Новость из категории: Программы для ПК

Знакомство с Ardour 3

Содержание:
1. История появления и MIDI в программе (Вы читаете данный раздел);
2. 64 бита, стереопаннер, автоматизация;
3. Рендеринг, JACK и PulseAudio;
4. Сборка ;
5. Выводы.
Знакомство с Ardour 3

Недавний выход третьей версии Ardour (http://ardour.org) - отличный повод рассказать о нем после стольких лет ожидания этого релиза. Заодно можно рассказать и о современном состоянии свободного звукового ПО в целом.

История появления

Когда Ardour 3 только «затевался», объявленные в нем новшества были революционными (для Ardour), поскольку они выводили продукт совсем в другую весовую категорию. Дело в том, что среди свободного ПО для звука тогда были программы, большей частью ориентированные на запись и сведение MIDI-партий, а Ardour специализировался на работе с «волновыми» партиями и в этой области перевешивал по функциональности все остальные программы. Есть очень точный аналог Ardour 2 в мире коммерческого ПО - это SAW, где нет поддержки MIDI-партий, и все силы брошены на обработку аудио. Такие программы пригодны для записи «живых» групп через линейные входы, для сведения композиций из уже готовых партий или петель, но... С некоторых пор широкое распространение получили виртуальные инструменты - плагины, подключаемые к программам звукозаписи/сведения, и многие музыканты и звуковики без них не могут обойтись. И правильно: зачем покупать внешний синтезатор, если можно совершенно бесплатно собрать коллекцию виртуальных синтезаторов, до бесконечности расширяя свою палитру тембров? А эти виртуальные синтезаторы подключаются к MIDI-дорожкам.

В Ardour 2 не хватало именно поддержки MIDI и виртуальных синтезаторов. В то время она уже была в ряде других свободных программ категории DAW (Digital Audio Workstation) - тех самых, что отставали по «волновой» части. Появление MIDI в Ardour, по ожиданиям, совершило бы революцию в мире звукового ПО вообще, потому что связка из Linux и свободного Ardour 3 стала бы фактически более приемлемым решением, чем другая система + коммерческая DAW. Так и началась разработка Ardour 3. Конечно, кроме MIDI, там должны были появиться и другие новшества, о которых я ещё расскажу, но MIDI - то, чего ждали все.

Знакомство с Ardour 3
Интерфейс Ardour 3

MIDI в Ardour 3

Что же произошло в этой области с Ardour? Другие DAW поддерживают традиционные API плагинов виртуальных синтезаторов (например, DSSI). В Ardour 3 поддерживается только новые API: LV2, экзотичный Native VST и Audio Units под Mac. С LV2 мировое положение выглядит не совсем радужно: существует несколько версий спецификации LV2, и большинство плагинов поддерживают старую версию (ревизию 2), под которую во многих дистрибутивах Linux уже сложно компилировать эти плагины - просто из-за усилий, которые надо приложить, чтобы обеспечить среду сборки. Компилировать плагины под новую спецификацию - пожалуйста, но их мало (еще меньше, чем под старую). Чтобы обеспечить плагинам LV2 все те красивые интерфейсы, которыми нас радуют на скриншотах, надо тоже постараться, установив множество сторонних библиотек.

Таковы реалии LV2. Есть Ardour 3, в нем можно писать MIDI-партии и воспроизводить их на синтезаторы LV2, но работоспособных таких синтезаторов - раз-два, и обчёлся. В этом плане другие DAW (например, QTractor) выглядят привлекательнее, поскольку поддерживают не только LV2, но и DSSI, под который наработано относительно много виртуальных инструментов.

Помимо LV2, Ardour 3 поддерживает VST-плагины, в том числе синтезаторные VSTi. Речь идет не о том, что VST-плагины для Windows работают в Ardour 3 (хотя и это возможно долгим обходным путем). Нет, поддерживаются так называемые Native VST-плагины, собранные специально для Linux, при использовании SDK от компании Steinberg (без совместимости с GPL). То ли скачанная мною сборка Ardour собрана без поддержки VST, то ли еще что, но оценить работу таких плагинов мне не удалось: в моей программной среде Ardour их не видит...

Второй вопрос - это редактирование MIDI-данных. В DAW для этого традиционно существует средство, называемое «пианоролл». Это окно, где ноты можно рисовать в виде прямоугольников, а затем перемещать их, удалять и так далее. Практически во всех DAW пианоролл реализован как отдельное окно. Это позволяет вам открыть сразу несколько партий и работать с ними независимо. В Ardour 3 пианоролл как отдельное окно отсутствует. Он встроен в тайм-лайн (монтажный стол), в дорожку. Вы берете нижний край «статусной» области MIDI-дорожки, тянете его вниз - появляется пианоролл, прямо на дорожке. Увеличиваете его до нужных размеров и работаете. Непривычно, но можно привыкнуть. А вот с удобством ситуация обстоит хуже, поскольку может понадобиться наблюдать сразу за несколькими дорожками, которые не идут подряд одна за другой, и при различимом для глаза уровне масштабирования пиано-ролла видимой будет только одна из нужных дорожек.

Знакомство с Ardour 3
Микшер и плагин TAL Reverb

Отдельное окно пианоролла позволило бы также вынести на панель управления этого окна доступ к специфическим инструментам, снабдить его отдельным меню для MIDI-функций.

К слову, отличия в новом релизе от Ardour 2 давно мною забыты, поскольку я уже долгое время работал с альфа- и бета-версиями Ardour 3, а в документации новшества описаны очень скромно. Формально они перечислены, но подробностей не хватает (http://ardour.org/ news/3.0.html).

А вот с пользовательской документацией ситуация лучше. Онлайн-версия достаточно большого руководства по программе доступна по адресу http://manual.ardour.org. (Хотя и там некоторые разделы до конца не описаны.

В Ardour предлагается универсальный подход: одна панель инструментов, общее меню... MIDI-функций в нем, кстати говоря, довольно мало. Но основные все есть: транспонирование (смещение на столько-то октав или полутонов), квантование, еще несколько. Вертикальная прокрутка в пианоролле выглядит как особый виджет слева от изображения фортепианных клавиш - сразу и не разберешь, что это элемент управления прокруткой. Отказ от многих традиционных виджетов в Ardour не вызывает у меня быстрого привыкания к новым виджетам и предлагаемой концепции масштабирования и прокрутки. Но она интересная - в ней надо разобраться.

Так, MIDI-дорожки (да и любые дорожки) масштабируются по вертикали изменением размера дорожки при помощи того же смещения нижней части статусной части дорожки. Вот мы увеличили несколько дорожек - они уже не помещаются на экране. Полоса прокрутки при этом не появляется - теперь надо крутить колесико мыши, которое «скроллит» дорожки по вертикали, если дорожки не помещаются на экране. Масштабирование по горизонтали управляется инструментом «лупа», расположенным на панели инструментов (увеличить - лупа с плюсом, уменьшить - с минусом).

Для прокрутки песни по горизонтали предлагается нетрадиционный виджет прокрутки внизу главного окна. Такой виджет в других DAW называется навигатором, а в Ardour это панель обзора сессии (Session overview pane). Она отображает всю композицию в уменьшенном виде, и вы можете смещать там эдакое «окно», которое «высвечивает» некоторую часть композиции. Окно можно растягивать, менять его форму - соответственно будет меняться масштаб и положение прокрутки. Всё бы хорошо, но данные дорожек рисуются в навигаторе как цветные прямоугольники, а ведь дорожки и фрагменты имеют названия, и хорошо бы их видеть, чтобы правильно ориентироваться.

Подводя здесь итог, отмечу, что обычных средств прокрутки и масштабирования не предлагается, а к фирменным придется привыкать. При этом не могу сказать, что «навигатор» плох (пусть ему и очень не хватает подписей). Вероятно, работа с ним может быть очень эффективной. Проблемы начнутся, если учитывать наличие у пользователей опыта работы с другими программами, где прокрутка и масштабирование реализованы иначе («традиционно») - тогда «навигатор» будет сдерживающим факторов в освоении Ardour новыми пользователями. Почему бы не сделать, как в Reaper? Там есть «навигатор», но наряду с ним и традиционная прокрутка и масштабирование.

Впрочем, программы нелинейного звукового и видеомонтажа - это не однокнопочные сущности, а одни из самых сложных представителей программного обеспечения, и в целом Ardour -далеко не самый нетрадиционный в плане интерфейса. Что же еще нового в Ardour 3?

Рейтинг статьи



Поделиться

Похожие новости

Комментарии



Информация


^ Наверх