа цикла «Прелюдия к Дюне» - «Дом Атрейдесов».

Worm attack, unit lost


Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Персонажи и визуальные образы игры Dune (1992) взяты из фильма Дэвида Линча

Одним из самых популярных способов адаптации хоть сколько-нибудь известного произведения были и остаются видеоигры. Разумеется, не стало исключением и творчество Герберта. Причём с игровыми воплощениями ситуация получилась довольно забавная. Если стратегия Dune II стала знаменитой (вполне заслуженно), будучи вопиюще неканоничной по отношению к первоисточнику, то Dune 1992 года такой популярности не заработала. Она представляет собой смесь жанров — квест-адвенчуру со стратегическим элементом. Проекты получились столь разными из-за того, что компания Virgin Interactive заказала игру сразу двум разработчикам. Cryo успела сдать свою версию раньше, но лавры достались Westwood. Если точнее, первые результаты Westwood не устроили заказчика, и студия начала делать новую игру, вдохновляясь эксклюзивной стратегией для Sega Mega Drive — игрой Herzog Zwei.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
И на Дюне будут яблони цвести! В Dune (1992) можно озеленять пустыни Арракиса

В это время Cryo продолжила разрабатывать свой вариант. Её игровое воплощение осталось без внимания совершенно зря — геймплей там действительно занятный. В сюжетном плане игра не ушла далеко от книги и в основном следует ей, а вот образы взяты из экранизации Линча — всё-таки визуальную часть он воплотил удачно.


Саундтрек игры Dune (1992) — отдельное произведение искусства

Цели игрока тут незамысловаты: во-первых, spice must flow, иначе Император осерчает, а во-вторых, победить ненавистных Харконненов. В игре три вида населённых пунктов: сиетчи фременов, деревни поселенцев и вражеские крепости. Первые нужно привлекать на свою сторону, со вторыми торговать, а третьи уничтожать. В одних сиетчах добывается спайс, в других — вода, и то и другое одновременно получать невозможно. Помимо спайса, есть вариант выращивать траву и озеленять планету. Фременам это по душе, а вот врагам — наоборот. Ну и разумеется, своих подопечных можно и нужно вооружать, чтобы они давали отпор всем, кто покусится на разумное, доброе и вечное.

Интересно исполнено игровое меню — оно выглядит как зеркало в комнате Пола Атрейдеса, и в отражении видно, как глаза героя под влиянием спайса постепенно меняют цвет.

Ещё одно достоинство игры — прекрасный саундтрек, позже выпущенный альбомом под названием Dune: Spice Opera. Созданные Стефаном Пикю и Филипом Улрихом композиции органично вписываются в диковинный антураж мира.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта

Эту игру полностью затмила блистательная Dune II: The Building of a Dynasty, на просторах СНГ более известная как Dune II: Battle for Arrakis. Вторая «Дюна» стала причиной многочасовых посиделок перед монитором (скорее даже телеэкраном: в 1990-х компьютеры были далеко не у всех, а вот Sega — у многих; в крайнем случае приставка нашлась бы у школьного приятеля). Для огромного количества людей именно она открыла жанр стратегических игр. При желании в неё можно прекрасно поиграть и сейчас, благо у неё есть и браузерная версия.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Игровое поле, вызывающее ностальгические воспоминания у всех детей 1990-х

Рецепт успеха оказался прост: никаких философских размышлений и политических интриг. Создай базу, настрой юнитов побольше да потолще и раскатай соперников в блин!

В игре три фракции, каждая со своими особенностями... Спросите, откуда взялась третья? Всё просто — чтобы игрокам жизнь мёдом не казалась, разработчики добавили династию Ордосов; здесь они представляют собой не аристократический род, а хитрых и жадных дельцов с ледяной планеты, соединённых в коллективный разум.

Игрок волен выбрать любую сторону, выстроить базу (сперва закладывая фундамент из плит — иначе здания будут постепенно разрушаться) и начать отвоёвывать планету у конкурентов. Местной валютой служит, конечно, спайс, который ещё нужно переработать, а собирают его харвестеры. Каждый из них может проглотить червь, что способно кардинально менять ход игры.

Игра неканонична не только из-за неясно откуда появившихся Ордосов (на самом деле они пришли из «Энциклопедии Дюны»). В ней ещё и сильно отличаются события. В оригинале не было никаких перестрелок и танковых заруб в пустыне; большинство сражений проходили в форме либо дворцовых интриг, либо схваток на мечах — местные силовые поля прекрасно держали огнестрел, и после выстрела из бластера получался компактный «ядерный» взрыв. А вот с холодным оружием подобного не происходило. Впрочем, изрядная часть игроков книгу всё равно не читала, да и кого волнует канон, когда можно до красных глаз и выгорания кинескопа давить солдат противника тяжёлым танком под запилы Фрэнка Клепаки?

Вскоре Westwood отличилась ещё раз, на много лет опередив современную моду на ремейки игр. Новая игра - по сюжету продолжение, а по механике фактически копия Dune 2 — получила название Dune 2000. В этой игре присутствовали видеоролики с живыми актёрами, разделение войск по родам (одни эффективны против пехоты, другие — против техники, плюс несколько специальных юнитов) и даже настоящая 3D-графика! Последняя, правда, была доступна только в версии для PlayStation, а на компьютерах пришлось довольствоваться изометрией и спрайтами. Ещё здесь появилась её величество рамочка — в предыдущей версии юниты приходилось отправлять на задания поштучно либо методом колонны, то есть указывая в качестве точки назначения другой юнит и посылая всю цепочку навстречу приключениям. Если кто возжелал приобщиться — в игре есть мультиплеер, работающий через клиент CnCNet (Classic Command & Conquer).

Последняя игра в рамках вселенной, к которой приложила руку Westwood, — Emperor: Battle for Dune. В ней сюжет крутился вокруг соперничества трёх Домов за власть над Арракисом и источником спайса. После гибели императора Коррино Космическая гильдия устроила буквально социалистическое соревнование под лозунгом «Пусть победит сильнейший».

В этой игре наконец появилась полностью трёхмерная графика, стали заметно различаться юниты и строения разных сторон, добавились новые фракции (например, мастера генной инженерии с Тлейлаксу, использующие ужасных мутантов, и войска Космической гильдии — с обеими игроку ещё предстоит побороться), а также миссии на родной планете каждой фракции. Разработчики ввели разделение миссий на атакующие и оборонительные — причём обороняться приходилось всякий раз, когда противник решал отбить ранее захваченную территорию. Живые видеоролики, фишка Westwood, никуда не делись, как и прекрасная музыка — наоборот, к проекту присоединились ещё два композитора. Фрэнк Клепаки создал саундтрек для Атрейдесов, где преобладали космические и имперские мотивы, Дэвид Аркенстоун — мрачную и тяжёлую тему для подлых Харконненов, а Джаррид Мендельсон использовал для музыки дома (Эрдосов холодную электронику.

На этом золотой век игр по «Дюне» закончился. Правда, был ещё один проект, о котором в приличном обществе упоминать не принято.

В недрах всё той же Cryo родилось нечто под названием Frank Herbert’s Dune, созданное по одноимённому сериалу от канала SyFy. Оно представляет собой стелс-экшен — кривой, как крис-нож. Пол Атрейдес, сбежав к фременам, только тем и занимается, что уничтожает злодеев ударами в спину в течение пяти коротких миссий, пополняя при этом запас влаги. Унылый геймплей, малая (к счастью) продолжительность, плохая графика... А ведь когда-то студия делала действительно уникальные игры, пример тому — детективный квест, посвящённый работе КГБ.

Стоит упомянуть о фанатском творчестве - целых двух играх Dune III. Одну из них (а затем и Dune IV) сделал украинский разработчик-фанат, добавив к Dune II миссии и сюжетные кампании, другая Dune III была и вовсе пошаговой стратегией.

Также компания Funcom обещала выпустить несколько игр, в том числе мультиплеерный проект, более всего схожий с Conan Exiles. Об остальных неизвестно вообще ничего. Будут ли они удачными — покажет время.

Пряность по карточкам


Настольных воплощений «Дюны» не меньше, чем видеоигровых. В 1979 году появилась первая версия настольной «Дюны», получившая целых четыре вариации. Первая — собственно, Frank Herbert’s Dune Board Game. В 1984 году, после фильма Дэвида Линча, вышла вторая редакция и два дополнения к ней. Третья, оформленная под фильм 2021 года и получившая название Dune: A Game of Conquest and Diplomacy, поступила в продажу в сентябре нынешнего года.

Цель игры — взять под контроль определённое количество крепостей, чему могут помешать предатели в рядах войск или песчаная буря. Во главе каждой фракции стоит один из ключевых персонажей, обладающий уникальными способностями.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Dune: Imperium. Стратегия — популярный жанр настольных игр по «Дюне»

Кроме того, для любителей стратегических настолок в прошлом году вышел колодострой Dune: Imperium (его издали и на русском). А в октябре этого года в продажу поступила детективная Dune: Betrayal, в которой нужно вычислить и устранить лидера вражеской фракции. Ещё одна карточная настолка — Dune: House Secrets — представляет собой детективное приключение.

Как развивался мир «Дюны» после Фрэнка Герберта
Ролевая настольная игра по «Дюне» позволит игроку оказаться в гуще интриг и приключений, закрученных вокруг Арракиса

Не обошлось и без ролевых игр. В 2000 году Last Unicorn Games выпустило книгу правил для ролёвки Dune: Chronicles of the Imperium. А издательство Hobby World уже готовит локализацию ролевой игры по правилам системы 2d20. Она обещает быть очень красивой и атмосферной — над дизайном работали создатели Vampire: The Masquerade и РПГ по Warhammer 40,000.

***

Фрэнку Герберту удалось создать мир, интерес к которому, пусть порой и принимает своеобразные формы, не угасает десятилетиями. Фильм Дени Вильнёва, скорее всего, выведет популярность «Дюны» на новый виток. Как минимум он побудит ещё больше людей открыть увесистый томик с историей, полной экзотических имён, многоступенчатых интриг, оранжевых закатов над песками и голубоглазых свободных людей. А кто-то ощутит жгучую потребность стряхнуть пыль со старой приставки или достать с антресолей объёмную разноцветную коробку. Дюна живёт, и это прекрасно.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 3
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх