Новость из категории: Информация

Фантастика в мультсериалах для девочек

Фантастика в мультсериалах для девочек

«Ведьмы» и «Джем и голограммы», «Ким Пять с Плюсом» и «Маленькие пони», «Вселенная Стивена» и «София Прекрасная»... Если вам знакомы эти названия, то вы наверняка знаете, что любовь к таким сериалам нередко носит характер guilty pleasure — так часто происходит с тайтлами, рассчитанными на определённую аудиторию (в данном случае на девочек). Параноидальные конспирологические теории о влиянии анимации на неокрепшую детскую психику не так уж и несостоятельны: мультфильмы действительно отображают и одновременно формируют представления о мироустройстве, социуме и даже гендере. Попробуем разобраться с тем, как эти представления менялись от десятилетия к десятилетию, проанализировав мультсериалы, рассчитанные на женскую аудиторию.

В статье мы сосредоточимся на американских произведениях. Разумеется, нельзя не вспомнить и проекты других стран, в частности Японии и Италии, наиболее повлиявшие на облик мировой анимации. Но именно американская ТВ-промышленность, а ныне американские стриминговые проекты во многом сформировали современный медийный пласт реальности — и фантастические сериалы для девочек играли далеко не последнюю роль в покорении мировой культуры.

1950-1970-е: ведьмы и супергероини


Вопрос о том, какой мультсериал для девочек был первым в своём роде, очень спорный. Дело в том, что до восьмидесятых годов тайтлы, рассчитанные только и исключительно на девочек, почти и не появлялись. Дети считались неделимой массой, которой нравятся одни вещи. Можно было бы сказать, что интересы девочек не учитывались вообще, но это не совсем так — какая-никакая репрезентация женских персонажей имелась. Просто очень ограниченная и однообразная.

Фантастика в мультсериалах для девочек

Рискнём предположить, что первые сериалы, рассчитанные в основном на девочек, были выпущены студией Famous Studios Cartoon, принадлежавшей Paramount. В первую очередь это сериал про Крошку Лулу в сороковых. Значительно позже, уже в 1965 году, появился и первый фантастический сериал для девочек — «Душенька-полуведьма» (1965-1967). Это скорее был даже не сериал, а набор короткометражек разной длительности — от трёх до почти десяти минут.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Душенька-полуведьма» стала бабушкой всех современных девочек-волшебниц в анимации

Само название уже давало понять, на кого рассчитан мультфильм: прежде таких специфических манерных названий не было даже у сериалов для совсем маленьких детей. Сама по себе «Душенька-полуведьма» не имела тех черт, которые мы сейчас ассоциируем с анимацией для девочек: ни соответствующих возрасту и полу проблем, ни традиционных маркеров женственности, ни даже обыгрывания интересов аудитории и стереотипов о девочках. Полуведьма могла бы быть и мальчиком, если бы стереотипы о ведьмах как-то на них распространялись. При этом почти каждая серия постулирует специфические моральные житейские истины, о которых обычно говорят девочкам, а не мальчикам. Например, что нужно быть опрятной и тихой, уметь управляться по дому без помощи магии, слушаться старших... и на этом, в принципе, всё. Правда, забавных анекдотических серий про полуведьму значительно больше, чем сюжетов, пытающихся донести мораль.

«Душенька-полуведьма» не была революционным проектом и, по сути, продолжала традиции других короткометражных работ Famous Studios с одноразовыми гэгами и акцентом на проказах миленьких детишек: «Каспер», «История Джорджа Вашингтона», «Маленькие наглецы»... Результат предсказуем — «Душенька-полуведьма» продержалась всего тринадцать серий, после чего была благополучно забыта, а сама студия больше не выпускала мультфильмов с девочками в роли протагонисток и вскоре закрылась.

Фантастические сериалы для девочек вернутся только в семидесятых и снова с ведьмой! Да, феи, русалки и прочие сказочные принцессы в американской анимационной продукции появятся только в 1980-х, вместе с детским фэнтези. Очень интересно, почему вообще девочек в анимации с самого начала ассоциировали именно с ведьмами, причём не только на Западе, но и на Востоке: первым тайтлом в жанре махо-сёдзе официально считается «Ведьма Салли» Осаму Касаи. Вероятно, дело в том, что образ ведьмы позволяет персонажу действовать в рамках существующей реальности — не требует дополнительной проработки мира, наделяет юных героинь фантастическими способностями и показывает в том числе и традиционно негативные (для женщин) черты, притом не превращая их в отрицательных персонажей. Современное же представление о девочках, любящих розовое и мечтающих быть принцессами, сформируется в восьмидесятых, когда разовьётся массовое производство игрушек с рекламными кампаниями, которые опираются на очень конкретные представления о покупателе.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Анимационная Сабрина ещё не обрела тёмного обаяния героини более поздних комиксов и сериала Netflix

«Сабрина, ведьма-подросток» (1971) была спин-оффом «Шоу Арчи», вольной экранизации комиксов про подростков из городка Ривердейла: Арчи, Бетти, Веронику, Джагхеда и прочих персонажей, включая юную ведьму Сабрину. Сериал вышел с разницей в год с другим шоу, рассчитанным на девочек и тоже основанным на продукции Archie Comics, — «Джози и кошечки» (1970). «Сабрина, ведьма-подросток», как и это шоу, рассказывает о жизни обычных тинейджеров, вот только главная героиня владеет магией. Позже фантастический элемент появится и в «Джози», когда в новом сериале главную героиню с командой отправят в космос. «Сабрина» же была фантастической с самого начала. Она умела сочетать разговор о типичных проблемах девочек с откровенно сказочными приключениями.

Именно «Сабрина» заложила основу для последующих фантастических сериалов про волшебных девушек-подростков. Но у неё есть одно отличие, характерное для мультфильмов по Archie Comics от Hanna-Barbera: создатели никогда не позволяли своей героине грустить. Она могла расстраиваться или пугаться, но не более того. Да, в сериале есть эпизоды, показывающие слабости главной героини, но в основном «Сабрина» — комедия, где проблемы решаются легко, как по мановению волшебной палочки.

«Сабрина, ведьма-подросток» стала успешным шоу, у неё даже появились спин-оффы. Пожалуй, это первый сериал для девочек, снискавший популярность и привлёкший новую аудиторию... для которой, впрочем, пока ещё некому было работать. Массовое производство мультсериалов для девочек началось куда позднее.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Первые анимационные супергероини, к сожалению, успеха не имели

Также стоит упомянуть о двух особенных шоу с центральными женскими персонажами, занимающимися фантастическими вещами. Это первые мультсериалы с супергероинями: «Женщина-Паутина» (Web Woman, 1978) и «Женщина-паук» (1979-1980). Первая — героиня DC, вторая — героиня Marvel. Оба проекта не продержались больше одного сезона. Игровой сериал про Чудо-женщину провозгласил ставший легендарным лозунг «Change their minds and change the world» («Измени их мышление — изменишь и мир»), но грустная реальность внесла свои коррективы. Зрителей просто-напросто не зацепили ни «Женщина-Паутина», ни «Женщина-паук». Помимо того что обе героини были вторичны как персонажи, их приключения, несмотря на яркий элемент кэмповости (стиль, основанный на неестественности и преувеличении), не предлагали зрителям ничего особенного, чего бы они не видели у других героев.

1980-е: голограммы и воительницы


Практически вся американская анимация восьмидесятых испытывала влияние японской. Ещё в семидесятых по телевизору показывали довольно много аниме-сериалов, в том числе ориентированных на девочек: «Роза Версаля», «Её Высочество малышка Энджи», «Лулу, ангел цветов», «Кэнди-Кэнди», «Анна из Зелёных мезонинов»... А в Японии гендерное разделение мультсериалов началось даже раньше, чем на Западе.

Кроме того, в восьмидесятых (или даже несколько раньше) зародилась традиция отдавать американскую анимацию на аутсорс в Корею или Японию. Наиболее известный такой пример — полнометражные проекты Rankin / Bass Productions, которые впервые появились ещё в семидесятых и которые анимировала студия Topcraft. В будущем она станет всемирно известной студией Ghibli. Увы, не всем японским компаниям, работающим на условиях аутсорсинга, повезло так же, как Topcraft. Многие остались неизвестными, поскольку в большинстве проектов не было принято указывать имена японских аниматоров, в лучшем случае подписывали продюсеров и режиссёров.

На американскую анимацию 1980-х повлиял и тот факт, что это десятилетие стало золотым временем для мировой игрушечной промышленности. Нефтяной кризис 1970-х закончился, и «рейганомика» определила новое развитие общества потребления. Возникло доселе незнакомое детям и родителям Америки развлечение: игрушки начали выпускаться огромными сериями, и теперь их можно было коллекционировать. Да, игрушки собирали и прежде, но именно в 1980-х появились серии игрушек — персонажей или объектов одной вселенной — с разнообразным дизайном. Разные фирмы приписывают изобретение себе, но здесь не так важен первоисточник — важен результат.

Серии игрушек в 1980-е составляли львиную долю рынка товаров для детей — и поскольку в них представляли разных персонажей, то вполне естественным было расписать их взаимоотношения друг с другом. То есть придумать историю.

Некоторые игрушки сопровождались тематическими комиксами. Первой ласточкой в сериализации игрушек стал «Хи-Мэн и Властелины Вселенной» в 1983 году. В 1984-м вышло сразу два анимационных проекта для девочек, основанных на продукции титанов игрушечной индустрии: весной появились «Мой маленький пони и друзья» по сверхпопулярной серии от Hasbro, а летом — «Яркая Радуга» по не столь популярной серии игрушек Mattel, которую, впрочем, предварял известный цикл открыток Hallmark. Оба шоу нарисованы в Японии.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Мой маленький пони и друзья» и «Яркую Радугу» не спутаешь, но всё же у них много общего

У «Пони» и «Радуги» много общего — помимо страны фактического создания. В первую очередь милый, немного слащавый дизайн центральных персонажей. Герои сериалов здесь в большинстве своём женского пола. А ещё именно в «Пони» и «Радуге» появилась славная традиция, характерная для мультфильмов восьмидесятых: волшебные герои встречали обыкновенных детей и утягивали их в свой сказочный мир.

Обе главные героини «Пони» и «Радуги», несмотря на подчёркнуто женский облик, отличались активным поведением, которое традиционно не ассоциировалось с девочками. Радуга Брит и Мэган одинаково смелые, отважные, решительные и находчивые, при этом не выделяются ни физической силой, ни сверхъестественной хитростью. Если супергероини 1970-х казались зрительской аудитории далёкими и не располагающими к сопереживанию, то эти девочки смогли привлечь аудиторию примерно того же возраста, что они сами, и показать нетипичную героиню-подростка. При этом, впрочем, они не слишком нарушали гендерные стереотипы, но даже такая эволюция была чем-то необычным — и приносящим немалую прибыль.

Считается, что первое поколение «Пони» оказалось чрезмерно мрачным и потому не запало в душу фанатов, однако цифры говорят обратное. Благодаря шестидесяти пяти сериям сформировался гигантский мультикультурный фэндом — они привлекли к игрушечной серии ещё больше внимания, чем прежде. К тому же именно сериал про пони стал причиной того, что лошади ассоциируются с девочками: как в мире игрушек, так и в бесконечных розовых вселенных мультфильмов и мультсериалов.

После фантастического успеха «Пони» и чуть более скромного успеха «Яркой Радуги» сериалы для девочек начали снимать несколько чаще. Этот контент всё ещё занимал считанные проценты эфирного времени, и самих тайтлов, ориентированных на конкретную аудиторию, а не просто семейный просмотр, вышло очень мало.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Лунные мечтатели» привлекают зрителей психоделическим дизайном персонажей

Часть субботнего утреннего сегмента занимало шоу «Лунные мечтатели» (1986-1987), тоже основанное на игрушках Hasbro: в нём маленькие девочки и миленькие животные-созвездия посылали детям хорошие сны и мешали злодеям транслировать плохие. А в 1987 году появилась серия о других куклах Mattel — «Леди Прекрасные Локоны», о принцессе и живущих у неё в волосах феях. Оба сериала не продержались дольше сезона и имели крайне бюджетную анимацию при в целом выразительном и креативном дизайне. «Лунные мечтатели» были рассчитаны на девочек помладше и рассказывали о современных, пускай и невидимых для людей девочках-волшебницах, тогда как «Леди Прекрасные Локоны» опиралась на традиционные сказки о принцессах и с самого начала демонстрировала хоть и простоватую, но динамичную интригу. Героине подбрасывали всё новые и новые опасности, чтобы познакомить её с персонажами, которых потом можно будет купить в магазине игрушек.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Леди Прекрасные Локоны» основана на бренде кукол — ни куклы, ни мультфильм популярности не снискали

А в 1985 году вышли ещё два сериала, во многом определившие тон и специфику, а заодно и внешний вид новых фантастических мультсериалов для девочек. Это «Непобедимая принцесса Ши-Ра» и «Джем и голограммы».

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Непобедимая принцесса Ши-Ра» стала по-настоящему культовой и получила в 2019 году ремейк, не уступающий по популярности оригиналу

«Непобедимая принцесса Ши-Ра» была частью вселенной «Хи-Мэна», причём очень важной: этот сериал заметно повлиял на его канон, добавив принцу Адаму давно потерянную и унесённую в другое измерение сестру Адору. В самом начале шоу показало неожиданный для такого рода проектов сюжетный поворот, заставив главную героиню, позже ставшую идеалом для многих девочек, служить силам зла. Конечно, Хи-Мэн помогает ей увидеть правду, и в дальнейшем она не испытывает угрызений совести и мук выбора: герои 1980-х вообще не погружались в глубокие размышления. Однако эта необычная завязка сделала героиню более интересной и позволила ей стать чем-то большим, чем «Хи-Мэном в юбке». Она была не просто храброй и доброй, как все последующие принцессы, даже диснеевские, — Ши-Ра демонстрировала силу и самостоятельность, выступая наравне с Хи-Мэном.

Впрочем, феминистские устремления первой сильной принцессы малых экранов разбавляла общая жизнерадостность сеттинга (не в пример более яркого, чем Этерния Хи-Мэна). Добавьте ещё полёты на единороге, не в меру разросшийся отряд помощников, меч с бриллиантом, а также редчайшую беззубость экшена и драк. Если в «Хи-Мэне» злодеев хотя бы кидали в грязь, то в «Ши-Ре» их побеждают самыми нелепыми способами. Например, они спотыкаются или бьются об стену.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Эстетика «Джем и голограмм» даже более экстравагантна, чем наши представления о моде 1980-х

Другой заметный сериал того времени «Джем и голограммы» рассказывает о повседневной жизни девушек-музыкантов. Впрочем, эта повседневность включает в себя сверхреалистичные голограммы, лазерные перестрелки и сумасшедшие гаджеты эпизодического персонажа Техрата, вызывающие землетрясения. В таких условиях даже рядовые события превращаются в сумасшедшую гонку конкурентов: Джем и злодейской группы Misfits.

Отец главной героини не только оставил ей в наследство особняк, в котором она теперь держит свой сиротский приют, но и разработал компьютер, создающий для неё голограмму. Девушка с новой внешностью и новым именем завоёвывает мировую поп-сцену, попутно строя отношения с парнем Рио в обоих обликах сразу...

Безумная идея оказалась востребованной. «Джем и голограммы» обладали стилем, который после них никто не сумел повторить: это был безумный глэм-роковый трип. Гигантские причёски неестественных цветов, броский макияж, невероятные костюмы, нелепые даже для той эпохи, — сериал идеально соответствовал самому часто встречающемуся в нём слову «outrageous» («возмутительно»).

Можно заметить одну очень важную традицию, которая складывается именно в это десятилетие: на экране появляются команды из девочек. В отличие от шоу, рассчитанных на мальчиков, сериалы для девочек как минимум стараются создать вокруг центральной героини соответствующее ей по возрасту и полу окружение. Индивидуалисток среди действующих лиц было не так много. Да, часто в командах выделяются центральные персонажи (как в «Яркой Радуге», где Радуга Брит покровительствовала детям, или в «Ши-Ре» с «Джем»), где-то участницы слабо отличаются друг от друга по характеру (это в большей степени касается «Лунных мечтателей» и в меньшей — «Моего маленького пони»), но команды как явление уже сформировались. И только «Леди Прекрасные Локоны» вместе с немногочисленным кастой явно второстепенных подружек остаётся в стороне.

Впрочем, команды из девочек и истории про героинь со сверхспособностями станут мейнстримом уже в 1990-х, после «Суперкрошек», а окончательно обретут популярность после выхода «Винкс». Всё из-за прогремевшей на весь мир «Сейлор Мун». Япония снова опережает Америку.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Шарлотта Земляничка» — нечто вроде «Незнайки на Луне», только ориентированного на девочек. Мальчики там тоже не хулиганистые, а скромные и милые

В 1980-х также был популярен формат анимационных ТВ-спешлов, в которых либо создавались новые сюжеты для уже популярных серий, либо тестировались персонажи для новых франшиз. Эти спешлы часто выпускали к праздникам. Важно упомянуть шесть короткометражных мультфильмов «Шарлот Земляничка», основанных на популярной серии открыток, а также отметить первые мультфильмы про Барби. Да, Барби в анимации появилась сравнительно поздно и настоящую популярность обретёт лишь ближе к нулевым, когда фильмы с её участием полностью перейдут в 3D и именно тогда станут хоть немного фантастическими.

Первая половина 1990-х: русалки и снова пони


1990-е стали своеобразным переходным периодом между сериальной анимацией восьмидесятых и нулевых. Сериалы для девочек, конечно, выходили, но общее количество тайтлов удручает, особенно если сравнивать их с обилием мальчишеских и семейных шоу. При этом нельзя говорить, что девочек совсем лишили контента: наоборот, его было как никогда много. В кинотеатрах царили принцессы диснеевского ренессанса, а телевизионные экраны захватили «Сейлор Мун», «Дарья» и множество игровых сериалов с девочками-подростками в главных ролях, начиная с «Блоссом» и заканчивая «Баффи, истребительницей вампиров»...



В конце 1980-х американская экономика пережила спад, который индустрия преодолевала в течение последующего десятилетия. Покупательная способность в целом не упала, но поддерживать потребление в масштабах, присущих 1980-м, экономика уже не могла. Коллекционные игрушки всё ещё производились в довольно больших количествах — но уже не сравнимых с тем, что творилось в прошлом десятилетии.

Самое главное, наличие игрушечной серии уже не гарантировало производство новых шоу.

В 1995 году вышел сериал «Принцесса Старла и повелители камней» — последний в столетии мультсериал для девочек, снятый по бренду игрушек. Он уже не мог похвастаться ни оригинальным сеттингом, как «Яркая Радуга» или «Лунные мечтатели», ни приятными глазу персонажами, как «Непобедимая принцесса Ши-Ра», «Джем и голограммы» или «Мой маленький пони». Это усреднённое сказочное Средневековье с отдельными техногенными элементами, со скучными дизайнами персонажей, не слишком увлекательной историей и слабой даже на фоне бюджетных сериалов 1980-х анимацией. Тот факт, что в мультфильме задействованы 3D-объекты и игры с фракталами, не выделяет его на общем фоне — после сериала ReBoot эти приёмы использовали абсолютно все.

Жанр мультсериалов по игрушкам не был обречён, но на время оказался забыт. Покуда не нашёлся новый, куда более перспективный тип материала для детских анимационных сериалов — полнометражные мультфильмы.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Юная принцесса Ариэль переживает те же проблемы, что и её сухопутные ровесницы

«Русалочка» стала не только первым фильмом диснеевского ренессанса, но и основой для первого диснеевского анимационного сериала (1992-1994), снятого по мотивам недавно вышедшедшего полнометражного мультфильма. Прежде анимационная продукция Disney либо была полностью оригинальной, либо базировалась на короткометражных фильмах, как, например, «Спасатели» или «Утиные истории», а разница между полнометражным фильмом по Винни-Пуху и сериалом про него же составляет более десяти лет. «Русалочка» же после своего успеха почти сразу превратилась во франшизу, и сериал о её приключениях вышел спустя всего три года. Продолжение не особенно учитывало сюжет полнометражки — предполагалось, что события 31-эпизодного сериала произошли с Ариэль до того, как она встретилась с принцем Эриком.

«Русалочка» совершенно не скрывает, на какую аудиторию рассчитана: Ариэль переживает типичные проблемы девочки-подростка, наряжается и ходит на балы. Она явно должна воплощать собой идеал для юной аудитории. Хотя образ принцессы здесь не такой яркий, как в мультфильме. Ариэль не менее отважна, чем популярные героини сериалов 1980-х, значительно более женственна — и занята повседневными для юной девушки проблемами. В этом и кроется отличие от картин предыдущего десятилетия: в 1980-е бытовой элемент из анимации намеренно убирался, что позволяло зрителям вместе с героями убегать в волшебные страны и участвовать в невероятных приключениях. В 1990-х же создатели сериалов сфокусировались на обычной жизни подростков: теперь волшебные герои переживали то же самое, что и их зрители, просто в более необычных сеттингах.

Такой тренд подтверждается вышедшим в 1992 году вторым сериалом по франшизе «Мой маленький пони»: «Истории моего маленького пони» (1992-1995). Это номинальное продолжение первого сериала, но с совершенно другими персонажами и проблематикой. Теперь шесть подружек-пони ходят в школу, в кафе-мороженое и на свидания: магические приключения почти полностью сменились очаровательной девичьей повседневностью. Фантастический элемент не исчез окончательно, но уступил место бытовым ситуациям и знакомым юному зрителю проблемам.

Запрос на отображение обыкновенной жизни девочек подросткового возраста не потеряет актуальности ещё долго: он перейдёт в сериальную анимацию 2000-х, подхватив по дороге ироничное отношение к школьному быту. Но это будет совсем другая история. Она станет основой стилистического и жанрового разнообразия контента для девочек, которое мы сейчас видим, — и об этом мы поговорим в следующий раз.

1990-2000-е: шпионки и феи


Возвращение девочковых фантастических сериалов произошло в 1998 году, когда вышли «Суперкрошки». Правда, этот проект не в полной мере можно назвать девичьим. Собственно, с этого момента поднимается вопрос: а что вообще такое сериал для девочек? Тот, где главные героини — девочки, или тот, который затрагивает их проблемы? Как много экшена допустимо в таком сериале? Прежде об этом не задумывались: хотя феминизм уже с семидесятых был органичной частью социальной атмосферы Америки, он, само собой, доходил до массовой культуры довольно медленно.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Суперкрошки» не создавались как игрушечная франшиза, однако стали основой для массы лицензионной продукции

В девяностые появились «Дарья» и «Баффи», но эти сериалы не считались девичьими, хотя девочки-подростки составляли значительную часть их аудитории. Да и «Суперкрошки» (1998-2005), несмотря на стилистические черты, явно перенятые у японских девичьих сериалов (специфический логотип, визуальные образы главных героинь), были всё же нацелены на смешанную аудиторию: в них очень мало типичных проблем маленьких девочек, а акцент сделан на сумасшедший мультяшный экшен. В «Суперкрошках» есть элементы боевиков, гангстерского кино, фильмов-кайдзю, комиксов и многого другого.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Даша-путешественница» стала сенсацией, притом что в первую очередь она выполняла образовательные функции, а не увлекала хитро придуманным сюжетом

«Даша-путешественница» (2000-2019), главный детский тайтл нулевых, тоже не была рассчитана чисто на девочек. Но когда сериал стал настолько популярным, что речь зашла о его монетизации, то товары с брендом «Даши» ориентировались почти исключительно на них. Хотя с самого начала главная героиня не делала ничего специфически девичьего, она была просто ребёнком женского пола, а позже в шоу появился мальчик.

«Даша» была простеньким и невероятно дешёвым мультфильмом, но со своим стилем. После него подобные сериалы, максимально беззубые и неконфликтные, наводнили телеэкраны нулевых. Даже рисунок «Даши» стал в некотором роде традиционным для таких сериалов: с ярким жирным лайном, простой однотонной заливкой по контуру, без переходов в тень — рисунок, уместный для раскрасок. Похожий стиль был и у появившейся двумя годами ранее «Сабрины», но этот мультсериал уступал в популярности выходившему в тот же период игровому телесериалу.

Если детские шоу восьмидесятых сталкивали своих персонажей с хоть сколько-нибудь угрожающими врагами, то «Даша» стала одним из первых сериалов, где врагов не было вообще. Был антагонист, но даже он не то чтобы противостоит главным героям, а просто совершает не очень благовидные поступки, за которые кается в конце каждой серии. Проделки Жулика не страшнее, чем у мышей из «Кота Леопольда», но дальнейшие мультсериалы, рассчитанные на маленьких девочек, лишены и этого.

Другой важный момент — впервые за долгое время главная героиня оказалась не традиционной европейской внешности. Это, конечно, связано с тем, что «Даша» должна была обучать зрителей испанскому, и всё же это был большой шаг вперёд. Шоу для девочек почти всегда были инклюзивными, но раньше цветные персонажи оказывались в них на втором плане (Индиго в «Яркой Радуге», Шана в «Джем и голограммах»).

Помимо образовательных мультфильмов с этническими героинями (например, «Шоу Шанны», 2004-2010), появилась ещё куча мультипликационных проектов, принявших к сведению успех «Даши-путешественницы». В 2002 году одновременно вышло два перезапуска успешных игрушечных серий Hasbro: «Мой маленький пони» и «Шарлотта Земляничка». «Пони» (не путать с более поздним сериалом «Дружба — это чудо») были неудачной попыткой повторить успех «Историй моего маленького пони», только без обаятельных персонажей, уютных дизайнов и даже капли настоящего волшебства. В этом сериале нет никаких приключений: хотя с героинями постоянно происходит что-то необычное, сами они занимаются в основном организацией праздников и прочих весёлых мероприятий, не сталкиваясь с проблемами серьёзнее, чем выбор подарков на день рождения.

«Шарлотта Земляничка» обладала теми же проблемами, но усугублёнными откровенными заимствованиями из «Даши-путешественницы». Почти в каждой серии есть карта с локациями, которые нужно посетить, героиня сталкивается с незначительными преградами, общается с животными-помощниками и так далее. Конечно, «Шарлотта Земляничка» и прежде не могла похвастаться напряжённым сюжетом, это всегда была чрезмерно милая сказочная история, однако в перезапуске не оказалось даже тех конфликтов и моральных уроков, которыми славились спецвыпуски сериала в восьмидесятые годы.

Впрочем, не все мультсериалы для девочек наследовали «Даше-путешественнице». В начале нулевых вышло сразу три сериала про девочек-шпионок — явных наследниц «Суперкрошек», но без сверхъестественных сил.

«Мэри-Кейт и Эшли в действии» (2001-2002) были не особо интересной попыткой лишний раз монетизировать сестёр Олсен, чья слава была намного ярче, когда они были детьми. Главные героини делили один характер на двоих, были вызывающе некомпетентны в работе, для которой их наняли, и при этом сериал делал всё, чтобы подчеркнуть особый статус сестёр и отдалить их от юных зрительниц шоу. К тому же они были недостаточно выразительными для того, чтобы привлечь мужскую аудиторию.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Тотали Спайс!» формально предназначался для девочек, но смотрели его в основном мальчики-подростки

Тем более что мужская аудитория всё равно смотрела «Тотали Спайс!» (2001-2014). Это уникальный проект: тематически он обращался к женской аудитории, ставя в центр каждого эпизода девичьи проблемы (включая гормональные встряски), но популярен стал в основном среди мальчиков-подростков. Причина в сексуализации персонажей и сюжетных ходах, креативно обыгрывающих те или иные фетиши. Героини обвязываются шибари, одеваются в эротические костюмы, чрезмерно потеют, худеют, поправляются, приобретают кошачьи черты — «Тотали Спайс!» выступает энциклопедией кинков, среди которых есть и такие специфические, как превращение в гигантов и кросс-дрессинг. По факту «Тотали Спайс!» не столько поднимает актуальные женские проблемы, сколько демонстрирует традиционный взгляд на избалованных девочек-подростков.

Нечто подобное происходило с другим сериалом того периода, «Люси — дочь дьявола» (2005-2007), но технически это всё-таки не был мультсериал для девочек: в центре истории — современная девушка, которая оказывается дочерью дьявола и в конечном итоге антихристом. Женской проблематики в «Люси» почти нет, а главная героиня — скорее комедийный персонаж для преимущественно мужской взрослой аудитории канала Adult Swim, на котором выходил сериал.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Ким Пять-с-плюсом не дружила со сверстницами, предпочитая общаться с мальчиками

«Ким Пять-с-плюсом» (2002-2007) также не избежала сексуализации, но здесь она была довольно слабой и малозаметной. В сравнении с другими шоу про девочек-шпионок этот сериал показывает себя чуть ли не прогрессивно.

Ким Пять-с-плюсом — сильная и самостоятельная, умеющая сражаться и принимать решения в экстренных ситуациях, но при этом она остаётся довольно стереотипной девочкой со стереотипными же проблемами, от выбора платья на мероприятие до желания пригласить симпатичного мальчика на свидание. Можно заметить, что с девяностых подростковая проблематика сузилась, и если в ранних сериалах обращение к повседневности носило характер откровения, то теперь оно свелось к поверхностным штампам. Что, впрочем, нисколько не портит «Ким Пять-с-плюсом», одинаково яркую как в динамичном супергеройском экшене с великолепной галереей злодеев, так и в сценах школьной жизни пятнадцатилетней девчонки.

Было ещё одно шоу, рассказывающее про обыкновенную жизнь необыкновенной девочки.Только на сей раз девочка не была шпионом: она была... роботом.

Сериал Nikelodeon «Жизнь и приключения робота-подростка» (2003-2009) вовсе не пытался казаться мягким и милым — напротив, в его дизайне выделялись резкие ломаные линии, а персонажи были условны и утрированы, как у Hanna-Barbera в золотые годы. Хотя сценарии эпизодов, как правило, писали мужчины, главная героиня Дженни была лишена эротического флёра. Она оставалась стереотипной девочкой с нестереотипными способностями, но и её личность, и эти особенности были остроумно обыграны, а потребности молодых девушек при этом не обесценивались. Как и Ким Пять-с-плюсом, Дженни дружила с мальчишками, которые могли оценить одновременно её крутость и женственность — насколько вообще может быть женственным робот.

Сексуализация женских образов в контенте, рассчитанном на девочек, в принципе характерная особенность анимации начала нулевых. Ярче всего она отразилась в шоу «Братц» 2005 года. Но ещё раньше, в 2004-м, появилось нечто, что не только утвердило эротизацию женских персонажей в девичьих шоу, но и определило их облик как минимум на ближайшее десятилетие.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Действие «Клуба Винкс» происходит в волшебной школе, но героини в основном занимаются чем угодно, кроме учёбы

«Клуб Винкс» (2004-2009) был основан на итальянских комиксах. Первоначально идея для франшизы была заимствована из другой итальянской серии комиксов, выпускавшейся под лейблом Disney, — «Чародейки». Эти комиксы вдохновили целую серию проектов про девочек-волшебниц, но «Винкс» стали самыми успешными — настолько, что по популярности обогнали комикс-первоисточник. И, более того, раньше самих «Чародеек» выпустили свой сериал (премьера состоялась в один и тот же год, но у «Чародеек» — на Хэллоуин, а у «Винкс» — 28 января).

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Чародейки» оказались слишком похожи на «Клуб Винкс» и вышли позже — оттого и не завоевали такой же популярности

Со стороны может показаться, что «Винкс» — наследницы «Тотали Спайс!»: они показывают мальчишеские фантазии, мимикрируя при этом под сериал для девочек. Но это не так. Как ни странно, именно «Винкс» хорошо воплотили в анимации концепт кукол Барби: у всех девочек в сериале примерно одни и те же фигуры и черты лица, различаются они мелочами (цветом кожи, волос, нарядами). Такие дизайны персонажей получились коммерчески привлекательными — и в продаже появились серии кукол, заимствующие черты героинь «Винкс».

Сюжетно «Клуб Винкс» был попыткой совместить «Сейлор Мун» и «Гарри Поттера». Хотя, конечно, как это водится в подобных произведениях, героев-подростков интересует вовсе не учёба, а личная жизнь. Однако «Винкс» вернули сериалам для девочек эпические конфликты. Да, в основном героини сталкиваются со стандартными проблемами девочек своего возраста, но при этом остаются волшебницами. Более того — в руках у них судьба целого королевства!

Хотя ни «Ким Пять-с-плюсом», ни «Тотали Спайс!» не исключали из сюжета фантастический экшен, до «Винкс» эпические противостояния волшебных девочек и ведьм встречались только в аниме, а в американских шоу — разве что в восьмидесятых, во времена явной дихотомии добрых и злых персонажей.

Сложно сказать, почему анимационный сериал по «Чародейкам» получил не так много внимания, как его конкурент. Может быть, дело в том, что дизайны и стилистические решения не настолько потакали стереотипным вкусам девочек: «Чародейки» получились мрачнее, темнее, и в них было значительно меньше фансервиса. «Клуб Винкс», наоборот, типичный мультсериал нулевых: пронзительно яркий, практически без полутонов, анимационно стилизованный до полной потери реалистичности. То, за что его ругали, в итоге оказалось самой сильной стороной франшизы — как минимум для маркетинга.

В период между 2006 и 2010 годами в детской телевизионной анимации не происходило ничего интересного. Произведений для девочек стало намного меньше, чем раньше. Disney вернулась к жанру волшебной сказки с главной героиней лишь в 2009 году («Принцесса и лягушка»), а сериальная анимация могла похвастаться только кучей обучающих фильмов («Научные девчонки», «СловоДевочка») и «Люси — дочерью дьявола». Впрочем, США активно закупали сериалы других стран, в том числе и рассчитанные на девочек: среди них — «Салли Болливуд», «Пукка» и даже «Маша и медведь».

А потом появился новый король жанра.

2010-е: пони и воительницы


Фантастика в мультсериалах для девочек
«Мой маленький пони» 2002 года вроде и пытается перенести зрительниц в волшебную сказку, но ему не хватает хоть какой-то истории

За все 2010-е не было настолько важного анимационного сериала, как «Мой маленький пони: Дружба — это чудо» (2010-2019). Это влияние связано в том числе с популярностью на форчане и других имиджбордах, где ни одному другому сериалу не посвящали столько тредов. Такая популярность впервые вывела сериал, рассчитанный на детскую аудиторию, в пространство взрослых фэндомов. Причём — и это важно — включающих в себя мужчин, которые сформировали субкультуру «брони». С тех пор снимать мультсериалы как прежде, не ориентируясь на повысившиеся (вместе с возрастом аудитории) требования к анимации, уже было нельзя — хотя многие и пытались.

В сериале по-прежнему встречаются рассказы про мирную жизнь в Понивилле и проблемы подростков, как это было в «Истории моего маленького пони» и «Моём маленьком пони» 2003 года, однако сами истории стали неожиданными и нетипичными. Например, есть серия, где одна из пони учится кричать и защищать себя, а другая пытается силой помирить поссорившихся подруг, и у неё ничего не получается. Финальная мораль не всегда оказывалась нестандартной, но к ней часто приходили не самыми банальными способами.

Ещё одна особенность сериала — эпические сюжеты. Чудовища здесь не такие угрожающие, как в раннем мультсериале, однако их опасность для волшебной страны ничуть не меньше, а столкновениям с ними посвящены отдельные эпизоды в несколько частей. Интерес детей к горизонтальным (сквозным) сюжетам давно известен, и не создатели «Дружбы» придумали сочетать их с вертикальными (одна серия — одна история). Но здесь все эпизоды смотрятся очень органично и ни один не кажется ненужным филлером.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Новая «Шарлотта Земляничка» могла похвастаться очень умеренной популярностью

В ранних 2010-х появились перезапуски других игрушечных серий: «Шарлотта Земляничка: Ягодные приключения» (2009-2014) и «Яркая Радуга» (2014). Оба тайтла отличает удивительная, даже в сравнении с первоисточниками, бедность анимации («Земляничка» выполнена в 3D, а «Яркая Радуга» во флеше) и попытки адаптировать дизайны под современную моду. В случае с «Яркой Радугой» персонажи к тому же стали постарше, чтобы охватить более широкую аудиторию. Однако «Яркую радугу» 2014 года даже не встретили громкими скандалами, как это было с игровым фильмом «Джем и голограммы». Сериал после трёх эпизодов канул в Лету. В «Приключениях Шарлотты Землянички» героев тоже сделали старше, но сериал оказался умеренно успешным и просуществовал аж целых четыре сезона, после чего был забыт.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Сериал про Минни Маус вышел классическим и даже олдскульным, не в лучшем смысле этого слова

В 2011 году произошло важное событие для диснеевской анимации: вышел первый сериал про Минни Маус. Он выглядел несколько старомодным и не предлагал юным зрительницам ничего такого, чего они раньше не видели, но «Мультики Минни» (2011-2016) всё равно подкупали очаровательным юмором и хорошо раскрывали личность Минни Маус — далеко не самого проработанного диснеевского персонажа. Сериал перезапустят в 2021 году, в том же самом стиле, не переосмысляя и не дополняя ничем новым.

Первое появление на ТВ в собственном анимационном шоу случилось и у другой американской звезды. В 2012-м состоялась премьера «Приключений Барби в доме мечты» (2012-2016) — первого мультсериала о знаменитой кукле. Jam Filled Toronto и Mattel Studious подошли к своему творению радикально иначе, чем Disney к Минни Маус: идеальная глянцевая вселенная Барби подверглась остроумной критике и ироничному высмеиванию. У Барби в сериале более ста двадцати профессий, при готовке она кладёт в микроволновку коробки из-под хлопьев и достаёт хот-доги, в её доме есть конюшня и аквариум с дельфинами... Мелочи, которые игнорируются при игре в куклы, становятся основой для ярких и смешных шуток, при этом не унижающих главную героиню и зрительниц. Это довольно нетипичный подход для 2010-х, поскольку сразу несколько перезапусков прежних франшиз совершенно иначе подходят к оригинальному материалу.

Но «Приключения Барби в доме мечты» так и не смог стать хитом. Потому что появился другой сериал для девочек, который — второй после «Маленьких пони» — предопределил дальнейшее развитие жанра.

