Новость из категории: Книги

Убийство русалки - Т. Ридаль, А. Й. Казински

Убийство русалки - Т. Ридаль, А. Й. Казински

Датская столица Копенгаген 1830-х годов охвачена нищетой и болезнями, то и дело вспыхивают народные беспорядки, да и полиция работает не слишком эффективно. Начинающего писателя Ханса Кристиана Андерсена видели выходящим из комнаты проститутки, которую потом нашли убитой, и теперь молодому человеку грозит смертная казнь. Благодаря связям в высших кругах его отпускают и дают три дня, чтобы найти настоящего убийцу, чем он и занимается вместе с Молли, сестрой убитой девушки. А потом эта история превращается в сказку о русалочке.

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен вёл дневник с 1825 года и до своей смерти в 1875 году. Однако в 1834-м его регулярные записи прервались на полгода — неожиданно и без объяснений. Именно в этот период его жизни, о котором сейчас практически ничего не известно, и происходит действие романа.

Впрочем, настоящий главный герой «Убийства русалки» — вовсе не молодой и пока неизвестный писатель, а Копенгаген первой половины XIX века (и сам XIX век) — грязный, омерзительный, жуткий, нищий, несправедливый и одновременно окутанный романтическим флёром. Город в романе изображён очень достоверно, с огромным сочувствием и любовью, благодаря которым копенгагенские трущобы на страницах буквально оживают. Здесь свирепствуют болезни, живут шлюхи и карманники, улицы покрыты грязью и навозом — и одновременно существуют красота и поэзия. И разумеется, царят ужасающие двойные стандарты (один и тот же поступок в королевском замке и в портовом районе оценивается сильно по-разному), на которых авторы книги часто заостряют внимание.



Сюжетно роман «Убийство русалки» почти идеален — это захватывающий триллер с элементами криптоистории и, конечно, литературной игры. В романе много аутентичных исторических описаний, деталей, размышлений об Андерсене и отсылок к его произведениям. Роман также превосходен с точки зрения композиции и хорош с точки зрения эмоций, но вот детективом его назвать нельзя вообще, хотя он и позиционируется как таковой. Имя преступника читатель (но, естественно, не Андерсен) знает с самого начала, так что под вопросом здесь не личность убийцы, а его мотив. Этот мотив в конце оказывается довольно сложным и не слишком правдоподобным — плюс авторы уж очень многое говорят открытым текстом, вместо того чтобы предоставить читателю самому делать выводы.

Зато они интересно описывают самого Андерсена, личность крайне противоречивую и до сих пор загадочную, подробно рассуждая о его характере и мотивах и о природе литературного творчества в целом. Хотя, конечно, маловероятно, чтобы задумки всех самых известных сказок Андерсена появились в очень короткий промежуток времени и под влиянием одних и тех же событий, но это допущение получилось у датских авторов красивым и достаточно убедительным.

Дуэт из трёх человек

На обложке романа указаны два имени - Т. Ридаль и А. Й. Казински. Однако А. Й. Казински - псевдоним двух человек: Андерса Рённоу Кларлюнда, кинорежиссёра и писателя, и Йакоба Вайнрайха, сценариста и писателя. То есть всего авторов у романа трое (ну или три с половиной, если считать самого Андерсена).

Вердикт

Занимательный и познавательный роман о Копенгагене и Андерсене. Это ни в коем случае не детектив, но притом история достаточно остросюжетна, а ещё атмосферна и содержит много красивых деталей. Ещё здесь есть несколько криптоисторических допущений — из-за них роман как раз и можно отнести к фантастике. В общем, достойная вещь, которая, впрочем, стала бы лучше, если бы была чуть-чуть короче.


Итоговая оценка: 8 баллов из 10!

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх