Предварительный обзор Silent Hills
Хидэо Кодзима — тот еще шутник. Помните его Phantom Pain, которая потом оказалась пятой частью Metal Gear Solid? Ну а на gamescom 2014 именитый геймдизайнер продолжил оттачивать мастерство мистификатора. Выйдя на сцену, он рассказал о хорроре с подозрительно коротким названием — Р.Т. — от никому не ведомой 7780s Studio. И заявил, что играбельная демоверсия уже доступна в PSN.
Как потом выяснилось, именно этот анонс Sony в преддверии своей пресс-конференции называла «бомбой». Однако японский игровой гигант немного просчитался: бомба обернулась скорее шумовой гранатой. Вопли впечатлительной летсплеерши, первой прошедшей демку, теперь неразрывно ассоциируются с анонсом... Silent Hills Кодзиме снова удалось обвести всех вокруг пальца. Нарочито низкобюджетный ужастик Р.Т. оказался «играбельным тизером» (именно так расшифровывается аббревиатура) новой части легендарной серии.

Запомните эти лица: они сделают нам страшно! Хидэо Кодзима и Гильермо дель Торо в «Холодном доме», личном музее страха кинорежиссера
ЗОЛОТАЯ КОМАНДА
«Сначала мы хотели сделать такую игру, от которой вы обмочили бы штаны. Теперь наша цель — заставить вас в них наложить», — заявил Кодзима уже позднее. И добавил, что коллекционное издание Silent Hills непременно будет включать чистенькие портки для самых восприимчивых.
Шутка ли это, проверить удастся еще очень-очень нескоро. Новая игра про туманный провинциальный городок находится на самом раннем этапе планирования, и разработчики еще не решили даже, от какого лица мы будем играть — первого или третьего. Кодзима не исключает оба варианта в зависимости от ситуации. Скорее всего, большую часть времени нам придется созерцать затылок главного героя, а на самые кошмарные сцены взирать его глазами.
В основу новой игры ляжет движок Fox Engine, который использовался в последних частях MGS и неплохо показал себя на открытых пространствах. То есть нас, скорее всего, ждет открытый город с переплетением улочек, как в канонических частях Silent Hill. Мы будем прорываться сквозь туман улиц от какой-нибудь психиатрической больницы к городскому кладбищу; от заброшенной школы до очередного дома, где произошло кровавое преступление. И уже там, внутри замкнутых пространств и зданий, распутывать череду головоломок, пугаться страшных монстров (которые, конечно же, не просто монстры) и подбирать ключи от запертых дверей.
Пленником Сайлент-Хилла на этот раз станет Норман Ридус — средних лет мужчина в потертой куртке, наделенный внешностью голливудского актера, игравшего в сериале «Ходячие мертвецы». И на этом пересечения с кинематографом не заканчиваются. В работе над игрой участвует кинорежиссер Гильермо дель Торо, известный по фильмам «Тихоокеанский рубеж» и «Лабиринт фавна». Он и сам прекрасно умеет создавать на экране мистическую жуть.
«Время шло, мы продолжали обмениваться идеями и наконец пришли к той версии играбельного тизера, которую вы видели. По-моему, это очень страшная и очень атмосферная вещь», — обмолвился как-то дель Торо.
Насколько можно судить по Р.Т., Кодзима более или менее понимает классическую формулу Silent Hill, придуманную ныне закрытой студией Team Silent, и намерен ее придерживаться. В отличие от западных разработчиков, ответственных за последние части серии. Silent Hill: Downpour от чехов из Vatra Games — игра в общем-то хорошая, но подлинного Сайлент-Хилла в ней кот наплакал. А о портативном дьяблоиде Silent Hill: Book of Memories лучше и вовсе не вспоминать.

В Р.Т. нарочито дешевая картинка, чтобы по первости общественность приняла игру за непримечательный инди-ужастик
Впрочем, Кодзима признался, что собранный наспех Р.Т. с сюжетом Silent Hills будет, вероятно, связан мало. А то и вообще никак. Самая явная отсылка в нем — финальный ролик, в котором суровый главный герой идет по туманной улице того самого городка под заглавную музыкальную тему из классических частей. Участвует ли в проекте ее автор — Акира Ямаока? Официальных подтверждений этому нет, но нет и опровержений. Однако композитор неоднократно выражал желание поработать над новой частью.
Прохождение демо-версии P.T.
ИГРАБЕЛЬНЫЙ ТИЗЕР
Человек приходит в себя в сыром темном подвале. Как и почему он тут оказался — не ясно. Мы смотрим его глазами на серые стены, на ползущего возле носа таракана... и дверь. Пересиливаем себя, встаем и дергаем за ручку.
Впереди — узкий коридор, запертая ванная и прихожая. Входная дверь закрыта на ключ. За окнами непроглядная темнота и проливной дождь. На стенах тусклые светильники и психоделические картины. Кругом мусор. пустые бутылки, таблетки, а в ванной как будто кто-то или что-то есть. Мебели немного: трюмо с телефоном, столик с фотокарточкой супружеской пары и старомодным шипящим радиоприемником.
И тумбочка с остановившимися электронными часами. За одну минуту до полуночи в этом доме что-то случилось. Что-то недоброе.
Герой увяз в петле времени — между 23:59 и 00:00. Стоит спуститься обратно в подвал — только уже по лестнице в другом конце — и снова окажешься в том же самом чертовом коридоре, на исходной позиции. Однако всякий раз что-то меняется: окружение становится все более «альтернативным». Как в Silent Hill 4: The Room, где квартира Уолтера Салливана постепенно превращалась в небезопасную и непригодную для жизни клетку.
Постоянно что-то скрипит и шуршит, раздается детский плач и женский вой — или это только кажется? Появляются надписи на стенах, лампы наливаются кроваво-красным светом, а дверь в ванную мало-помалу отворяется... Еще с десяток хождений по кругу, и люстра в коридоре оборачивается окровавленным холодильником, а картины, кажется, начинают за нами наблюдать.
Если по Данте кругов ада девять, то по Кодзиме — умножайте на сто, причем все эти круги уместились в небольшом замкнутом пространстве. Стоит нам привыкнуть к окружению, выучить план дома, понять и принять его законы, как в следующую минуту, с очередным витком, все меняется. Приходится приспосабливаться заново. Это один из главных принципов «правильного» японского Silent Hill, и Кодзима в точности ему следует.
Еще Silent Hill славится символизмом и подачей сюжета через дикие образы. Поиск смысла в самой распоследней смазанной текстуре — любимое развлечение гурманов серии. И в этом маленьком тизере загадок тоже предостаточно. Что за эмбрион в раковине и почему он такой... уродливый? Что означает набор чисел, который постоянно повторял глава исчезнувшего семейства, жившего в этом доме? Что пытается сказать хрипящая телефонная трубка?
Чтобы разорвать петлю времени и выбраться из западни, придется в этом разобраться. Подсказки Кодзима выдает на разных языках, чтобы интернет-сообщество действовало сообща. Разработчик даже сознался, что финальный квест нарочно сделан таким сложным.
Правда, любопытную идею сгубил нещадный рандом — у некоторых Р.Т. не проходится, хоть ты вопи на свою PS4 в микрофон. Последовательность финальных событий попросту не запускается. А у других — с первого раза и без особых трудозатрат. У нас в редакции, например, так и случилось: один из редакторов оказался избранным, а второй навечно остался взаперти.

Рассмешить рыдающим эмбрион безуспешно пытается половина игрового сообщества. Без этого P.T. не пройти
Это еще раз доказывает, что Сайлент-Хилл у каждого свой. Одних он притягивает и иногда перемалывает, а кто-то в нем лишний, чужой. На множественность указывает и название: Silent Hills. Иными словами, их несколько. Пытливые журналисты заставили Кодзиму это признать.
Не с потолка взята и выдуманная им студия 7780s Studio. 7780 квадратных километров — это площадь японской префектуры Сидзуока. Как вы думаете, как это переводится? «Тихие холмы», конечно.
Вердикт
Будем ждать! Перерождение лучшей серии ужастиков в нашей с вами индустрии. И просто одной из лучших игровых серий. У руля стоят Хидэо Кодзима и Гильермо дель Торо, а потому за игру наконец-то можно не волноваться. Первый раз за много лет — со времен Team Silent.