Сложно сказать, насколько сильно «Аватар: Легенда о Корре» (2012-2016) ориентировался именно на женскую аудиторию. Несмотря на явные жанровые различия с «Легендой об Аанге», «Корра» делала всё, чтобы не потерять прежних зрителей, поэтому её до самого последнего сезона позиционировали как сериал, рассчитанный на мальчиков не в меньшей степени, чем на девочек. Тем не менее, если говорить о восприятии массовым зрителем и влиянии сериала на жанр, «Корра» однозначно получается сериалом для девочек — просто очень сильно отличающимся от того, что выходило до него и выйдет после.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Корра сильна и отважна, но не стремится никому ничего доказывать

«Корра» воскрешает забытый с 1980-х типаж героини-воительницы, но лишает её традиционно женской атрибутики. Корра мужественна по характеру, при этом она не принадлежит миру мужчин и не стремится туда. Она просто такая, какая есть. Героини-пацанки появлялись и прежде (например, Пестик в «Суперкрошках» или Гусёна в «Чёрном Плаще»), но они были на вторых ролях и не позиционировались как «нормальные» девушки. Корра же, несмотря на свою почти божественную силу, остаётся просто девушкой со своими интересами — и не столь важно, что эти интересы не были свойственны героиням прошлого.

Корра, как и многие другие главные героини до неё, сталкивается с проблемами обычной молодой девушки, но акцент сделан всё-таки не на них, а на невероятном экшене, крутых магических боях, политике, общении с духами и прочих составляющих приключенческого сюжета. Хотя романтике нашлось куда больше места, чем в «Легенде об Аанге», ей не отводится всё время, как, например, в «Клубе Винкс». Отношения, любовные, семейные и дружеские, сочетаются с напряжённым экшеном. После «Корры» мультсериалы для девочек не избавились от романтики, но перестали уделять ей так много внимания.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Вселенная Стивена» — редкий, если не единственный пример сериала, ориентированного на девочек, но с мужским протагонистом

Ещё один яркий мультсериал нулевых, «Вселенная Стивена» (2013-2019), представляет собой сплав супергероики, космооперы, комедии повседневности, мелодрамы и фэнтези, щедро приправленных заимствованиями из аниме (в первую очередь из «Юной революционерки Утены»). Вопреки распространённому мнению, «Вселенная Стивена» не первый сериал, демонстрирующий самые разнообразные типы женского тела, но он однозначно стал первым, кто сделал это нормой.

«Вселенная Стивена», в отличие от «Корры», которая сознательно дистанцировалась от девичьих мультсериалов, широко использует их стереотипы, но при этом придаёт им новое значение. Так, розовый становится цветом волшебства. Он входит в палитру главного героя, сына высокопоставленной революционерки Розы Кварц, и одной из его наставниц — воительницы Жемчуг, а также целого ряда персонажей, так или иначе связанных с магией. Использование цвета во «Вселенной Стивена» вообще отдельная увлекательная тема, но важно то, что это первый — и по сей день единственный — случай, когда палитра девичьего сериала подвергается анализу и используется для характеристики чего-то иного, нежели пол персонажа.

Кстати, о женственности: Ребекка Шугар, исполнительный продюсер «Вселенной Стивена», была не первой женщиной во главе анимационных сериалов - например, одним из режиссёров «Суперкрошек» выступила Лорен Фауст. Но именно после Ребекки женщин-режиссёров стали чаще ставить во главе мейнстримных проектов. Они начали возглавлять творческие команды и создавать истории, в которых гендерные различия персонажей либо упраздняются вовсе, либо сведены к минимуму.

«Вселенная Стивена» кажется коммерчески рисковым проектом, опережающим своё время, но он вышел именно тогда, когда вопросы гендера, феминистической повестки и переоценки социальных ролей сделались особенно актуальны. Фактически он стал манифестом нового анимационного пространства — всё ещё инфантильного, как герой прошедшего десятилетия Губка Боб, но не стесняющегося своей женской стороны и принимающего её. Мощное послание «Стивена» будет услышано и воспринято новыми аниматорами в индустрии... но далеко не всеми и не сразу.

Важно понимать, что «Корра» и «Вселенная Стивена» были не только первыми ласточками грядущих изменений, но и уникальными проектами, не имевшими на тот момент аналогов. Основной же пласт анимации для девочек всё ещё составляли посредственные сериалы по игрушкам вроде «Лалалупси» (2013-2015), перезапуски и продолжения франшиз, как «Сабрина: Секреты ведьмы-подростка» (2013-2015) и «Даша и друзья: приключения в городе» (2014-2017), и отдельные удачи, не выходящие за узкие рамки жанра, вроде «Елены — принцессы Авалора» (2016-2020), «Школы Эвер Афтер» (2013-2016) и «Софии Прекрасной» (2013-2018). И это не говоря об огромном количестве мультсериалов из Франции, Канады, Южной Америки и Японии. Рынок для девочек в кои-то веки оказался таким же широким, как и для мальчиков, — но при этом большая часть проектов мало что собой представляли и в лучшем случае, как «София Прекрасная», могли предложить небанальные темы для обязательных моральных уроков в конце каждого эпизода.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«София Прекрасная» рассказывает историю обычной девочки, волей судьбы ставшей принцессой

Впрочем, «Елена — принцесса Авалора» действительно попробовала сделать нечто новое: рассмотреть статус принцессы как ответственную работу, которая требует особых навыков и исполнения рутинных обязанностей. Но далеко с этой идеей «Елена» не заходит и ограничивается стандартными, не слишком опасными приключениями юной принцессы, пускай даже нетипично образованной и серьёзной.

В 2015 году наконец случилось то, чего зрители ждали многие годы. И речь не про анимационную адаптацию «Наследников» и не про странную попытку американцев снять свою версию «Маши и медведя» — «Голди и Медведь», а про первый сериал для девочек по вселенной комиксов DC.

Авторы «DC девчонок-супергероев» (2015-2018) не стали мудрить с завязкой и объединили своих героинь через совместное обучение в школе. Поначалу это была девичья версия «Людей Икс», где супергерои ходили в особенную школу и переживали подростковые проблемы. Но после перезапуска 2019 года, к которому приложила руку создательница сериала «Дружба — это чудо» Лорен Фауст, концепция немного изменилась: теперь героини в совершенно другом составе ходят в обычную школу, но объединяются, чтобы бороться со злом. Изначальный квазиреалистичный стиль сменился стилизацией под флеш, в котором явно угадывалась лицевая анимация из «Девочек из Эквестрии» (спин-оффа «Маленьких пони» 2017-2020 годов). Новой творческой команде удалось соблюсти равновесие между добродушной комедией повседневности и супергеройским сюжетом про борьбу с суперзлодеями.

Отличием «DC девчонок-супер-героев» от ранних сериалов про волшебных школьниц стало не только то, что теперь они супергероини. Дело в ироничном отношении к стереотипам по поводу девчачьих увлечений: всякие милые повседневные мелочи вроде пижамных вечеринок, совместных фотографий в фотобудках, любви к мелодрамам и так далее подаются как нечто забавное и немного устаревшее. Эта ироничность не доходит до насмешек, но все эти сцены находятся в контексте, дающем понять, что девочки не сводятся к набору очаровательных благоглупостей.

Похожую мысль несла другая крупная премьера 2015 года — диснеевский сериал «Звёздная принцесса и силы зла» (2015-2019). Поначалу он представлял собой довольно стандартную, но всё же остроумную и забавную историю, сочетающую подростковые будни волшебной попадании на Землю, сражения с монстрами и политические интриги сказочного государства Мьюни. Понемногу повседневность начала отходить на задний план, уступая место магии. Нельзя сказать, что сериал из-за этого потерял свой шарм, но очевидно, что его формат перестраивался с течением сезонов — и, вероятно, шутки над жанром махо-сёдзё нравились не всем. В попытке посмеяться над чертами классических анимационных шоу для девочек «Звёздная принцесса» не заходит дальше добродушного подтрунивания, и зрители не всегда считывали иронию. Позже от неё отказались вообще, погрузившись в грандиозный сюжет — довольно нетипичный для обычных девочковых мультсериалов, с неочевидными врагами.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Анимация поздновато почувствовала запрос на новых героев, мрачных и готических. Когда «Вампирина» вышла на экраны, мир кукол уже завоевала серия игрушек Monster High

Конечно, окончательно отказаться от стандартных шоу для девочек Disney не планировала. Одновременно с популярным сериалом «Рапунцель: Новая история» (2017— 2020) появился традиционный семейный мультфильм «Вампирина» (2017-2021).

Но все центральные диснеевские героини 2010-х более-менее родственны друг другу. Они происходят от типажа, возникшего в сериале для смешанной аудитории, — Мэйбл Пайне из «Гравити Фолз». Мы видим девочек, сохраняющих женственность и девичьи увлечения, но при этом активных и готовых к борьбе. Это можно сказать и про Звёздочку Баттерфляй, и про Рапунцель, и про Луз из нового сериала «Дом совы».

Такой тип персонажа характерен не только для Disney. В 2017 году на Boomerang SVOD начал выходить мультсериал «Дороти и Волшебник Страны Оз» (2017-2020), где Дороти Гейл показана жизнерадостной и пробивной девчонкой, с брутальной непосредственностью управляющей Изумрудным городом. Это было довольно радикальное переосмысление персонажа из экранизации 1939 года, но даже оно проигрывало по новизне крупной премьере 2018-го: «Ши-Ра и непобедимые принцессы» (2018-2020).

Фантастика в мультсериалах для девочек
Новая «Ши-Ра» стала не менее популярна, чем культовый сериал 1980-х

В новом сериале резко сменились и стиль (его новый облик вдохновлён «Вселенной Стивена» и художниками с tumblr), и проблематика. Адора всё так же начинает как полководец тоталитарной Орды, а затем переходит на сторону добра, но теперь в фокусе — сложность смены убеждений и чувство вины. А ещё становится ясно, что люди примыкают к тоталитарным культам не только из-за неосведомлённости. Эта мысль прослеживалась и в первом сериале, но здесь она нужна для развенчания устоявшейся в детских произведениях идеи, что достаточно рассказать людям правду о злом режиме, и он непременно падёт.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Звёздная принцесса и силы зла» иронизировала над стереотипами жанра махо-сёдзё — но недолго

Эта мысль делает «Ши-Ру» самым идеологически заряженным сериалом из всех, что выходили в десятые годы. Во «Вселенной Стивена» внешний конфликт космических камней больше завязан на внутренних переживаниях, чем на политике, а «Звёздная принцесса и силы зла», хоть и пыталась затрагивать тему неравноправия и геноцида, всё же оставалась в русле шоу для детей. Но сам факт, что сериалы для девочек, традиционно считающиеся способом убежать от реальности, пытаются говорить со зрительницами об этой самой реальности, немаловажен.

Фантастика в мультсериалах для девочек
«Нелла, отважная принцесса» оказалась довольно вторичной на фоне других сериалов о юных воительницах

«Нелла, отважная принцесса» (2017-2021) не стала популярным шоу, и на то есть свои причины. Рано или поздно любая идея выхолащивается до морализаторства и превращается в маркетинговый ход. Касается это и феминизма в девичьих сериалах. Достаточно посыпать его блёстками, чтобы привлечь и людей, неравнодушных к социальным вопросам, и консервативных родителей, которые видят в продукте нечто знакомое и безопасное.
И хотя Нелла получилась довольно обаятельной и смелой героиней, никакого реального постижения рыцарского кодекса здесь не происходит. В сущности, маленькой героине просто дали меч и стали чуть чаще устраивать с ней конфликты.

Нечто подобное произошло и с перезапуском «Суперкрошек» (2016-2019). Героини ничуть не растеряли в обаянии, но экшена здесь в разы меньше, чем в оригинальном сериале. Наверное, к лучшему, что супергеройские дошкольницы стали чаще вести себя на свой возраст. Но недовольство фанатов было понятно.

Фантастика в мультсериалах для девочек
Перезапуск «Лалалупси» вышел интереснее оригинала

А вот перезапуск «Мы Лалалупси» (2017) на Netflix неожиданно обрёл популярность и продемонстрировал связную историю с яркими героинями. Фантастический элемент немного отошёл на задний план в сравнении с оригиналом, зато у героев появилась индивидуальность и собственные арки — довольно банальные для девочковых шоу, но всё же показывающие интересное развитие персонажей.

Сегодняшний день: самые разные девочки


Начиная с 2019 года мультипликационный контент для девочек стал одним из доминирующих на рынке. Это отчасти связано с тем, что понятие «сериал для девочек» расширилось и под ним сейчас имеются в виду очень разные вещи. Но в основном так случилось потому, что девочки стали основными потребителями контента, причём самого разного.

Описать все крупные и важные премьеры последних лет не хватит никакого места. Так, «Дом совы» стал первым мультсериалом, идеально проходящим тест Бехдель: в нём почти сугубо женский каст, и романтические гетеросексуальные отношения не становятся для него важной темой. Disney несколько преувеличивает, называя свою героиню первым бисексуальным персонажем студии, но раньше в диснеевских мультфильмах такие герои действительно не оказывались в центре сюжета (хотя эта любовная линия подана максимально нейтрально, чтобы в странах, осуждающих однополые отношения, не пришлось её вырезать).


Читать дальше...

Рейтинг статьи

Оценка
0/5
голосов: 0
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх